На лобнем месте – Чехов. XIII Международный театральный фестиваль «Русская классика»

Выпуск №2-112/2008, Фестивали

На лобнем месте – Чехов. XIII Международный театральный фестиваль «Русская классика»

Небольшой город Лобня в Московской области — это географическая точка, хорошо известная не только в России.

В последнюю декаду мая здесь, в театре «Камерная сцена», вот уже в тринадцатый раз проходил Международный театральный фестиваль «Русская классика». Его учредители — Министерство культуры Московской области, СТД РФ, администрация города Лобни и театр.

В разные годы участниками этого фестиваля были Малый театр и МХТ им. А.П.Чехова, театры им. М.Н.Ермоловой, «У Никитских ворот», на Покровке, театры Петербурга, Омска, Вологды, Уссурийска, Болгарии, Франции, Македонии, Германии, Ирана и других стран — всех не перечесть.

За эти годы из скромного регионального фестиваля «Русская классика» превратилась в фестиваль международный, куда стремятся попасть. Руководителям театра «Камерная сцена» Светлане Давыдовой и Николаю Круглову, добрейшим, гостеприимнейшим хозяевам, очень трудно кому бы то ни было отказывать, хотя все же приходится. Тем не менее афиша оказалась перегруженной: 14 спектаклей были сыграны за 10 дней. Ясно, что необходим более строгий отбор, так как не все спектакли по своему художественному уровню соответствовали статусу фестиваля. Необычной оказалась международная часть афиши. Театры из Македонии, Испании и Ирана привезли чеховские водевили, свои последние премьеры — «Юбилей», «Медведь» и «Предложение» в разных сочетаниях. «Предложение» оказалось в центре трех спектаклей в абсолютно различных интерпретациях.

Подобное стечение обстоятельств, безусловно, представляет интерес для специалистов. Но и зрители увлеклись возможностью сравнить разные постановки, разные трактовки хорошо известных произведений.

Театр из Македонии, из города Штип приехал в Лобню в третий раз. Режиссер  М. Крстевский назвал свой спектакль из трех водевилей «Чехов наизнанку», что в результате и получилось. Было много шума, крика, беготни, но докопаться до смысла происходящего, понять режиссерский замысел оказалось довольно трудно, хотя в спектакле участвовали очень хорошие артисты, в том числе одна из звезд македонского театра Весна Дмитровска, которой был вручен специальный приз Управления культуры города Лобня за верность и преданность фестивалю «Русская классика».

Труппа из Испании, из города Дения, что расположен близ Валенсии, впервые приехала в Лобню. Испанцы играли «Юбилей» и «Предложение». Получился веселый, легкий спектакль, в котором бушевали нешуточные испанские страсти. Казалось, что на сцене не знакомые чеховские герои, а персонажи какого-нибудь испанского фарса или комедии Гольдони. Для испанских артистов все нелепые ситуации чеховских водевилей оказались абсолютно «своими». Время от времени в спектакле звучали реплики на русском языке, которым обучила испанских артистов наша соотечественница Светлана Кортунова, исполнявшая в «Предложении» роль Натальи Степановны.

Этот обаятельный спектакль получил специальный приз зрительского жюри. Нечто противоположное предложил зрителям театр из Тегерана. В этом «Предложении» было не до юмора.

Задник представлял собой огромную паутину, куда всеми силами старалась затянуть жениха злобная, похожая на хищную птицу Наталья Степановна. Ломов в этом спектакле — наглый мошенник, ни о какой влюбленности и речи нет. А отец Натальи — абсолютно спившийся старик. Обращал на себя внимание и план земель обоих семейств. В конечном счете, это был спектакль не о любви, а о борьбе за чужой кусок земли не на жизнь, а на смерть. От смешного, забавного и в чем-то романтического водевиля Чехова не осталось и следа.

Постановщик Исмаил Шафии использовал сюжетную ситуацию чеховского водевиля для того, чтобы рассказать, как он сам говорил, о проблемах сегодняшнего дня. Он убежден, что у театра есть на это право: «По-моему, нельзя быть рабом автора. Автор пишет о проблемах того времени, в котором он живет, — это XIX век. Сегодняшняя проблема другая. Все традиции, обряды, церемонии потеряли свой прежний смысл, каждый использует их для своей пользы. И жених, и невеста думают только о том, чтобы захватить чужую землю... Я использовал все слова Чехова, но как материал, как кирпич, мы создали свой спектакль, который говорит о сегодняшних проблемах. Чехов — автор, которого мы должны благодарить за то, что можем полезно его использовать. К сожалению, некоторые акценты в спектакле трудно понять, не зная персидского языка и ситуаций нашей сегодняшней жизни». Эти объяснения Исмаил Шафии давал в ответ на довольно жесткий разбор спектакля театральными критиками.

Режиссер четыре года жил в Москве, учился в аспирантуре РАТИ, защитил диссертацию как театровед, естественно, насмотрелся модных экспериментов над классикой наших режиссеров-авангардистов и поставил чеховский водевиль как страшную историю о корысти и подлости, довел свою идею до конца, а актеры все именно так и сыграли. Хотя члены жюри не приняли подобную трактовку, они не смогли не отметить очень талантливую молодую актрису Махлага Багеи, игравшую роль Натальи Степановны, и присудили ей диплом «За лучшую женскую роль». Эти три спектакля, сыгранные зарубежными артистами, как к ним ни относись, заставили еще раз задуматься о тех безграничных возможностях для эксперимента, которые дают чеховские произведения и в поисках жанра, и в поисках новых смыслов.

В афише «Русской классики» оказалось четыре чеховских спектакля, и каждый по-своему экспериментален. Кроме трех зарубежных, был представлен спектакль «Шуточки» Северного драматического театра им. М.Ульянова из города Тары Омской области. (Так что фестиваль в Лобне в этом году стал своеобразным продолжением тоже подмосковного фестиваля «Мелиховская весна», где играются только произведения Чехова.)

Именно «Шуточки» были удостоены «Гран-При» и специального приза зрительского жюри «Русской классики».

Автору спектакля режиссеру Константину Рехтину вместе с молодыми талантливыми артистами удалось создать единое целое из множества чеховских рассказов. Перед зрителями — дачный театр. Милые дачники разыгрывают чеховские сюжеты, где в первом акте представлен Антоша Чехонте, а во втором — А. П. Чехов, где много веселья, музыки, у каждого рассказа свой эпиграф в виде старинного романса. Как и положено у Чехова, здесь рядом с шуткой, веселыми розыгрышами — легкая грусть.

«Шуточки» были дипломным спектаклем курса режиссера К. Рехтина в Омском колледже искусств. В 2005 году на родине великого актера М. А. Ульянова, в Таре, что в трехстах километрах от Омска и где всего 27 тысяч жителей, было решено открыть театр. Было построено новое современное здание с прекрасным залом на 180 мест. Труппой этого театра и стал курс К. Рехтина. Все вместе, и учителя, и ученики, теперь живут и работают в Таре. «Шуточки» стали визитной карточкой молодого театра. Фестиваль в Лобне не первый, где этот бывший дипломный спектакль получил награду. Для зрителей спектакль стал настоящим театральным праздником.

Лауреатом фестиваля стал также бывший дипломный спектакль выпускников ВГИКА им. С.Герасимова (мастерская И. Ясуловича) по пьесе М. Горького «Осторожно, дети!» («Лучшая режиссура» — Григорий Лифанов, «Лучшая роль второго плана» — Ричард Бондарев за роль сторожа Бычкова).

Судьба этой постановки тоже необычна. Прошло два года, как ее участники окончили ВГИК, а спектакль продолжает жить и раз в месяц его играют на сцене Центрального дома актера им. А.А.Яблочкиной, так как в 2006 году он получил премию «Золотой лист». И каждый раз, как только предоставляется возможность сыграть спектакль, его участники бросают все свои дела и собираются вместе. С радостью они приехали и в Лобню.

Забытая пьеса Горького «Дети», одна из немногих комедий драматурга, легла в основу этого спектакля. Режиссер и педагог Г. Лифанов вместе с молодыми актерами создал яркое театральное зрелище, где герои абсолютно узнаваемы, как будто пьеса была написана не 100 лет назад, а вчера.

В афише «Русской классики» был еще один бывший дипломный спектакль — выпускного курса СПАТИ — «Игроки» Н. В. Гоголя, который вошел в репертуар Петербургского театра комедии им. Н.П.Акимова (постановка художественного руководителя театра Т. Казаковой, см. «СБ, 10» № 9-109).

С этим спектаклем, как мне кажется, все гораздо сложнее. Попытка переосмыслить Гоголя, сместить акценты, при всем том, что молодые артисты играли с полной отдачей, не показалась убедительной. Однако спектакль получил приз зрительского жюри.

Появление в афише «Русской классики» трех бывших дипломных спектаклей разных театральных школ — отражение общей тенденции в нашей театральной жизни, когда студенческие спектакли часто оказываются интереснее, чем спектакли вполне уважаемых театров.

Среди лауреатов «Русской классики — 2008» и Самарский театр «Камерная сцена», который получил диплом «За высокую культуру и бережное отношение к русской классике» за спектакль «АзиЯты» по рассказам Н. Лескова и А.Толстого. Театр, который называется так же, как хозяева фестиваля, впервые приехал в Лобню. В труппе всего 12 человек, в основном, молодежь. Художественный руководитель и создатель этого театра — Софья Рубина. Этот маленький театр живет трудной жизнью, но у него есть свои принципы, которым, несмотря на все трудности, он остается верен. Для руководителя театра одна из главных задач — просвещение. Отсюда и репертуар, который заслуживает большого уважения: Чехов, Островский, Лесков, А. Толстой, Набоков, Фолкнер, Шекспир... Для самарских артистов приезд на подмосковный фестиваль, оценка его спектакля стали своеобразным подарком к 15-летию, которое будет отмечаться в декабре.

Традиционно в фестивале «Русская классика» участвуют подмосковные театры, на этот раз их было пять. К сожалению, как мне показалось, они представили в Лобне не лучшие свои спектакли. Это можно сказать и о пушкинской «Русалке» Сергиево-Посадского театра-студии «Театральный ковчег», и о пушкинском «Пире во время чумы» областного ТЮЗа (Царицыно), и о спектакле театра «Город» из Долгопрудного по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник», и о «Каменном цветке» Бажова Маленького театра кукол из Балашихи. И только спектакль театра «Стрела» из Жуковского — сказка для взрослых «Золотые лбы» Б. Шергина в постановке Натальи Ступиной был отмечен специальным призом жюри.

Особенность фестиваля «Русская классика» — теплая, домашняя атмосфера. Здесь каждый театр окружен любовью и вниманием. Это фестиваль, у которого есть «родители»: мэр Лобни Сергей Сокол, директор театра «Камерная сцена» Светлана Давыдова, заведующая кабинетом критики СТД РФ Элеонора Макарова.

В крохотном зале на 100 мест на всех спектаклях буквально яблоку негде было упасть. Все дни фестиваля в театре царил настоящий театральный праздник. Последние годы все участники фестиваля живут поблизости, в пансионате, и имеют возможность видеть спектакли своих коллег, участвовать в обсуждениях. Общение актеров, съехавшихся из разных стран и городов России, идет круглосуточно. На торжественном закрытии фестиваля всем лауреатам были вручены небольшие денежные премии и замечательные керамические статуэтки, символ фестиваля «Русская классика» — «Актер Актерыч». Художник Дмитрий Селезнев к каждому фестивалю делает новую фигурку. У некоторых постоянных участников фестиваля, например, у Марка Розовского, собралась целая коллекция этих чудных статуэток. Театр «У Никитских ворот» в этом году в девятый раз участвовал в фестивале, на этот раз — вне конкурса. Спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Аркадия Каца завершился XIII Международный театральный фестиваль «Русская классика. Лобня-2008».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.