Ты кто? Я знаю тебя! (Киров)

Выпуск №3-133/2010, Проблема

Ты кто? Я знаю тебя! (Киров)

Главный режиссер Кировского театра кукол Владимир ЗЛОБИН не ставит спектакли с 2007-го. За последние три года - ни одного спектакля. Так получилось, что у него есть должность, но нет работы. Он главный режиссер театра, но в театре - человек последний.

Звоню Владимиру Васильевичу: «Слышали, Женовач поставил «Реку Потудань» по Платонову?»

Платонов - его давняя любовь. Инсценировку к спектаклю «Ты кто? Я знаю тебя!» по прозе Платонова Злобин написал сам. Ученик Марии Осиповны Кнебель, Владимир Васильевич в своих спектаклях часто выступал и автором сценария, и художником. Был создателем спектаклей, демиургом, а не просто «разводящим», как сегодня понимают профессию режиссера слишком многие... 

Разговариваем. Как всегда, о театре. Чувствую: человек на пределе. Понимаю: надо что-то делать. Что именно - ума не приложу. Все, что мы, журналисты, могли сделать, мы честно сделали. Два человека, чьими руками увольняли Злобина, которые стали теми самыми безликими «болтиками» в страшной чиновничьей машине, - глава департамента культуры и искусства Владимир Микрюков и директор театра кукол Елена Павлова - лишились своих должностей, в том числе после многочисленных публикаций, ревизий, коллегий, судов... Но усилия оказались напрасными: сегодня они опять на коне. Они выплыли. В отличие от режиссера.

21 апреля 2007 приказом № 30 директора театра Владимира Злобина сократили. Суд восстановил его в должности. Его опять уволили. Он опять восстановился. В июле этого года ему выдали новое предупреждение о сокращении его ставки - «в связи с экономией бюджетных средств» - и, соответственно, об увольнении. Правда, этот документ стал просто формальностью, ведь, по сути, во время этой затянувшейся на три года битвы с чиновниками работать ему - под различными предлогами - не давали. Приостанавливали работу над спектаклями (уже и куклы к «Журавлиным перьям» Дзюндзи Киноситы были почти готовы, но под нелепым предлогом спектакль заморозили, премьера не состоялась, куклы пылятся в цехах). 17 детских и 12 взрослых спектаклей предложил Владимир Злобин - на перспективу - руководству театра. Пушкин, Михалков, Лев Толстой, Метерлинк, Ерофеев, Гете, Булгаков... Давали добро на постановку «Хозяйки медной горы» Бажова. Выпуск спектакля был запланирован на четвертый квартал 2009 года. Премьера опять-таки не состоялась. На время забрезжила надежда: Александр Галицких, заместитель председателя правительства Кировской области, курирующий социальную и культурную сферы, к визиту министра культуры РФ Александра Авдеева, которого ждали в Кирове для торжественного открытия нового здания театра кукол в декабре 2009-го, попросил Владимира Злобина поставить Щедрина (Михаил Ефграфович в Вятке отбывал ссылку, здесь написан «Город Глупов»). Это должна была быть первая премьера в новых - таких долгожданных - стенах. Но инсценировку по произведениям классика «Кукольных дел людишки», над которой все лето работал режиссер, не поддержал худсовет.  Работа над спектаклем так и не была начата.

Нерабочее место

Рабочий кабинет Владимира Злобина (тот, еще в старом здании, куда режиссер привез «Бронзового Витязя» за спектакль «Ты кто? Я знаю тебя!» по Платонову с IV Международного театрального форума «Золотой Витязь», тот, где ему вручили первое уведомление о сокращении) был весьма аскетичен. Старый стол с вытершимся лаком. Вместо традиционного для начальственных кабинетов кожаного кресла - старый театральный диванчик с накидкой. Из «роскоши» - телевизор. Даже электрического чайника нет. Приходят гости - Владимир Васильевич просит вахтера согреть воды. Никакой «золотой» таблички на двери в кабинет. Не зная, куда идти, - нет, не заблудишься, конечно (весь театр помещался в то время на каких-то смешных квадратных метрах), но придется заглянуть в каждую дверь. Повсюду макеты декораций к спектаклям, старые афиши... Окна кабинета выходят на перекресток улиц Карла Маркса и Дрелевского. Наискосок от старого здания театра - монолит художественного музея. И памятник братьям Васнецовым, которые держат в руках рамку с худеньким ангелом - эскизом будущей картины. На рабочем столе - свежие газеты. Книги. Пьесы. Таким я запомнила кабинет, в который зашла впервые три года назад.

Но по сути рабочих кабинетов у него было два. Второй - в общежитии Кировского областного колледжа культуры, где он до сих пор живет. Комнатка маленькая. Диван, письменный стол. Окна прикрыты газетами вместо штор - это явное пренебрежение бытовым комфортом и домашним уютом тоже, пусть по-своему, но свидетельствует о приоритетах в его жизни. Зато книжный шкаф - битком. На столе пачка сигарет, книги опять же, кипы бумаг: распечатки пьес, рукописи, пресса... Чем не рабочий кабинет?

Здесь он читал нам пьесу «Президент и Энрико» Лаши Бугадзе, молодого грузинского драматурга, которую, если бы Злобину дали работать, он мог бы поставить еще в августе 2008-го, когда грузинские войска брали Цхинвал...

Вообще, это режиссер, который удивительно чувствует время. Что бы он ни ставил, кажется, вот оно - в его спектаклях ощущается пульс сегодняшней жизни, атмосфера наших дней. На первом месте для него всегда стояли не фамилия автора пьесы (хотя он всегда идет от автора, настолько погружаясь в материал, что становится не по себе от той  поверхностности, которая стала нормой не только в театре, но и в жизни...), не сюжет, не фабула - мысль. Живая, не избитая, не замыленная.

Драматический режиссер, ставший режиссером кукольного театра, Владимир Злобин старался не «снисходить» к жанру, а напротив - «поднять» искусство кукольного театра до уровня драматического. Для него кукла уже сама по себе метафора. И он уверен, что с помощью куклы возможно вскрывать такие глубины, которые не каждому драматическому артисту под силу... Впрочем, здесь, на периферии, «ширма» и постановки для «детей от 3-х до 6-ти» десятилетиями ставились во главу угла, и попытки режиссера включить в репертуар спектакли для другой аудитории, отказаться от затасканных приемов - не ради новаторства, а ради художественной правды - вызывали не только повышенный интерес к его работам одних, но и скрытое неудовольствие других. Но все же главное - в театр стал возвращаться и другой, уже забытый здесь зритель: школьники, студенты, молодежь.

В общежитии живет один. Семья в районе. Оттого и график жизни такой - шесть дней в неделю в театре и общежитии. Потом - вечерней шестичасовой электричкой - в Котельнич, где свой дом, красавица-жена и сын Семен. Огород, печь, которую надо перекладывать, забор, который нужно чинить. Три собаки. Здоровье Цезаря, старого сенбернара, вызывает тревогу (пока этот материал лежал «в столе» Цезаря не стало).

Общение с Семеном - одна из самых главных радостей. Когда Злобин говорит о замечаниях в дневнике, о катании с горки, о рыбалке, мне не скучно, как обычно бывает, когда кто-то рассказывает о своих чадах, потому как это общение - работа души. По-другому это не назовешь.

В кабинете, который отдали Владимиру Васильевичу в новом здании театра, я не была: нет ни смысла, ни желания приходить в театр, где все постепенно возвращается на круги своя - ни ярких премьер, ни интересных названий в репертуаре...

Проклятый характер

Злобина любят многие. Как режиссера. Как человека. Но, справедливости ради надо отметить, что тех, кто Злобина не любит, - тоже достаточно. Его считают хамом, скандалистом, дебоширом. Утверждают, что кидается на людей с кулаками... Да что там, он и сам рассказывал, как вызванный на головомойку в департамент культуры, где тогда еще начальствовал Владимир Микрюков, встал и вышел из кабинета. Проклятый характер...

Он вообще, по жизни, максималист: уходил из театров, если не чувствовал стопроцентной поддержки труппы. Бросал спектакли, если ему диктовали, о чем и как ставить. И всегда в лицо говорил и говорит подлецу о том, что он подлец.

Многие спрашивают, отчего Злобин не уйдет сейчас. Отчего не бросит все и не уйдет с гордо поднятой головой, раз такой порядочный. Не сомневайтесь: ушел бы, если бы был хоть один шанс остаться в профессии. В Кирове три профессиональных театра. И три главных режиссера. Четвертый, пятый, шестой и так далее театр никому не нужен. Мы проверяли.

Вятский камерный театр

В промежутке между двумя первыми увольнениями Владимир Злобин, Светлана Дербенева, его помощница, уволенная одновременно с ним, и сочувствующие ходили по кабинетам с проектом создания Вятского камерного театра. Рассказывать об этих хождениях - все равно что анекдоты травить. Все были не против, но никто не был за. Вооружившись официальными документам, язык которых лучше всего понимают сидящие в кабинетах из кожи, мы предлагали, объясняли, доказывали. Наизусть цитировали постановление правительства РФ № 329 от 25 марта 1999 года «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и «Методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры», одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации № 1683-р от 19.10.1999 года. По этой методике рассчитывается оптимальное число мест в театрах на численность города (4-5 мест на тысячу жителей). Исходя из этих цифр, выходит, что в Кирове - даже с точки зрения правительственных норм, которые, в сущности, никогда не были определяющими в развитии культуры, - не хватает театро-мест. Думали, может, кого-нибудь проймет это упущение: что показатели не соответствуют, что надо наращивать...

Деньги из бюджета на театр требовались смешные. Мы урезали их до бесконечности. Все готовы были первое время работать без ставок. Да, собственно, терять особенно и нечего было, ведь что такое зарплата в наших театрах? Скажем, средний заработок за три месяца, предшествующий увольнению Злобина с должности главного режиссера, согласно справке, выданной в бухгалтерии, составил три тысячи двести девяносто семь рублей.

Порой у нас создавалось ощущение, что лед вот-вот тронется. Нам уже дали добро на осмотр помещений, находящихся в муниципальной собственности и никем не занятых. Надо было лишь поставить на проекте две подписи и вынести вопрос на рассмотрение городской думы. Ответственность за принятие решения об открытии в городе нового театра так никто и не захотел на себя брать. Потом были встречи с Александром Галицких, которому идея создания в городе еще одного профессионального театра весьма импонировала. Встреча с Никитой Белых, губернатором Кировской области, который тоже был скорее за, чем против. Но воз и ныне там.

Бабка за дедку, дедка за репку

Сейчас Владимир Злобин официально занимает должность главного режиссера театра кукол. А вокруг - знакомые все лица. Тут и Елена Павлова - бывший директор, руками которого убрали неугодного режиссера, а ныне заместитель директора театра. В роли директора сегодня - Василий Пырегов, который, будучи в свое время исполняющим обязанности главы департамента культуры и искусства, подписывал решение № 42 от 16.04. 2007 года «Об утверждении новой редакции устава областного государственного учреждения культуры «Кировский театр кукол». Устав этот передавал Павловой, как директору, руководство художественно-творческой деятельностью. Правда, с руководством она не справилась (о чем есть и решение соответствующей коллегии департамента культуры и искусства). Да и когда ей было руководить: за неоднократные нарушения трудового кодекса она долго ходила под судом. К слову, и Владимир Микрюков вновь стал главой департамента культуры.

Но количество начальников в маленьком театре все растет. Недавно Юрия Евдокимова, режиссера-постановщика, долгие годы мечтающего возглавить театр, директор театра назначил художественным руководителем. Таким образом, в куклах стало три головы: директор, худрук и главреж. Но с введением в эксплуатацию нового здания театра и идеей, рожденной в правительственных кругах, создать на его базе культурный центр «Аполло», который включал бы, помимо театра, и другие учреждения, в том числе палеонтологический музей (изначально он базировался все в том же Котельниче),  разобраться, кто в этом трехголовом театре кому подчиняется и, самое главное, кто спектакли ставить будет и определять репертуарную политику, кажется, уже невозможно. Еще три года назад Николай Бурляев, президент МТФ «Золотой Витязь», Леонид Хейфец, профессор российской Академии театрального искусства, и Валерий Шадский, Президент российского союза кукольников UNIMA, Президент международного фестиваля «Рязанские смотрины», обращались к губернатору области (тогда еще им был Николай Шаклеин) с просьбой разрешить конфликт. Письма Хейфеца, Бурляева и Шадского к губернатору были опубликованы в прессе. Не помогло.

Этой весной театральная общественность города была возмущена попытками передать здание только что открывшегося театра в оперативное управление КЦ «Аполло». С открытыми письмами обращались к Президенту России, к Александру Калягину, к Никите Белых.  Боялись, что театр, столько лет ютившийся на чужих половицах, вновь останется без крыши над головой. Возмущались и тем, что КЦ «Аполло» доверили возглавить известному в городе шоумену Руслану Мамедову, который долгие годы возглавлял компанию «Росгастроли». Перспективы театра с таким руководством были не то что туманны - напротив, слишком уж очевидны... Конфликт взялся разрешить сам Никита Белых. И этим летом на три месяца приостановил передачу здания театра, взяв своеобразный тайм-аут. О чем и сообщили с восторгом местные СМИ. Общественность успокоилась.

Но на самом деле истинные причины сложившейся ситуации, как и почти в любом театральном конфликте, кроются в отсутствии художественного руководства театром, концепции его развития. Лихорадочный, часто «случайный» репертуар, проблемы в труппе, отсутствие художественного лидера в подлинном смысле этого слова, вокруг которого могли бы объединиться актеры, вокруг которого кипела бы театральная жизнь, а не плодились скандальчики и интрижки, - как театр в подобной ситуации может быть рентабельным и успешным? Именно из-за этого, думается, и родились непопулярные  в среде театральной интеллигенции города меры, предпринятые правительством области. И, если быть до конца честными, никакой КЦ «Аполло» не сделает жизнь театра хуже - хуже, наверное, просто некуда. Зря волновались театралы. Кричать о проблемах, что-то предпринимать надо было раньше - когда обезглавили театр, когда увольняли человека, который (и это признавали, в частности, и Леонид Хейфец, и Валерий Шадский) мог бы вывести театр на новый уровень развития. Тогда бы не потребовалось ни «оперативное управление зданием», не было бы конфликтов из-за дальнейшей судьбы театра. А были бы новые постановки, театральные фестивали и радость зрителей - не только самых маленьких, ведь кукольный театр, он - для всех.

С тех пор, как началась эта история с увольнением режиссера,  Владимир Васильевич перенес несколько операций, в том числе на сердце. Сам театр переехал в новое здание, судьба которого до сих пор неясна...  Но мы не теряем надежды.

Фото предоставлены автором


Досье

Владимир Васильевич Злобин родился в 1953 году.

Образование: Театральное училище им. Б.В.Щукина (факультет режиссура драмы), ГИТИС (режиссерский курс, руководитель курса М.О.Кнебель).

Работа: режиссер народного театра ДК Кировского шинного завода, главный режиссер Кемеровского областного театра драмы им. А.В.Луначарского, главный режиссер Дзержинского драматического театра  Нижегородской области, главный режиссер Кировского государственного театра кукол.

Спектакли: А.Рыбаков «Дети Арбата» (Барнаульский краевой драматический театр),

Ф.Достоевский «Игрок» (Томский ТЮЗ), Ж.Жироду «Ундина» (Свердловский ТЮЗ),

О.Данилов «Подари мне лунный свет» (Рязанский драмтеатр), Д.Киносита «Журавлиные перья» (Кировский ТЮЗ), И.Хмелевская «Что сказал покойник» (Псковский драмтеатр) и другие. В Кировском театре кукол поставил спектакли «Ты кто? Я знаю тебя!» по А.Платонову, «Квартет» Р.Бойко по И.Крылову, «Тристан и Изольда» по кельтским легендам, «Маменькины именины» Б.Федорова, «Сказки кота. Волк» М.Эме.

 

Губернатору Кировской области Н.И. Шаклеину

Уважаемый Николай Иванович!

В Кировском государственном театре кукол работает в должности главного режиссера В.В.Злобин.

Режиссерские работы В.В.Злобина отмечены высокими наградами Международного Театрального Форума «Золотой Витязь», первого Всероссийского конкурса спектаклей, прославляющих идеи патриотизма и любви к родине в г. Москве.

Отмечаем, что постановка на сцене Кировского театра кукол спектаклей, направленных на нравственное и патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи, соответствует задачам современной социокультурной ситуации в России.

Особого одобрения заслуживает репертуарная политика В.В.Злобина - обращение его к лучшим образцам русской (А.Платонов, И.Крылов, Б.Федоров) и зарубежной драматургии, что позволяет воспитывать художественный вкус зрителей с юного возраста.

Николай Иванович, убедительно прошу Вас способствовать творческой деятельности талантливого режиссера В.В.Злобина, уроженца Кировской области. Надеюсь на Ваше понимание и поддержку Правительства в решении задач по нравственному, художественно-эстетическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. 

С уважением, Леонид Хейфец

 

Кировский театр кукол, имеющий славную историю, но долгое время прозябавший, мягко говоря, в тени российского театра кукол, последние два года стал все активнее заявлять о себе, о своей творческой потенции. В любой отрасли прогресс определяется конкретными людьми. Склонен считать, что прогресс Кировского театра кукол связан с режиссером Злобиным В.В., художником Борисовской Л.И. и заместителем директора Дербеневой С.В., которые своей активной позицией «расшевелили» театр. И теперь их сокращают? Разрушать всегда проще! Мне искренне жаль и людей, которых лишают любимой работы, и театр.

С искренним сожалением,

Валерий Шадский

 

Зрители о спектакле «Ты кто? Я знаю тебя!» В.В. Злобина

Из сочинения В. Патраковой, ученицы Вятской гуманитарной гимназии:

Мое самое сильное впечатление от спектакля - это чувство жестокой железной старухи-войны. Ее всевластие, жестокость, причиняемая всем боль. Чувство безысходности.

Невольно у меня просыпалось чувство радости за всех людей, которые живут мирно, без больших потерь, они могут есть, пить, жить, радоваться жизни!

Образ смерти мы видели в спектакле - образ скелета рыбы. Какой контраст мы можем проследить: смерть-молодость, неопытное виденье мира Никиты - война. Мне очень запомнилось виденье Никиты всего мира в песчинке, в муравье - теория «всего во всем». Много размышляя, я пришла к выводу, что это действительно так. Спектакль мне очень понравился. Много интересного, есть над чем поразмыслить.

 

Елена Галицких, доктор педагогических наук, профессор ВятГУ (выдержки из публикации в культурологическом альманахе «Сквозь границы»)

Пять актеров в течение часа заставили зрителей вслушиваться в необычную речь героев. Три времени жизни: прошлое, настоящее и будущее - соединяются в спектакле в особое «время жизни», которое разворачивается и оживает перед зрителем на пространстве сцены. И возникает ощущение, что ты, зритель, тоже участник спектакля под названием «жизнь» и именно тебя спрашивает герой Никита: «Ты кто?». И зритель ищет ответ на этот вопрос в самом себе, сопереживая судьбам героев спектакля... И этот поиск ответов происходит под воздействием спектакля так интенсивно, так глубоко, так эмоционально сильно, что слезы сами катятся из глаз, в сердце рождается такая гамма переживаний, которую необходимо разделить с другими и выразить в слове. 

Режиссеру Владимиру Злобину очень дорог Андрей Платонов с его философией жизни, с его чуткостью к душевному миру человека... Режиссер хорошо  понимает его особое дарование, глубоко ощущает неторопливую, пронзительную, исповедальную, завораживающую силу его художественного стиля.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.