Театральная история делается здесь/VII Фестиваль театров малых городов

Выпуск №4-134/2010, Фестивали

Театральная история делается здесь/VII Фестиваль театров малых городов

Малых городов у нас в стране куда больше, чем мегаполисов. И театров малых городов едва ли не больше, чем «академий». И именно в них, в этих небольших театрах, населяющих всю Россию, делается наша театральная история, способная повлиять на дальнейшую культурную судьбу отечества. Потому VII Фестиваль театров малых городов России, прошедший в Вышнем Волочке, вновь стал событием необычайно важным.

Недаром у фестиваля уже богатая история и традиции. Впервые начавший свой путь в 1994 году, он приобрел статус общероссийского смотра-конкурса театров из глубинных и дальних регионов России. Главная традиция фестиваля, определяющая перспективу его развития, - это постоянное географическое расширение состава участников. И Вышний Волочек за эти годы посетила почти вся страна. Кроме основных конкурсных спектаклей, здесь всегда и обширная внеконкурсная программа, в которой на этот раз выступили спектакли для детей и театры-гости. Словом, нынешняя фестивальная программа удовлетворяла интересы самой широкой аудитории самых разных возрастов и вкусов.

На октябрьскую фестивальную декаду устремился весь Вышний Волочек, раздобыть место в партере было непросто, и местные жители рассказывали мне, как выкупали билеты и хлопотали о приглашениях задолго до начала фестиваля. А как же, такое событие: маленький тихий город вдруг забурлил, понаехало столько разных театров - смотри, впечатляйся, расширяй свой театральный кругозор! О каждом спектакле на следующий день говорил весь город, это правда. К тому же каждый театр после своего выступления дарил зрителям еще и капустник - что было пикантным фестивальным новшеством, дополнявшим атмосферу праздника

В фестивальной афише было буквально все, от классики до современности, и именно классика выступила наиболее сильным фронтом, подарив наиболее яркие впечатления и явив самые разные режиссерские направления.

Несомненным лидером фестиваля стал спектакль «Воскресение» Новомосковского драматического театра им. В.М.Качалина. Эта авторская версия Дмитрия Краснова зачеркнула наши предрассудки о «несценичной прозе Льва Толстого». Инсценировка крупного романа придумана так тонко и динамично, сюжет прочитывается сценой с кинематографическим изяществом, а элегантность тона и легкость дыхания не могут не впечатлять. Впрочем, жанр спектакля определен как «молитва», ведь он построен на церковных песнопениях и чисто религиозном ощущении сюжета о душевном воскресении человека. Подспудно, конечно, звучит тема духовного возрождения России, а русская молитва стала стержнем действия. И силен спектакль своей ансамблевостью, этот многолюдный ансамбль стал единым организмом, вмещающим в себя все слои русского общества, частью которого были и Катюша Маслова (Екатерина Комендантова) с Нехлюдовым (Алексей Яблонский), проходившие вместе со своим народом собственный трудный духовный путь.

Спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше» Кинешемского драматического театра им. А.Н.Островского, поставленный Людмилой Исмайловой, явил нам чисто традиционное прочтение Островского. Однако это «традиция высокого качества», с основательностью жизнеописания и подхода к героям, которые оказались изучены во всем объеме психологии, судеб и отношений. Роли удивили самыми разнообразными граням, а Мавра Тарасовна Барабошева, хранительница очага и вершительница всех здешних событий и судеб, была сыграна Натальей Машатковой с истинно-царским размахом. Лишь благодаря ей всюду воцаряется порядок, двигается купеческое дело, выводятся на чистую воду приказчики-мошенники и награждаются работники скромные, но достойные, а также воссоединяются несправедливо разлученные влюбленные. Она всему голова, и в ее лице торжествует вечный русский матриархат, великая русская женщина - опора всего и вся. Роль была сыграна с редкостным размахом, создавая мир крупной и сильной личности, без коей судьба России немыслима. И, конечно же, именно эта актриса взяла приз за лучшую женскую роль.

«Вишневый сад» Мичуринского драматического театра в режиссуре Николая Елесина демонстрировал «развивающуюся традицию» чеховских постановок. Мы увидели очень ясный и современный спектакль о никчемных людях, упустивших судьбу России. Доказательством чего служит карта легендарного вишневого сада до вырубки - и после, уже разбитого на дачные участки. И лидером сего сюжета стал именно Лопахин в исполнении Сергея Дубровского - этот уникальный человек, двигавший историю вперед по собственному замыслу и плану. В нем показан тот неповторимый состав новых деловых людей России, этих новых русских мужиков, которые идут по жизни не оглядываясь и смело прорубают себе и остальным дорогу в будущее. Да, это была лучшая мужская роль фестиваля.

Отдавалась дань и военной тематике в спектаклях, посвященных 65-летию Победы. Котласский драматический театр показывал «Альпийскую балладу» В.Быкова в постановке Вячеслава Иванова, а Великолукский драматический театр - «Алешу» по пьесе В.Ежова (более известной как сценарий фильма «Баллада о солдате»), поставленного Павлом Сергеевым. Оба эти спектакля, несомненно, разнообразили и придавали патриотический колорит фестивальной программе.

Новая современная пьеса заняла скромное место в афише, демонстрируя тенденцию недоверия к ней провинциальных театров, все равно предпочитающих старую добрую классику любым новомодным веяниям. Вышневолоцкий драматический театр показывал «Ретро» А.Галина, влившись в поток многочисленных галинских постановок с собственной версией. Эту известную историю о деревенском старике, томящемся в неуютной городской квартире дочери, и о трех невестах, которых ему подобрали, режиссер Владимир Коломак рассказал воистину ради своих блистательных актеров: весь квартет пожилых героев - Чмутин (Виталий Солодуненко) и три его престарелых невесты, Воронкова (Таисия Назарова), Песочинская (Валентина Кошевая) и Барабанова (Татьяна Тарасова) - лицедействовали для нас от имени всей вышневолоцкой труппы, демонстрируя ее богатый потенциал и отменную актерскую форму.

Дзержинский театр драмы приехал с пьесой более свежей, показав «Блин-2» А.Слаповского в постановке Андрея Подскребкина. Актуальная ныне проблема подростковой наркомании, сплетаясь с «вечной» темой отцов и детей, довольно долго еще будет держать эту пьесу на плаву, однако убедительно поставить ее вовсе не так просто. И старшее поколение в этом сюжете обычно выигрывает за счет своего опыта, интеллекта и личностного багажа. А молодое - как правило, малоинтересно. И именно отец (сыгранный Игорем Тарасовым), внедрившийся в мир юных наркоманов, дабы понять и спасти своего сына, вызвал гораздо больший интерес, нежели все молодое сообщество, вместе взятое. Мельчает, мельчает новое поколение с его сомнительными новыми ценностями...

Гостем фестиваля, по традиции, выступил лихой и вездесущий Московский Театр на Перовской, влив в общую программу и «Фрекен Жюли», и «Зайку-зазнайку», и, что самое ценное, - очередной моноспектакль Виктора Никитина. На прошлогоднем фестивале он триумфально исполнил для нас «Тараса Бульбу». Теперь приехал с сочинением по Есенину «Сумасшедшее сердце поэта», осуществив свой блистательный мастер-класс в понимании и трактовке есенинской поэзии. Его спектакли - тонкая материя. И выстраивая из них уже целый цикл на здешней сцене, знакомя зрителей с образцами великой русской литературы, Виктор Никитин осуществляет истинно просветительскую миссию. Заодно становясь героем местного фестивального эпоса.

Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.