Комсомольск-на-Амуре

Выпуск №4-134/2010, В России

Комсомольск-на-Амуре

В Комсомольском-на-Амуре театре драмы состоялась премьера спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского в постановке режиссера театра КнАМ Татьяны Фроловой.

Этот спектакль называли странным еще до премьеры. По городу носились самые невероятные слухи - и что не успевают построить декорации, и что репетиции длятся по двенадцать часов без перерыва, и что кое-кто из актеров уже близок к помешательству. Да и как его вообще можно поставить, этот роман - полную изматывающих внутренних монологов толстенную книгу, которую Достоевский умудрился написать на основе всего лишь одной-единственной краткой библейской заповеди: «Не убий»?

Особенно часто звучали сомнения примерно такого свойства: да эта Фролова - она же такой сам себе режиссер, опять все сама придумает, как всегда, что там и Достоевского-то не останется.

Достоевский есть. Несмотря на то, что Фролова, действительно, придумала очень много.

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным недоконченным идеям безбожия, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения, - кратко обозначает Достоевский замысел своего будущего романа в 1865 году. - Он решается убить одну старуху, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою жизнь, жизнь матери и сестры... Но тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя и погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое...»

Зреющие в среде разночинцев теории о «сверхчеловеке» - оторванные от христианской морали, от «божеского» в человеке теории, породившие терроризм, созданные в «расколе» с людьми и потому чрезвычайно опасные, глубоко тревожили писателя. Вот и фамилия героя - Раскольников - «говорящая», от того самого раскола - со всем миром человеческим, с нравственным законом христианства, со здравым смыслом, с самим собой, наконец. Предсказания и интерпретации библейских текстов Достоевский вводит в свои произведения для того, чтобы предупредить человечество: оно стоит на пороге глобальной катастрофы, и виной этому культ насилия и наживы. Проблема воли, посягающей на преступление, идея вины и неизбежного возмездия лежат в основе великого произведения русской литературы, составившего ее мировую славу.

Не щадит своего Раскольникова и режиссер Фролова. Артист Иван Бекбаев со всей силою юношеского порыва передает душевное состояние своего героя после совершенного преступления - то есть сплошное наказание. Он ныряет в глубины ужаса, он задыхается в осознании необратимости содеянного, он воздевает руки к небу, в бессилии сжимая кулаки, он погружается в кровавый мрак отчаяния, он гибнет. В окровавленной майке-алкоголичке, в куртейке с капюшоном - посмотрите, вы узнаете его, их в каждой подворотне - толпа. Поэтому и нет города Питера в спектакле, действие перенесено в трущобы Комсомольска, в наши городские реалии, в узнаваемые интерьеры общественной библиотеки, на сквозняки неуютных дворов. И страшно становится: неужели все так и происходит за этими убогими фасадами многоэтажек, как предсказывал, о чем пытался предупредить великой пророк Федор Михайлович? Моральный распад в обществе и победа атеистических идей - вот тупик, в котором оказалась Россия к началу XXI века. Россия, сто лет назад легко усвоившая самое простое и доступное: «Раз Бога нет - значит, все дозволено».

Реальные трагедии, реальные страдания, сквозь которые лежит путь героя, пробуждают его сознание - и вот приходят, наконец, не сразу, постепенно, мучительно долго - и понимание вины, и неотвратимости возмездия, и того, что спасение возможно только через покаяние.

И теперь только Соня Мармеладова (Ксения Лелькина) - единственная надежда Раскольникова, его шанс, его крайняя возможность через истинную любовь вернуться к Богу. Именно полутона и тонкости актерской игры помогают молодой актрисе в создании образа сострадания, самоотречения и чистоты.

Метафорический ряд, выстроенный Фроловой, как всегда в ее работах, удивляет свежестью и оригинальностью находок, а весь актерский ансамбль спектакля заслуживает самых искренних восторгов, самых пышных эпитетов и признаний в любви.

С первых слов монолога поражает отчаянной правдой перевоплощения актер Виктор Пушкин в роли Мармеладова. Слабый человек, доведенный до отчаяния, жаждущий сочувствия и понимания, обиженный, зависимый и не способный более к сопротивлению жизненным невзгодам.

Мать Раскольникова, Пульхерию Александровну, играет изумительная Валентина Кушнарева - и уж делает она это так, что сердце содрогается от жалости, сочувствия, и от слез ее навернувшихся - ответные слезы тут же встают в глазах. Она играет и преданность сыну, и наивную неосведомленность, и страшные предчувствия, и жертвенность. Словом, олицетворение бескорыстной вселенской материнской любви.

А каков подлец Петр Петрович Лужин в трактовке Дмитрия Баркевича! Настолько блестяще обыграна низость подобного типа людишек, и эти фанфары при его появлении, и эти вздернутые плечи, и эта походка - все изобличает подлую натуру его.

Мощный, трагический образ Катерины Ивановны Мармеладовой создает актриса Ирина Барская. Особенно в сцене поминок найдены такие краски, такие интонации, что диву даешься - как такое вообще возможно - за несколько минут прожить перед зрителем этот жизненный тупик, это отчаяние, это безумие? Еще одно поразительное проявление высочайшего качества актерской и режиссерской работы над спектаклем.

Аркадий Иванович Свидригайлов сыгран великолепным актером Федором Кушнаревым - щегольски и комфортно одетый в алый кафтан и лисью шапку осанистый барин... Глядит холодно, пристально и вдумчиво, а уж как мучается порочными неразделенными страстями...

О сатанинском начале в человеке, об опасности забвения святых заповедей предупреждает Федор Михайлович в романе. Что же со всем этим делать в театре? Как именно раскрыть те самые «глубины души человеческой», о которых поведал Достоевский? И как показать, как выразить неизбежность того, что «закон правды и человеческая природа все равно возьмут свое...»?

Прорыв наступает, когда приходит Режиссер. Да, Режиссер с большой буквы, способный к эмоциональному посылу, умеющий организовать пространство, звук и свет, усилия множества людей направить в одно русло - и получить в результате такое мощное продвижение к смыслу, к раскрытию сути человеческой природы, что понимаешь: увидеть такой театр - большая удача, огромное интеллектуальное удовольствие.


Фото Павла Корепанова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.