Юбилей Иосифа Сумбаташвили (Москва)

Выпуск №3-133/2010, Юбилей

Юбилей Иосифа Сумбаташвили (Москва)

Буквально за несколько дней до 95-летия одного из самых прославленных и по праву самых лучших российских сценографов, Иосифа Сумбаташвили, на фестивале «Старейшие театры России в Калуге» шел спектакль Белгородского драматического театра «Вишневый сад» А.П.Чехова в постановке Бориса Морозова и сценографии Иосифа Георгиевича. Когда медленно раскрылся тяжелый малиновый занавес и осветилась сцена, весь зал сделал глубокий вдох - так прекрасно и так печально было скромное оформление: кремовые стены, посредине «многоуважаемый шкаф», добротный, темного дерева, а на стенах словно живут тени вишневых ветвей...

«Фирменный стиль» Иосифа Сумбаташвили - красота, неразрывно связанная с печалью по ушедшему, промелькнувшему, как сон. В японском искусстве это называется «печальное очарование вещей», и в спектаклях, над сценографией которых работал Иосиф Сумбаташвили в последние годы, эта черта стала какой-то особенно ощутимой и почти до прозрачности хрупкой. Может быть, это связано с солидным возрастом; может быть, с воспоминанием о том, как начинал молодой художник в театрах Грузии; может быть, с тем, что Иосиф Сумбаташвили много работал в Большом театре и других оперных и балетных театрах, где волшебство непременно рождается из самой реальности и они сосуществуют в прекрасно-печальной неразрывности. Кто знает!..

Но эта черта отчетливо проглядывает и в самом сегодняшнем облике художника - хрупкой, почти мальчишеской фигуре и очень мудром лице с удивительно выразительными глазами.

Сценографией Иосифа Сумбаташвили я, можно сказать, увлеклась с давней-предавней поры, когда еще подростком увидела спектакль «Иркутская история» в Театре им. Евг.Вахтангова. Все эти лестницы, переходы, казалось бы, затруднявшие артистам движение по подмосткам, на самом деле были тем «внутренним путем», что проходили герои Алексея Арбузова. Сценография естественно вытекала из пьесы и как будто вела за собой ее сценическое движение, развитие сюжета, во многом помогая режиссеру, усложняя его задачи.

А позже я влюбилась в спектакль «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого (режиссер Леонид Хейфец) на гигантской сцене тогдашнего Центрального Театра Советской Армии, где в 1962 году Иосиф Сумбаташвили стал главным художником. Эта сложнейшая сцена, казалось, полностью подчинилась смелому замыслу сценографа: огромный движущийся куб, который то наплывал на зрительный зал, то почти растворялся в глубине; пустая сцена, заполнявшаяся внезапно дико скачущими скоморохами в ярких одеждах; царь Иоанн (блистательный Андрей Попов), поджав ноги и раскинув руки, сидящий в надвинутом на авансцену высоком стуле... Это было настолько мощно, что по сей день осталось в памяти. И совсем не случайно за сценографию к этому спектаклю Иосиф Сумбаташвили был удостоен Золотой медали «Пражской квадриеннале», престижной международной выставки сценографии.

Я могла бы вспомнить еще многие и многие спектакли, над которыми Иосиф Сумбаташвили работал с разными режиссерами и в Театре Армии, и в Малом театре, где его пленительная сценография к спектаклю «Леший» А.П.Чехова (режиссер Борис Морозов) стала для меня незабываемым впечатлением. И никогда не было в его работах никаких самоповторов:  авторский текст и режиссерская интерпретация - две главные святыни для художника соединялись естественно, органично и позволяли читать спектакль, словно книгу. Прекрасную и мудрую книгу.

Они соединялись, как прозрачные ветви вишневого сада, что вопреки всему, вопреки и изменению привычек и нравов, отчетливо проступают на кремовых стенах нашего прошлого во имя будущего.

Дай Вам Бог сил и творчества на долгие годы, дорогой Иосиф Георгиевич!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.