Юность и мастерство/ III Международный балетный конкурс "Молодой балет мира"

Выпуск №4-134/2010, Фестивали

Юность и мастерство/ III Международный балетный конкурс "Молодой балет мира"

Международный балетный конкурс, состоявшийся в Сочи, недаром называется «Молодой балет мира». Он действительно молод и по возрасту участников, и по дате рождения (2006). Его неоспоримое достоинство - место проведения. Город на берегу моря, теплый, ласковый воздух, ароматы цветов, вечнозеленые экзотические деревья создают особую атмосферу. И среди этого великолепия - многоколонный красавец-театр, похожий на Парфенон, с просторной сценой, репетиционными залами, комфортабельным закулисьем. Главный бренд «Молодого балета мира» - Юрий Григорович, инициатор этого состязания и председатель жюри.

Получить путевку в профессиональную жизнь из рук великого мастера - что может быть желаннее для начинающего артиста? Но и ответственность велика. Вместе с Григоровичем в жюри работали балетные асы из России, Беларуси, Греции, Италии, Казахстана, Китая, США, Турции, Франции, Японии. Не всякий юный организм выдержит подобный прессинг. Зато «каждый участник может получить взыскательную и объективную оценку международного жюри, трезво оценить собственные амбиции и двигаться дальше, - напутствует Григорович. - В этом шаге, наверное, не столько стремление к объявленным наградам, но бесстрашная жажда правды о себе, сегодняшних своих возможностях».

Призы, добавим от себя, весьма внушительны. И условия конкурса позволили проявить возможности участников по максимуму. Помимо классики (па-де-де или несколько вариаций) младшие конкурсанты исполняли композиции народно-сценического и современного танца, а старшие - джаз и модерн. Разнообразие профессиональных умений, продемонстрированное, в первую очередь, в современном номере, принесло «Гран-При» Эльдару Сарсембаеву из Казахстана. Внешние данные талантливого танцовщика предназначают ему роли деми-классического и гротескового жанра. А роли балетных принцев и прочих аристократов наверняка подойдут Климу Ефимову (Россия) и Константину Героника (Беларусь). Они получили первые премии в младшей и старшей группе. Оба без малейших усилий справлялись с технически сложными элементами классического танца и с такой же непринужденностью и грацией исполнили характерные и современные номера.

В числе золотых лауреатов оказались также в младшей группе Маргарита Шрайнер (Россия) и Мидори Тереда (Япония), в старшей - Екатерина Кальченко (Украина). Вообще же лауреатами и дипломантами стали представители всех стран, участвовавшие в конкурсе (помимо названных это Армения, Италия, Кыргызстан, США). Притом исполнительский уровень конкурсантов был на удивление ровным. Девушки поражали безразмерным «шагом», уверенными вращениями, юноши - ловким пируэтированием в воздухе и на полу. В номерах современного стиля к этим достоинствам прибавились невероятная гибкость, пластическая раскованность, смелость, с какой выполнялись рискованные акробатические трюки.

Любопытный факт: конкурсанты из разных стран демонстрировали единую исполнительскую школу, с большим или меньшим успехом одушевляя академически строгую форму танца. Умение танцевать не только ногами, но всем телом, гармонично связывая движения ног с движениями корпуса, рук и головы, - отличительная особенность русской балетной школы. Прямо или опосредованно к этой школе причастны все участники - и гости из бывших союзных республик, и японская пара (учащиеся Московской академии хореографии), и даже русская американка Вероника Вертерич, недавно переселившаяся из Москвы в Нью-Йорк, где занимается с Валентиной Козловой. Лишь артистичный итальянец остался в стороне от российского влияния, однако, не забудем, что наши соотечественники немало сделали и для балета Италии.

За редким исключением конкурсанты демонстрировали отличную выучку, что немудрено: многие не раз участвовали в международных конкурсах, имеют различные награды, даже золотые медали. Правда, на первом туре почти у всех ощущались некоторая скованность или излишняя нервозность. Случилось даже, что у одной юной участницы от страха подкосились ноги, и она села на пол. Зато на заключительном гала-концерте окрыленные успехом лауреаты и дипломанты были, что называется, в ударе. На сцене рука об руку шли юность и мастерство. Буквально каждый номер вызывал бурную реакцию зрителей, до отказа заполнивших партер и ярусы театра, и градус оваций почти всегда совпадал с оценками авторитетного жюри.

В программе гала-концерта преобладала классика, изредка перемежаемая современными номерами. Причина такого расклада проста: оригинальные композиции, специально подготовленные к конкурсу, оригинальностью не блистали. Это относится и к номеру, отмеченному премией за хореографию: в «Полонезе» Рики Бонавита (Италия) не удалось обнаружить ничего польского ни в пластике, ни в содержании. Номер «вытянул» харизматичный римлянин Еугенио Лепера, во второй раз участвующий в Сочинском конкурсе.

Из массы трафаретных сочинений выделился разве что номер «Статуя», где незамысловатая фабула обрела некий метафорический смысл. В истории ожившей и вновь окаменевшей статуи прочитывалась мучительная, но тщетная попытка души вырваться из плена мертвой оболочки. Хореограф Адыл Досбатыров обыграл контраст между угловато-механистичной пластикой брейк-данса и виртуозным танцем, щедро уснащенным акробатикой. Эмоциональное воздействие на зрителя обеспечили совершенная техника и драматический нерв исполнителя Эльдара Сарсембаева, как уже говорилось, - обладателя «Гран-При»-2010.

Досадно, что балетмейстеры отнеслись к конкурсным номерам без должного рвения, а доверчивые, почтительные юные танцовщики пошли у них на поводу. Ведь удачная концертная миниатюра (жанр чрезвычайно сложный) может стать верной спутницей артиста на протяжении всей его карьеры.

В заключение скажем только одно: III Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи вновь стал бесценным подарком для театралов города-курорта и значительной вехой в жизни и судьбе всех его участников.

Фото Дмитрия Куликова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.