Челябинск

Выпуск №4-134/2010, В России

Челябинск

На стыке двух сезонов Челябинский камерный театр в очередной раз удостоверил свою приверженность современной драме. Именно она позволяет говорить со зрителем напрямую о самом значимом в его сегодняшней жизни. Именно она соответствует ритмам, нерву, интонациям его каждодневного существования.

С закрытием предыдущего сезона совпала в Камерном премьера спектакля «От любви ко мне» по пьесе современного финского драматурга Анны Крогерус (режиссер Олег Хапов, художник Олег Петров). Относительно героев пьесы, представителей внешне благополучного европейского среднего класса, не скажешь: им бы наши проблемы. Проблемы те же самые. Как часто, прожив рядом друг с другом многие годы, мы остаемся одинокими, тоскуем об иной, эмоционально наполненной жизни. В динамичном, все усложняющемся мире нас так же изматывают страхи и комплексы. И наших детей недостаток внимания подталкивает к отчаянным поступкам. Все это в «От любви ко мне» и происходит в семье Сильвии. Одна из очевидных проблем сценического воплощения пьесы - выбор исполнительницы на роль десятилетней девочки. Хапов расширил временные рамки сюжета, представив зрителю Сильвию - зрелую женщину, чьи воспоминания о детстве пробуждаются в момент возвращения в родительский дом (перепады возраста героини переданы Зульфией Акчуриной тонко, корректно, с пониманием возрастной психологии). Под металлический звук расстегиваемой молнии из образующихся проемов в диагональном экране-заслоне являются на сцене родители героини, словно из глубин ее памяти. Преуспевающий отец Лаури (Дмитрий Олейников, Дмитрий Блинков) сконцентрирован на своей пошатнувшейся самодостаточности, мать Теа (Алина Тягловская), напротив, - на изматывающей неудовлетворенности жизнью. Однако в реальном мире в критических ситуациях парадоксальным образом именно дети могут оказаться мудрее взрослых. Так и случилось в семье Сильвии. В детской игре в пингвинов и пингвинят ребенок объединил родителей, помог сломать разъединяющие их барьеры (надолго ли, конечно, не известно). В финале спектакля падение экрана-заслона метафорически фиксирует преодоление еще одной границы: между прошлым и настоящим. Спектакль не прост для восприятия, не спекулирует на жалости к ребенку. Сильные, открытые чувства прорываются в нем с большим трудом. Он на них не запрограммирован, аскетичен, сдержан, монохромен, даже холодноват. Действует скорее на разум, провоцируя на размышления о собственной открытости близким людям, окружающему миру.

Начало сезона в Камерном вновь ознаменовалось премьерой. На этот раз театр обратился к пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта «Распутник». В год Франции в России обращение к французской пьесе естественно. К тому же Шмитт - один из самых популярных в мире, в том числе в России, драматургов. Кого-то, кстати, данный факт, скорее смущает, свидетельствует о потворстве автора обывательским вкусам. «Распутник», действительно, способен увлечь даже неприхотливого зрителя умело закрученной интригой, к тому же - с приключенческим оттенком. Сюжет изобилует экстравагантными, пикантными ситуациями. От поступков героев и авторского взгляда на них исходит дурманящий аромат легкомыслия. Но во главе-то угла - изощренная игра мысли, апелляция к вечным ценностям, упоение жизнью с ее непредсказуемостью и многообразием.

Материал и привлек режиссера, художественного руководителя театра Викторию Мещанинову, прежде всего, этой полнокровностью, позитивностью: «Как часто можно встретить людей, для которых жизнь - сплошное мучение. А нужно уметь радоваться жизни, воспринимать ее как дар».

Спектакль, вдохновленный подобным взглядом на мир, уже не мог оказаться внешне сдержанным. Его программный антиаскетизм - в изобретательности, остроумии мизансцен, визуальной роскоши оформления и костюмов. Разлитая по сцене красота понята в духе рококо как изысканность и утонченность, прихотливость и декоративность (художник Сергей Александров). Интерьер поощряет героев не только к умственной сосредоточенности (по сюжету обстоятельства вынуждают Дидро безотлагательно засесть за написание статьи о морали для Энциклопедии), но и любовному флирту, запретным поцелуям, переходящим в более откровенные действия (в результате чего статья так и не будет закончена).

В интонациях и жестах исполнителей - тот же отзвук стилистики витиеватого, орнаментального рококо. Во всем их поведении - легкий отпечаток иронии. Елена Мальцева в роли жены Дидро Антуанетты при впечатляющей округлости форм легка и изящна. Малышки Анжелика (Виктория Бухарина) и м-ль Гольбах (Татьяна Кучурина) опьянены любовными флюидами, источаемыми всем и вся. А дочурка Анжелика - еще и прямолинейно, в соответствии с возрастом и уроками папаши-вольнодумца. В г-же Тербуш Елены Евлаш - шарм уверенной в себе женщины, с чувством превосходства своего пола подчиняющей окружающих своей игре.

От молодого актера Петра Артемьева роль Дидро потребовала недюжинных сил и внутренней концентрации. Название пьесы двойственно и лукаво. Во французском языке слово «либертин» означает не только «распутник», но еще и «вольдумец». Таковым и предстает в пьесе Шмитта Дидро. Мыслителем, обладающим внутренней свободой, не приемлющим догматизма, никак не сухим кабинетным ученым, посвященным в истину в последней инстанции. Но и подлинным сыном галантного века, свято следующим его призыву: «Влюбляйся во всех женщин». Дидро Артемьева - живой, увлекающийся, легко поддающийся соблазну, каждой открывшейся возможности нового любовного приключения. Интеллектуальные злоключения энциклопедиста прочерчены актером с несколько меньшим азартом и глубиной. Однако движение в этом направлении очевидно.

Ну а «что там с моралью»? Финальной сентенции мы так и не услышим за исключением многовекового «не навреди». И главное - будь чуток и восприимчив к импульсам, идущим от жизни, импровизируй.

Итог не в сентенции, а в поступках. В финале сбрасываются все маски, отвергается соблазн очередного любовного приключения, отметаются все уловки. «Дуэлянты» Дидро и Тербуш предстают друг перед другом в естестве своих натур, душевной открытости.

Фото Андрея Голубева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.