И трон короля Лира/ Выставка "Река жизни" к 75-летию Юрия Соломина

Выпуск №4-134/2010, Выставка

И трон короля Лира/ Выставка "Река жизни" к 75-летию Юрия Соломина

В театральном музее имени А.А.Бахрушина состоялась выставка «Река жизни», посвященная 75-летию Юрия СОЛОМИНА, народного артиста СССР, художественного руководителя Малого театра, педагога Театрального училища им. М.С.Щепкина. В экспозиции были представлены фотографии юбиляра, рисунки и макеты декораций спектаклей, в которых он блистал. Здесь можно было увидеть аксессуары костюмов (шляпы, перчатки, короны, сапоги), в которых Мастер выходил на сцену.

Выставка разместилась в двух залах. При входе нас встретил большой портрет Юрия Мефодьевича, под ним - изысканное старинное кресло, на котором лежала книга Шекспира «Король Лир» (издание уникальное, дореволюционное). Сотрудники музея назвали это кресло троном короля Лира. На открытии выставки Соломин пояснил: «Не случайно вы видите здесь этот том. Он свидетельствует о моей мечте сыграть короля Лира. Вот уже несколько лет я раз в три месяца перечитываю эту пьесу. Иногда останавливаюсь и откладываю книгу. Мне кажется, я понял ее, расшифровал только тогда, когда выросла моя дочь, появилась внучка, когда кое-кто из моих учеников меня предал. Надо было через это пройти, чтобы появились эмоции. Жерар Филипп говорил, что каждая роль требует своего возраста. «Король Лир» чрезвычайно интересная пьеса. Представьте себе, что у человека роскошная квартира. У него три дочери. Он хотел поделить квартиру между ними, а дети выгнали его. Старый человек стал бомжем. Разве этот сюжет не актуален?

Меня интересует, почему человек отдал свою власть? Что с ним случилось?

Я смотрел «Короля Лира» во многих театрах. Пока меня не убедил ни один спектакль. Фильм Григория Козинцева наиболее для меня приемлем.

Предатели и благородные люди существовали во все времена. Важно понять причину трагедии Лира. Мне кажется, я ее понял. Может быть, стоит потихоньку начать работу над этой ролью. Но я как-то не спешу».

Юбиляр признался, что половину фотографий, размещенных на выставке, он ранее никогда не видел. Очень благодарил бахрушинцев, которые создали и сохранили такой богатый архив, рассказывающий о его жизни и творчестве, об истории Малого театра. Он даже попросил руководителей музея сделать ему копии некоторых снимков.

Практически все экспонаты сопровождали развернутые комментарии. Тексты были взяты из воспоминаний Юрия Мефодьевича, а также из публикаций о нем.

Соломин родился в Чите. Большой стенд был посвящен малой родине известного артиста. Посетители увидели фотографии Читы дореволюционного и военного периодов. Рядом с ними были размещены детские и юношеские снимки будущего артиста, его родителей, его младшего брата Виталия. «Родился я в Чите в 35-м году. Город наш очень старинный, красивый. Но почти весь деревянный. Больших домов не было. Самый высокий в три этажа. Город зеленый... Со всех сторон город обступали сопки. Весной они становились сиреневыми. Это цвел багульник. Чита никогда не была заштатным провинциальным городом. В нем не умерла старая культура. Жило много сосланных людей, не со времен декабристов, конечно. А много позже. И это были очень образованные люди».

В 1953 году Соломин приехал в Москву, поступил в Театральное училище им. М.С.Щепкина, учился у В.Н.Пашенной. Великая русская актриса опекала талантливого юношу. Мы увидели фотографии, где Вера Николаевна окружена студентами.

На сцене Малого Ю.М.Соломин сыграл более полусотни ролей. Впервые заявил о себе в 1955-м ролью второго ремесленника в спектакле «Иван Грозный». Затем была роль Тишки в постановке «Свои люди - сочтемся». В 1959 году он сыграл веселого сотрудника в «Карточном домике». Снимки хранят хронологию событий на пути становления артиста.

Отдельные стенды посвящены его главным ролям в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка» и многих других. Не все актеры обладают способностью чувствовать автора, а тем более передать его мир, его художественную манеру. Соломин обладает той сдержанной драматической силой, которая позволяет это сделать.

Хлестаков - первая главная роль Соломина. Впервые «Ревизора» в Малом театре поставили в 1836 году. С тех пор он появляется здесь каждые 15-20 лет. В жизни Юрия Мефодьевича эта пьеса занимает особое место. Именно после «Ревизора», поставленного Игорем Ильинским, «старики» Малого приняли его. Многочисленные фотографии - безмолвные, но красноречивые свидетельства этого успеха. Каждая из них наполнена горячей эмоцией.

Накануне 250-летия театра его художественный руководитель вновь решил обратиться к дорогой ему пьесе. В подписи-комментарии Соломин рассказывает: «Когда мы собрались первый раз для разговора о постановке, замечательная наша актриса Л.Полякова спросила: «Ну что, чем удивлять будем?» Эту ноту продолжил Эдуард Марцевич: «Да, да, какая же у нас будет концепция?» Мы стали читать Гоголя, и сразу же современная концепция из пьесы сама к нам и обратилась. Сцены взяток - это череда маленьких блестящих бенефисов.

Тон в спектакле задали артисты среднего и старшего поколения. Роль Хлестакова сыграл Дима Солодовник. Это его первая большая роль. Говорят, короля играет свита. Свита у нас мощная - Полякова, Потапов, Марцевич, Невзоров, Клюквин, Ермакова. Мне радостно, что за Хлестакова Солодовник получил Государственную премию Российской Федерации».

Сирано де Бержерак - любимая роль Соломина. В комментарии к фотографиям он признается: «Я считаю, что Сирано - одна из лучших моих работ. Самоотверженный в дружбе, способный пожертвовать счастьем ради любимой женщины. Благородный и прямодушный, он ведет бой против подлости и лжи, глупости, предрассудков, бросая открытый вызов аристократическому обществу. Этим он и дорог мне. Спектакль начинается впечатляющей картиной. Во мраке сцены светятся маски уродливых людей, которые по ходу появляются на первом плане и напоминают зрителям о тех мрачных силах, с которыми Сирано вступает в смертельную схватку».

Двадцать лет Юрий Соломин служит на посту художественного руководителя Малого театра, многое успел сделать на этом поприще. Среди поставленных им, как режиссером пьес - «Власть тьмы». На многих фотографиях запечатлены сцены из спектакля. Эту пьесу, как ни покажется странным, он знал с детства. Ее леденящий душу сюжет рассказала ему бабка. В основу действия легло дело крестьянина Тульской губернии, убившего ребенка, прижитого от соблазненной им падчерицы. Режиссер попытался четко обозначить два полюса. На одном - совесть и порядочность в Акиме. На другом - лживость, жадность и беспринципность, сосредоточенные в Матрене.

Соломину очень хотелось сыграть Акима. Его образ - такая глыбина. Начал репетировать. Но когда уже стал выходить на сцену, понял: надо быть либо актером, либо режиссером. Выбор неизбежен. Ставить спектакль и одновременно играть в нем очень тяжело. Отказался от роли и предложил ее Алексею Кудиновичу. Тот сыграл Акима проникновенно, трогательно.

Очень гордится Мастер своей постановкой пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Она о первой любви. В дни премьеры Соломин объяснял журналистам: «Из нашей жизни уходит романтика, именно поэтому мы должны говорить о вечном - о любви, о преданности, о доброте. Я уже на первой премьере «Коварства» видел, как зал, затаив дыхание, следил за историей двух юных сердец. Фердинанд и Луиза стали такими же нарицательными, как Ромео и Джульетта. Мне хотелось, чтобы каждый зритель вник в суть первой любви. Первая любовь - очень серьезное и сильное чувство. Я помню, когда мы ставили этот спектакль, газеты написали о том, что три девочки из Подмосковья выбросились вместе из окна. Причина - безответная любовь к мальчику. Чтобы любовь не закончилась трагически, ее надо беречь, уважать».

В 26-летнем возрасте Соломин начал преподавать в родном Щукинском училище. Он был самым молодым педагогом. Снимки рассказывают и об этой стороне его деятельности.

Журналисты, как никто другой, знают, что Юрий Мефодьевич никогда не рассказывает о своей семейной жизни. Обычно он довольствуется таким ответом: «У меня есть дочь, есть внучка. Другие подробности о семье я никогда не рассказываю. Моим близким и так трудно жить. Помню, как я с женой и дочкой поехал на море после того, как вышел фильм «Адъютант его превосходительства». Пошел с дочкой купаться, а на меня со всех сторон стали отдыхающие набрасываться, начали фотографироваться, как с памятником. Через три дня мы уехали. Дочка была потрясена: почему мы уезжаем с моря, мы еще даже толком не поплавали. Я думаю, такие моменты сыграли отнюдь не положительную роль в ее жизни...» Для посетителей Бахрушинского музея свое табу Соломин нарушил. Мы видели фотографии его жены, дочери и даже любимой собаки. Коллеги нередко подшучивают над «страстью» худрука поговорить о собаках. Кто-то из них написал даже эпиграмму:

Соломин начал про собак,

Сдайся, враг!

Замри и ляг.

Экспозиция второго зала была посвящена кинематографической теме. Здесь были собраны афиши фильмов, в которых снимался Юрий Соломин («Хождение по мукам», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Адъютант его превосходительства» и другие), а также фотографии со съемок. Эти картины демонстрировались в музее.

В день открытия выставки Соломин принимал многочисленные поздравления с юбилеем от коллег, сотрудников музея, журналистов, своих студентов.

Многие вспоминали его деятельность на посту министра культуры Российской Федерации. Это был самый пламенный министр, умный, чуткий и стремительный, который сознавал, что от его роли министра зависит судьба искусства.

Юрий Мефодьевич является почетным членом Российской академии художеств.

Артист театра Эдуард Марцевич отметил: «Соломин - один из лучших артистов мира. В то же время он очень доступный и легкий человек. Знаете, как Царева мы звали, когда его не было рядом? Михаил Иванович или Царь. Соломина зовем просто Юрой. Он сохранил наш театр-дом. Он не просто наш руководитель, он наш друг и товарищ. Творческому человеку при нем дышится легко и свободно».

Актриса Малого театра Татьяна Петровна Панкова подчеркнула: «Юрий Мефодьевич поднял наш театр, когда тот был в тяжелом положении. Он сохранил Малый театр для классического искусства, сохранил его традиции, дух. Сделать это было непросто. Дай Бог ему здоровья, сил. Он человек такой доброты и искренности, какие мало встречаются в жизни».

Соломин со вздохом ответил: «Наверху все относятся к Малому театру хорошо. Внизу - еще лучше. А вот прослойка...Она заставляет нервничать, попадать в больницы. Во всяком случае, хорошего мы видим мало. И вдруг я получаю такой подарок - выставку в Бахрушинском музее. Для меня это большая радость и честь. Когда я приехал в Москву, нередко сюда приходил. Разные периоды пришлось пережить. И у меня не было ролей. И я по 7 лет находился без работы в Малом театре. Но все равно жизнь идет вперед. Я стою на ногах. Мне говорят хорошие слова. Я думаю, что теперь у меня вырастут крылья. Я сейчас не поеду на машине, а полечу. Этот день - один из самых замечательных дней в моей жизни».

Дни выставки стали такими же приятными днями и для многочисленных почитателей таланта Юрия Соломина.

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.