Улыбайтесь! Вас снимает скрытая камера.../"Фотоаппараты" (Театр на Юго-Западе)

Выпуск №4-134/2010, Премьеры Москвы

Улыбайтесь! Вас снимает скрытая камера.../"Фотоаппараты" (Театр на Юго-Западе)

Нынешняя премьера Театра на Юго-Западе получилась не менее сложной, чем овладение искусством фотографии. «Фотоаппараты» - так называется новый спектакль Валерия Беляковича по пьесе Петра Гладилина - первая премьера 34-го сезона. Спектакль длится около трех часов. Как и всегда, на сцене Театра на Юго-Западе минимум декораций, максимум эмоций и страстей, а пространство сцены завораживает ядовитым разноцветьем, отличающим узнаваемый фирменный стиль Беляковича-сценографа. Цвета эти, к сожалению, трудноуловимы для объектива настоящей фотокамеры, и снять спектакль для фотографа становится сложной задачей. Но спектакль не о фотографах и их буднях, и уж точно не о технических новинках Nikon'а или Canon'а...

В темно-голубых, сиреневых бликах едва можно разглядеть очертания неких коконов, из которых затем появляются ноги, руки, начинают двигаться. Постепенно хаотичное движение превращается в механический танец. И угадывается мини-модель мира, похожая на матрицу или ячейки, где каждый человек строит свою жизнь, копошится, подобно насекомому, но чем все закончится, ему давно известно. Важно другое - как прожить отпущенные дни: ярко, весело - как Шокобабочка (Андрей Санников), жизненный период которой равен одному дню, или же серо, буднично, но чтоб умереть в благородных сединах - как большая половина человечества. Человеку выбор не дается, говорит режиссер. Во всяком случае, мы все когда-нибудь умрем. В спектакле для главного героя Алексея Матошина - Топоркова уже все решено. Он ничего не может поделать с желанием своей будущей матери (Любовь Ярлыкова) избавиться от ребенка - то есть от него. Самое время немного рассказать о фантастическом сюжете пьесы, иначе все окончательно запутается.

Два зародыша - Топорков и Говоркова (Олег Леушин) - через восемь месяцев должны появиться на свет. Но одна из молодых женщин, Тоня, не спешит стать матерью, она решает избавиться от ребенка, о чем потом сильно пожалеет. А пока пятинедельные герои-зародыши успели подружиться и обзавестись фотокамерами: их мечта - запечатлеть каждый миг жизни и даже поработать фотокорреспондентами в престижной нью-йоркской газете «Sunday Times». Иными словами, вся возможная жизнь еще не рожденных героев пролетает в эти несколько месяцев. Только дороги у них разные. Девочка родится, а вот мальчику так и не придется попробовать вкус сигары и алкоголя, о чем он наивно фантазировал. Топорков - настоящий художник, он мечтает сделать самую прекрасную фотографию, а все остальное для него неважно. За ней в спектакле он и охотится. Да и интрига держится отчасти на таинственной фотографии. Что же на ней он увидит?

Говорят, когда человек умирает, в последние секунды перед ним проплывают самые яркие картины его жизни. Видимо, режиссер именно это хотел сказать, уводя героя к мистическому паромщику Аарону (Денис Нагретдинов), который переправит его по реке Стикс в темное царство Аида. Ожидание между двумя мирами, живым и мертвым, - жутковатое. Впрочем, когда Аарон появляется, то напоминает героев мистических триллеров «Сайлент Хилл» или «Обитель зла - 4» - гигантских здоровяков, лиц которых, как правило, не видно, с орудиями убийства подстать им (у Аарона - большой мешок, который он тащит за массивный канат), с неимоверной силой крушат они все живое на своем пути... Хозяин темного мира - аллегория зла. В общем, поклонникам ужастиков понравится. Сам же Топорков идет туда в надежде сделать обещанный загадочным здоровяком Майклом (Дмитрий Астапенко) заветный снимок. В финале герой оживет, но лишь для того, чтобы произнести прощальный монолог, подытожив все, что этим вечером увидели зрители. Последнее слово того, кого лишили жизни. Привет спектаклю «Куклы», где в финале абсолютно неожиданно выходит настоящий Сеньор Пигмалион - Валерий Белякович, чтобы произнести перед зрителем исповедь. Прямые цитаты из разных спектаклей театра наводняют зрелище - и мистический Аарон, и Майкл откуда-то перекочевали, такие знакомые и понятные. В последних работах Валерия Беляковича мистика занимает не последнее место. Но вместе с тем в каждом спектакле есть и такие сцены, которые находят отклик в простой душе зрителя. Персонажи, как бы отрешаясь и спускаясь на землю, забыв про таинственную мишуру, высокую мораль, страсть, патетику и прочую условность, начинают разговаривать на другом, понятном, спокойном языке. Дело в том, что игра актеров выстроена в надбытовом стиле: они разговаривают на возвышенных тонах, гиперболизируя образы, делая их намеренно выпуклыми, хохочут, гогочут, пугают, их лица превращаются в маски, образы - в карикатуры. И только в финале будут произнесены слова без прикрас и пафоса, по-настоящему, не актером - человеком.

Точно так же в конце первого акта неожиданно искренне звучат куплеты из песен Булата Окуджавы. Вот им-то как раз здесь не место, но это только на первый взгляд. У каждого героя своя история: песнь жизни даже в самом простейшем организме «не задушишь, не убьешь». Вспоминается сразу «Даешь Шекспира!» по пьесе «Два веронца» с его подземной лирикой. Эти спектакли роднит один прием. В «Веронцах» герои стремились избавиться от бытовых и жизненных тягот, играя шекспировских влюбленных. Бродяги, нищие, попрошайки, алкоголики, инвалиды перевоплощались в прекрасных жителей Вероны. Но основой спектакля по-прежнему оставался быт московской подземки, где обитали герои. И среди всей этой черноты неожиданно расцветал шекспировский мир. Актеры не переодевались в другие костюмы, но лохмотьев зритель уже не замечал, а видел Протея, Джулию, Ланса, Лючетту... В «Фотоаппаратах» все наоборот: в фантастический сюжет вплетены бытового характера сцены, куплеты Окуджавы - они-то и создают необычный контраст.

Всего две актрисы играют в постановке, остальные роли исполняют мужчины. Валерий Белякович по-прежнему делает ставку на молодых, выращивая новое поколение «юго-западников». Особого внимания заслуживает Денис Шалаев - исполнитель колоритной роли Мухи. Актер ступил на сцену театра шесть лет назад заштампованным, зажатым, беспомощным. Оно и понятно, Денис закончил Нижегородское театральное училище по специальности «Актер театра кукол», после чего попал на курс к Валерию Романовичу. Единственным достижением была роль мальчика Томаса из сказки «Маленькая колдунья», это потом появились Артур Холмвуд из «Дракулы» и Лаэрт из «Гамлета». За это время актер профессионально вырос, и доказательство этому - его работа в «Фотоаппаратах». Он сумел создать яркий комичный образ. А под конец его Муха вызывает даже сочувствие. В любой постановке Беляковича действие поддерживается комическим образом, а то и дуэтом. В «Фотоаппаратах» эту функцию выполняют философствующая Шокобабочка - Андрей Санников и Муха - Денис Шалаев, чьи рассуждения о дачниках и непростой жизни за городом вызывают улыбку.

Спектакль получился многосложным. Каждый зритель обязательно увидит что-то свое - кому-то будут близки искания художника, кто-то задумается одновременно о скоротечности и бессмысленности жизни, совсем другое дело, как ее прожить, а для кого-то встанет вечный вопрос: кто дает нам право на жизнь и кто его лишает? Ведь если бы герой Алексея Матошина появился на свет, возможно, он стал бы художником фотографии? Каким стал Леонардо да Винчи в живописи. И это еще не все, можно развить идею о таинственном снимке и т.д. В таком калейдоскопе замыслов сложно ориентироваться, а значит, легко потеряться. Но важно одно: главный герой, пережив все моменты своего существования и уже успевший полюбить будущую жизнь - сколько всего ему предстояло бы передумать, перечувствовать, - так и не родится. Это нелишний повод еще раз задуматься: что же я делаю на этом свете... Если не знаете ответа на этот вопрос, тогда просто улыбайтесь и получайте удовольствие от жизни. При входе в магазин зачастую вас приветствует знакомая фраза: «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера».

Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.