Брызги шампанского/ "Севильский цирюльник" (ЦАТРА)

Выпуск №4-134/2010, Премьеры Москвы

Брызги шампанского/ "Севильский цирюльник" (ЦАТРА)

Театр Российской Армии открыл свой новый сезон необычной премьерой. Необычна она сразу по нескольким причинам: во-первых, от прославленного коллектива на 81-м году его существования ждешь чего-то очень серьезного, основательного; во-вторых, хотя этот театр и славится с давних времен превосходно поющими и удивительно пластичными артистами, все же на оперу никогда не посягал; в-третьих, наконец, режиссер Андрей Бадулин предложил нам зрелище настолько ни на что не похожее, что впору растеряться.

Спектакли Бадулина всегда отличались и яркой зрелищностью, и музыкальностью, и динамичным, захватывающим действием. Но в «Севильском цирюльнике» режиссер просто превзошел самого себя, настолько веселым, энергичным, изобретательным оказался спектакль, задуманный по форме достаточно сложно и необычно.

В программке написано, что артисты «решили сыграть оперу как бы на даче, чтобы была свобода для фантазии и импровизации». Программку до начала спектакля, как известно, читает подавляющее меньшинство зрителей, но вот о том, что дело происходит на даче, - догадываешься почти сразу. Слева, в деревянных переплетах то ли веранды, то ли беседки, увитых плющом, - живой оркестрик из пяти музыкантов, справа - в таких же «озелененных» переплетах стоят плетеный столик, кресла. На столике самовар и чашки - непременные атрибуты дачного уюта. В центре - утрированно самодельные декорации: скромная занавеска, козлы, становящиеся поддержкой балкона (художник-постановщик Михаил Смирнов)... Персонажи часто появляются из зрительного зала, продолжая иллюзию самодеятельного театра. И все в этой «дачной опере» как будто в шутку, но и всерьез; как будто нарочно, но и случайно. И теплая, светлая атмосфера начала ХХ века с частыми дачными представлениями, с любительством, нередко становящимся затем профессией, подкупает и создает особый объем происходящего.

Андрей Бадулин поставил перед артистами сложнейшую задачу: профессионалы играют любителей, играющих на даче некий облегченный вариант оперы Джоаккино Россини, но и комедию Бомарше, а значит, являются артистами как драматическими, так и оперными. Эти «жанровые наслоения» продиктовали и совершенно особый способ существования, доставивший, как представляется, артистам немало удовольствия, потому что дали возможность щедрой импровизации и тех «брызгов шампанского», которые сегодня на театре встречаются слишком редко. Нигде и ни в чем не переходя грань вкуса, старательно обходя все рифы пошлости, они радостно создают тот множащийся мир, в котором существуют их герои - доктор Бартоло (Александр Дик), импозантный, красивый, стареющий господин, отнюдь не лишенный ума и прозорливости, только весьма специфических, вскормленных любовью к самому себе; дон Базилио (Андрей Новиков), изворотливый, хитрый, ну очень любящий звонкую монету, но все же не лишенный внешнего благородства и чувства собственного достоинства; ключница Берта (Ирина Серпокрыл) - этакая восточная красавица, абсолютно не желающая мириться ни с положением простой ключницы, ни с возрастом, она чувствует себя чаровницей и, по сути, является таковой. Ясно, что Бартоло вскоре не устоит перед ее прелестью и смирится с неизбежной утратой Розины.

Розина Татьяны Михиной очаровательна! Она обладает сильным и выразительным голосом (достаточно услышать хрестоматийно известную арию «Ни перед кем я не оробею, и настою я на своем...», чтобы оценить вокальные данные актрисы), игра ее в меру кокетлива, в меру лукава, а влюбленность в графа Альмавиву (Сергей Федюшкин), скорее во многом сочиненная, от страстного желания покинуть опасный дом опекуна, где ее насильно выдадут замуж.

Вообще, персонажи этого спектакля остаются объемными несмотря на пьянящую веселость и озорство происходящего: это относится и к графу Альмавиве, который ненавязчиво, но все же как будто отсылает нас постоянно к гораздо более знаменитой комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», где он предстает уже совершенно другим; это относится и к Нотариусу, которого Тимур Еремеев играет фарсово, насыщенно, густо, и к Режиссеру (Александр Катин), задумавшему весь этот дачный спектакль и на наших глазах постоянно пытающемуся еще что-то усовершенствовать и поправить.

Усложненность игры, придуманной Андреем Бадулиным, повлекла за собой непростой пластический рисунок спектакля (балетмейстер-постановщик Ирина Филиппова), и затейливость музыкального решения (музыкальный руководитель постановки Александр Богданов). Преувеличенность во всем становится эстетическим критерием этого спектакля и вызывает совершенно особую реакцию - нам не просто смешно, нам весело и радостно, когда гроза изображается движением белых занавесок, откровенно перебираемых руками участников, когда на сцену выносят облака, а над ними, взгромоздившись на стул, стоят сияющие Альмавива и Розина, словно олицетворяя крылатое выражение о счастливых браках, свершающихся на небесах (а ведь мы хорошо помним по «Женитьбе Фигаро», насколько счастливым окажется этот брак!), когда Фигаро, болтая всякий вздор, вдруг произносит отчетливо и весомо: «Простонародный хмель есть самый лучший...», - Бахтин. «Смеховая культура средневековья».

Подобные отсылки к истории мировой культуры - тоже особый прием режиссера Андрея Бадулина, которым он пользуется с отменным вкусом и точным знанием. И это всегда вызывает и уважение к режиссеру, и радость от того, что кто-то еще знает и помнит...

В пылу перечислений едва не забыла о главном герое - Фигаро. Сергей Смирнов играет его просто виртуозно! Он настолько естествен, красив, обаятелен, органичен и... болтлив, что просто невозможно устоять перед его напором. Вряд ли граф Альмавива женился бы на Розине без его участия, вряд ли одураченными оказались бы отнюдь не глупые Бартоло и дон Базилио, вряд ли зрители получили бы такое количество положительных эмоций, если бы он не был настолько вездесущ и энергичен. Сергей Смирнов купается в своей роли, откровенно наслаждаясь возможностью так сложно переплетать нити драматические, оперные, хореографические, не забывая о том, что он - профессиональный артист, играющий в любительском театре роль Фигаро, одну из самых завидных ролей мирового репертуара.

В нашем сегодняшнем бытии подобный спектакль - подлинный праздник.

 Фото Михаила Гутермана

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.