Осенний марафон/Театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"

Выпуск №4-134/2010, Фестивали

Осенний марафон/Театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"

Вот такой вот «Пост»

Прошедший в Москве осенью фестиваль «ПостЕфремовское пространство» вызывает удивление и уважение. Казалось бы, посвященный такой мощной фигуре, как Олег Ефремов, фестиваль неизбежно должен быть мемориальным и официозным. Однако создатель Благотворительного фонда его имени и президент фестиваля, дочь Олега Николаевича Анастасия Ефремова ставила перед собой иные цели. Собственно, они вычитываются из многозначного, очень удачного, на мой взгляд, названия: попытаться перекинуть мостик между прошлым и настоящим (а возможно, и будущим), осмыслить, что происходит в театральном пространстве после ухода от нас гениального артиста и выдающегося режиссера, сохранилось ли на российских просторах «ефремовское» и в каком виде. Критики, часто бывающие в российской провинции, хорошо знают, что сохранилось: там по-прежнему жив театр-дом, психологический театр, в котором этика является неотъемлемой частью эстетики, а гражданственность не противопоставляется художественности. Афиша «ПостЕфремовского пространства» принципиально составлялась из спектаклей нестоличных и вовсе не обязательно лучших. Хотелось показать Москве, что интересный, живой, разный театр в провинции есть и ставит то, чего не увидишь в столицах. К спектаклям из Калуги, Ульяновска, Владимира и Тольятти были присоединены две постановки из Латвии и Болгарии с русскими корнями (в Риге работают выпускники Ярославского института, в Смоляне Чехова поставил молодой российский режиссер). Конечно, хотелось бы, чтобы панорама была более широкой, но тут надо учитывать несколько моментов. Во-первых, ту самую немемориальность, семейность фестиваля, которая имеет свои плюсы, но и минусы. Во-вторых, пресловутые финансовые проблемы. Вообще-то, нынешний фестиваль - второй. Анастасии Ефремовой удалось провести первый восемь лет назад, благодаря поддержке Михаила Горбачева. Потом наступили трудные времена, хотя, справедливости ради надо сказать, что фестивали росли как грибы. Вот только на чужих грядках. Фестиваль, посвященный одному из крупнейших лидеров российского театра, был инициирован частным образом, и судьба его зависела от энергии частных лиц, далеких от прагматизма. И в нынешнем году фестиваль получил поддержку Союза театральных деятелей России и различных спонсоров, но не государственную. Проводился на те средства, которые удалось собрать. Поскольку штаб организаторов располагался в СТД, поскольку организаторов было мало и не все имели административный опыт, могу засвидетельствовать: чудо, что этот праздник, давшийся его создателям большой кровью, вообще состоялся. Какие-то театры, которые хотелось пригласить, не смогли приехать по разным причинам. Спасибо москвичам, которые предоставили свои площадки провинциальным коллегам без арендной платы либо за относительно небольшую плату. Конечно, ефремовский фестиваль не могли не поддержать его родные «Современник», МХТ им. А.П.Чехова, РАМТ (бывший Центральный детский театр). Среди соратников Олега Николаевича - и А.А.Калягин, председатель СТД РФ, создатель и руководитель театра «Et cetera», на сцене которого игрался спектакль из Ульяновска. Кроме собственно спектаклей, в театрах, где они игрались, демонстрировалась передвижная фотовыставка, подготовленная МХТ, а в СТД прошли три круглых стола, посвященных драматургии, режиссуре и критике последних десяти лет, которые мы прожили без Ефремова. Но, конечно же, с Ефремовым. Фигура этого театрального лидера не осмыслена во всей полноте, он еще не оторвался от нас, еще слишком жив для своих современников, хотя за десять лет после его ухода было многое написано, издано, особенно к 80-летию Олега Николаевича. Казалось бы, между театральными эпохами «с Ефремовым» и «после Ефремова» возникла пропасть. Что осталось у нас после Ефремова? «Нефть и газ», - ответил с долей шутки, которая есть в каждой шутке, Михаил Ефремов в маленьком фильме, который демонстрировался перед каждым спектаклем фестиваля. И все же это не так. Свой вклад в осмысление того, кем был и чем остался Ефремов, которое еще предстоит сделать ученым-театроведам, внес и фестиваль «ПостЕфремовское пространство».

Нынешний фестиваль ставил перед собой задачу показать москвичам то, чего они не видели. В каждом спектакле, привезенном в Москву, - нечто принципиально новое, эксклюзивное, или так хорошо забытое старое, что молодому поколению зрителей незнакомо. Очень бы хотелось, чтобы фестиваль проводился и в дальнейшем.

О времени «отцов свободы»

Открыл фестиваль музыкально-поэтический спектакль о времени юности наших отцов, о романтике 60-х, когда полные залы собирал не только театр «Современник», но и Политехнический музей. «Женя, а Вы знаете...» рижского Молодежного театра «Общество Свободных Актеров» - композиция, составленная из стихов Евгения Евтушенко и песен на его слова, попытка рассказать о той социальной эйфории, которая была рождена «оттепелью» и сопровождала шестидесятников на протяжении всей их жизни. Но и о чувстве ответственности - я бы сказала, органической ответственности. Это и попытка совсем молодых людей понять минувшее, почувствовать свою связь с предшественниками, рассказать о своих открытиях зрителям. Поставленный Семеном Лосевым как дипломный, спектакль вошел в репертуар театра. У старшего поколения он рождает слезы узнавания, младшее - знакомит с некогда общеизвестной, а сейчас забытой поэзией и передает дух времени, ее породившего. Спектакль, поставленный в форме театрализации поэзии, что тоже знак того времени, трогает свежестью талантливых ребят, старательностью в желании присвоить и изобразить наивную, с сегодняшней точки зрения, но столь естественную когда-то установку быть лучше, служить своему народу, своей стране. Открытый гражданский пафос, нескрываемая условность (участники открыто объявляют, что спектакль родился из учебных заданий), ушедшая эстетика исполнения популярных песен и танцев - все это напомнило о том, откуда родом и Олег Николаевич. Евгений Евтушенко, давно живущий на чужбине, не смог приехать на открытие фестиваля, куда был зван. Но прислал видео с записью стихотворения, написанного специально для фестиваля, которое он посвятил своему другу. Вот его первые строки: «Все мы - дети безвременья, но свободы отцы».

Свобода в пространстве

Современным молодым дарована свобода, о которой их предшественники не могли и мечтать. Сегодня выезд на постановку за границу - не редкость. Молодой режиссер Андрей Назаренко поставил спектакль «Саквояж доктора Чехова» в Родопском драматическом театре им. Н.Хайтова. Видимо, была проделана большая текстологическая работа - Андрей использовал для создания композиции 28 (!) рассказов писателя. Оценить его усилия, однако, мы не смогли - спектакль игрался без перевода, по-русски говорил только один персонаж - Доктор (Павел Ахальцев), находившийся вне действия (на авансцене, а то и вовсе в зале) и комментировавший происходящее. Увы, его комментариев было не всегда достаточно, чтобы понять в нюансах смысл происходящего. Конечно, многое говорили мизансцены (иногда очень интересные), изящные стилизованные костюмы, пластика артистов (тут режиссер мастер - он занимается пластикой профессионально), да и сценография Петра Митева, напоминающая большой саквояж, раскрывающийся из центра сцены на зрителя и как бы выпускающий персонажей в мир. В общем, замысел режиссера был ясен и любопытен: герои спектакля, названные Пенсне, Перо, Блокнот и Портмоне, - часто встречаемые в рассказах Чехова типы попрыгуньи, феминистки, гаера и франта. Интрига их отношений примерно одна: стремление из пошлости и скуки к свободе и любви, которое, увы, погружает их в еще более густую пошлость и скуку. «Обитатели» саквояжа, то есть типы, взятые врачом-писателем из жизни, пациенты (просвечиваемые ширмы то выполняли свою медицинскую роль, то становились экранами теневого театра), беспомощные и смешные, циничные и ранимые, иногда способные на жгучую боль, но чаще - погруженные в жизненную грязцу, становились предметом беспристрастного наблюдения и изучения Доктора. Болгарские артисты и молодой российский режиссер искали путь друг к другу и к Чехову, создавая игровое пространство своего поиска. Чехов угадывался не всегда. Но все же иногда слышался звон лопнувшей струны.

Свобода или жизнь

Поэт Федерико Гарсиа Лорка для сцены писал по сути трагедии, «открыть» которые психологическими ключами невозможно. У них своя, поэтическая и в то же время суровая логика, однако близкая 60-м годам. Ведь речь в них идет - всегда - о свободе, без которой немыслима жизнь. Любовь для Лорки - синоним свободы. А потому, в условиях несвободы, безусловно рифмуется со смертью. Если «Дом Бернарды Альбы» ставится в России, особенно в национальных театрах (и, надо сказать, весьма успешно), то «Кровавая свадьба» - пьеса, фактически забытая. Драматический театр «Колесо» им. Г.Б.Дроздова из Тольятти привез на фестиваль свою версию этой романтической поэмы в постановке московского режиссера Михаила Фейгина. В этом зрелищном спектакле массированно задействованы самые разные выразительные средства: от эффектных хоров (композитор Д.Ю.Капырин, исполнители - хор Тольяттинского музучилища и симфонический оркестр городской филармонии) до мастерски исполненного фламенко (балетмейстер Т.М.Борисова), от возвышенной декламации стихов Лорки - до выхода красавиц с горящими свечами в зал, от экзотических костюмов (художник О.В.Кулагина) - чего стоит превращение героев-мужчин в коней - до темпераментного, хлещущего щелканья настоящим кнутом. Видно, как много средств и по-настоящему талантливых людей привлечено к созданию этой постановки, как споро организована их совместная работа. В чем, конечно, заслуга директора театра Татьяны Корабельниковой (она же - административный мотор фестиваля «ПостЕфремовское пространство» и его директор тоже). В этом спектакле красота, к сожалению, порой оборачивается красивостью, но, несомненно, пленяет соединение избыточной режиссуры и провинциального простодушия актеров. Увы, в труппе сильные актрисы, но нет актеров-мужчин, которые были бы им достойными партнерами. Потому главный конфликт двух героинь - Матери (прекрасная работа Ольги Самарцевой) и Невесты (достойная роль молодой Светланы Левичевой), не поддержанный сильным мужским началом, становится центральным. Это диалог двух женских правд, двух представлений о любви и свободе, в отсутствие предмета любви несколько умозрительный. А все-таки получаешь удовольствие от открытой эмоции на сцене, от сильных страстей, не наигранных, а нутряных, настоящих.

Свобода в перемене мест

«Спектакль-путешествие» (так жанр обозначен в программке) «Фрегат «Паллада» Ульяновского драматического театра им. И.А.Гончарова, напротив, - медитативный, неторопливый. Молодой московский режиссер Сергей Тюжин придумал превратить большую сцену в палубу корабля и зрителей посадить вокруг места действия, среди канатов под парусами. На экране-заднике плещет морская волна, вызывая легкое головокружение, матросы пробираются между зрительскими скамьями, чтобы отдать швартовы по команде офицеров. А принципиально молодой и принципиально штатский писатель Иван Александрович Гончаров (Денис Верягин), далекий от военной жизни, стесняющей свободу, и от политических хитросплетений дипломатии, волею судьбы и своего любопытства оказавшийся в незнакомой среде, растерянно, несколько недоуменно, но внимательно пытается если не стать ее частью, то хотя бы понять. На фестивале была сыграна самая настоящая премьера этого спектакля, самое первое представление. Поэтому предъявлять претензии актерам, игравшим на чужой площадке, да еще и в Москве, пока что рано. Наиболее интересно мастерил своего лейтенанта Тихменева Владимир Кустарников, создавая характер комический и в то же время трогательно добрый, выстраивая детальные отношения своего героя и с командой, и с штатским писателем. Претензии можно предъявить к инсценировке, не помогающей развитию характеров и отношений. Однако спектаклю не откажешь в оригинальности и замысла, и воплощения.

У этой постановки интересная история. На прошлогоднем фестивале «Герои Гончарова на современной сцене», который проводит ульяновский театр, свою версию «Фрегата «Паллады», первую-наипервейшую в России, да и в мире (много ли в мире ставят Гончарова?), показал Дзержинский театр драмы. Несовершенная, постановка, тем не менее, была пронизана таким искренним патриотизмом, что зал в финале, когда команда, совершившая на «Палладе» кругосветное путешествие, прощалась с затапливаемым судном, встал, едва сдерживая слезы. В хорошем смысле позавидовавшие успеху коллег ульяновцы захотели иметь свой «Фрегат», а на постановку пригласили режиссера, успешно выступившего на этом же фестивале с «Обломовым» из маленького города Орска. Остается добавить, что в жюри Гончаровского фестиваля была Анастасия Ефремова...

Рыцарь свободы

Рыцарь Печального Образа... Дон Кихотом называли и Олега Николаевича... Но сейчас я хочу повести речь о другом режиссере, об Александре Плетневе. Так вышло, что на фестиваль попали два его спектакля: «Дом восходящего солнца», поставленный в Калуге, в театре, возглавляемом Плетневым, и «Дон Кихот» Владимирского театра драмы им. А.В.Луначарского. Казалось бы, между калужским «Домом», созданным на основе контаминации (А.Вампилов, Гарик Сукачев, И.Охлобыстин, В.Шукшин, актер театра З.Машненков), и владимирским «Доном», поставленным по пьесе Евгения Шварца (не Булгакова), нет ничего общего. Но это казалось до фестиваля.

«Дом восходящего солнца» - спектакль о 70-х, о времени, когда в Россию пришел рок, когда появились хиппи, двигавшиеся автостопом в сторону юга. В нем отражено совершенно другое мировосприятие, внутренняя и внешняя раскованность молодых (немыслимая без «оттепели» 60-х), другой тип юмора с оттенком отвязности, близкой современному сознанию. Спектакль буквально пронизан духом свободы, возможным только в ситуации социальных запретов, и сочетает радостную стихию молодости, острую ностальгию и горечь сегодняшних оценок. Это отражается и в сценографии Олега Головко: сцена закрыта то ли бетонной стеной, то ли «железным занавесом», в котором по ходу действия открываются секции, обозначая комнаты, купе поезда, кабину грузовика - отсеки частной жизни. Лишь в финальных сценах стена исчезает, все пространство заполняется пронизанными светом легкими занавесями - это море, символ свободы, к которому добрались-таки герои.

История любви музыканта по прозвищу Солнце (рыжий, длинный и отстраненный Григорий Бирюлин вполне оправдывает это имя) и девушки из хорошей семьи Саши (прелестная Елизавета Лапина) и есть путь к свободе. Солнце наделен ею, кажется, от рождения и учит Сашу (которой Плетнев подарил родителей из «Прощания в июне»), вводя девушку в компанию хиппующих друзей. В спектакле много поют и играют вживую -Deep Purple, Beatles и, конечно, народную балладу «Дом восходящего солнца». С легким и незлым оттенком пародийности исполняются советские песни. Великолепен Сергей Лунин - папа Саши, ректор, поющий в общежитии на свадьбе (в спектакле мнимой) «И Ленин такой молодой». Вообще, в калужском спектакле поют все (и превосходно) - и профессиональные музыканты, и артисты. Песни не выглядят вставными номерами, они - знак времени, а в структуре постановки становятся смыслообразующими. И хотя история имеет печальный финал, а артисты старшего поколения привносят в нее легкий оттенок драматизма, после спектакля остается ощущение огромной, длящейся радости.

«Дон Кихот», который на родной сцене играется на большой зал, в Москве был представлен в камерном пространстве и испытание близостью к зрителю достойно выдержал. Как всегда у Плетнева, пьеса осовременена, спектакль изобретателен и, несмотря на печаль, имеет жесткий ритм и светлую энергию. В нем много смешного, артисты работают слаженно, купаясь в игровой стихии. Центр этой постановки, конечно, Дон Кихот - Михаил Асафов. Поначалу даже несколько апатичный, выпавший из реальности и сосредоточенный на своем внутреннем мире, растерянный среди энергичных домочадцев, он становится Рыцарем как бы против воли, под давлением обстоятельств. Но, вынужденный жить по законам иллюзии, играя выпавшую роль по правилам искусства, из придурковатого читателя безумных романов превращается на глазах зрителей в просветленного мудреца, уверовавшего в свою миссию и готового идти до конца. И увлекает за собой других.

«Дон Кихот» был сыгран 1 октября, в день рождения Олега Николаевича, на малой сцене МХТ им. А.П.Чехова, театра, работу в котором Ефремов начал с «Дульсинеи Тобосской», сыграв в ней Рыцаря Печального образа.

На первый взгляд, афиша «ПостЕфремовского пространства» не имеет концептуальной целостности. А приглядишься - и просматриваются важные взаимосвязи. Фестиваль получился о Ефремове и времени. В котором каждый должен найти свою работу и свою свободу.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.