До и после Иудушки/С.Русскин (Санкт-Петербург)

Выпуск №3-133/2010, Лица

До и после Иудушки/С.Русскин (Санкт-Петербург)
В августе исполнилось 55 лет заслуженному артисту России Сергею РУССКИНУ. Его лицо нам хорошо знакомо по многочисленным кино- и телефильмам. Для театрального зрителя его имя связано с ролью Тени из одноименного спектакля Театра комедии им. Н.Акимова в постановке Татьяны Казаковой. Этот персонаж в исполнении С.Русскина воплощает собою хотя и сказочное, но вполне осязаемое и узнаваемое зло: «с каждым говоря на его языке», он постепенно переживает трансформацию как внутреннюю, так и внешнюю - из маленького черного человечка превращаясь в огромный красный шар, стремительно движущийся и, кажется, затопляющий длинным бархатным шлейфом всю сцену. Он проходит превращение из подобострастного карьериста в сухого и жестокого властителя, не признающего «никаких перемен». Но на смену его кровожадному «В полночь!», выкрикиваемому у самой кромки дьявольской луны и обещающему уничтожение Ученого, приходят заискивание перед Принцессой, растерянность и бегство.
Несмотря на множество сыгранных ролей, самой значительной его работой остается по-прежнему Иудушка Головлев в спектакле театра Русская антреприза им. А.Миронова «Господа Г.», поставленном Владом Фурманом в 2005 г. Режиссер приступил к репетициям, не имея инсценировки: «просто шли по роману», говорит С.Русскин. В результате получилась, по его словам, «сага семьи, сага рода». Его Порфирий Владимирович, не предвидя последствий своего поведения, губит своих родных, уничтожая и себя. До сих пор этот спектакль вызывает у зрителей сильные чувства.
Герой Сергея Русскина постепенно набирает силу. В начале спектакля прекрасная, величественная Арина Петровна в исполнении Татьяны Ткач формально советуется с другими сыновьями о судьбе сына Степана, в то время как уже давно самостоятельно приняла решение. Она - центр этой семьи, волевая женщина, всего добившаяся сама. Иудушка, подобострастно целуя руку матери, как прилежный ученик твердит «об обязанностях детей». Но чем меньше детей остается у Арины Петровны, тем крепче сила Кровопивушки, как зовут его братья, тем больше его состояние и уверенность в своей непогрешимости. Недаром он постоянно цитирует Священное писание и обращается к иконостасу, перед которым не столько молится, сколько жалуется и сам придумывает удобный ответ. После самоубийства брата Степана Порфирий Владимирович хоть и по-прежнему ласков с матерью и все так же напоказ жаждет ее одобрения, но в точности до золотников записывает все, съеденное ею. После смерти отца Иудушка, подобно вампиру, крепнет еще больше, и почти силой пытается добиться от умирающего брата Павла распоряжений относительно его капитала. Одна из самых сильных сцен в спектакле - сопротивление выбивающегося из сил Павла (Анатолий Горин) хищнику-Иудушке.
Умершие братья и отец снова появляются в виде жутковатых, кривляющихся призраков. Они незримо будут сопровождать Иудушку на протяжении всей его жизни, представленной в пьесе, издеваясь над ним, обвиняя и мстя.
Во втором акте - уже другая расстановка сил. Мы видим растерянную старуху в нелепом чепце, утратившую свое величие, и спокойного и жесткого Порфирия Владимировича, который без тени смущения перебивает мать, чтобы порассуждать «о милости Божьей», на которую, как он уверен, имеет полное право. Он так же не сомневается в своей правоте, когда отказывает сыну Петеньке возместить карточный долг, чем обрекает того на каторгу. Страшен тихий и ласковый голос С.Русскина, герой которого даже будто и не осознает, что убивает своего бестолкового, порывистого, оставшегося единственным сына. К моменту приезда Петеньки совесть Иудушки, хотя он сам и отрицает это, уже запятнана кровью сына Володеньки, покончившего с собой из-за неодобрения отцом его женитьбы. В этой смерти Иудушку прямо обвиняет Петенька, роль которого исполняет молодой артист Вадим Франчук. Его демонстративное игнорирование спокойно пьющего чай отца, брошенные сквозь зубы реплики «Иудушка!» и «Убийца!», нервная дрожь рождают ощущение чего-то пугающего и неотвратимого. И оно происходит: Арина Петровна проклинает сына. Но Иудушка, вначале потрясенный этим жутким видением - кружащаяся в безумном танце мать, хрипло выкрикивающая проклятия, - довольно быстро приходит в себя. Смерть матери добавляет ему новых сил, а ее проклятие будто рушит последние границы нравственности. Отныне он - проклят, и для него все возможно.
Он старается добиться расположения очаровательной племянницы Анниньки (Нелли Попова). Омерзение и страх вызывает и у Анниньки, и у зрителей его болезненная страсть. Легкомысленная и занятая собой, племянница не обвиняет Порфирия Владимировича в смерти своих родных, но сразу же покидает его, потому что ей «скучно и страшно». И в его доме остаются только экономка Евпраксея (Н. Мальцева) и ключница Улита, которые так же, как и родные Кровопивушки, ненавидят и боятся его. Но и они скоро покинут этот опустевший дом. Очень тихо и жутко звучит голос С.Русскина, когда Иудушка обещает экономке убить ее, «если она еще раз... без разрешения... к нему в кабинет». И впавшая в отчаяние героиня Надежды Мальцевой, у которой отняли единственного ребенка, бросает под ноги Иудушке ключи, оставляя его с душами доведенных им до смерти близких. Они отворачиваются от своего убийцы в поразительной по силе финальной сцене, в которой раскаивающийся Иудушка, жалкий и состарившийся, вымолив прощение у больной, похожей на труп и такой же жалкой Анниньки, пытается докричаться до своих родных. Уже не только жалость и отвращение, но и невольное сочувствие вызывает персонаж С.Русскина. Он тщетно кричит в пустые глазницы икон, ставших окнами, в которых возникают, дразня его, призраки, о том, что «ему нужно на могилку к маменьке». Но одно за другим захлопываются окна и двери в доме, где теперь живут только призраки, одним из которых станет и Иудушка - давно мертвец по сути, питавшийся кровью живых людей. Гаснущий над склоненной фигурой Иудушки свет символизирует наступившие для него мрак, отчаянье и ужас. И закрывается окно сверху, отнимая надежду на прощение...
Много раз я видела спектакль и могу подтвердить справедливость слов: «Сергей Викторович каждый раз по-разному играет!» Работники театра всегда собирались, чтобы посмотреть финал, за бархатной занавеской, отделяющей зрительный зал от двери, ведущей в фойе. И каждый раз поражало страшное выражение бледного лица Русскина-Иудушки, перехватывало дыхание от его финального монолога. Иногда он произносил его очень тихо (а в зале было еще тише), иногда выкрикивал в бессильном отчаянии, иногда его герой встречал смерть на коленях, иногда в изнеможении падал на сцену, но каждый раз зритель бывал оглушен этим взрывом истинных чувств Художника, которые невозможно не разделить.
За эту роль С.Русскин получил «Золотой Софит», который стал для него своеобразной планкой, заставляющей держать марку. Актер говорит: «Я отказываюсь от многих предложений, если считаю, что это мне ничего не дает для дальнейшего развития. Зачем тратить сейчас свою энергию и силы на эксплуатацию того, что уже было сделано, достигнуто. Да это и не имеет отношения к духовной жизни - отказался от какой-то роли... Ну и что, пришла другая роль».
Хотелось бы все же, чтобы к артисту продолжали приходить роли, достойные его...
 
Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.