Размашистый почерк таланта/Вспоминая Георгия Банникова

Выпуск №4-134/2010, Вспоминая

Размашистый почерк таланта/Вспоминая Георгия Банникова

Темпераментный актер, экспрессивный режиссер, сильный педагог. К сожалению, был, был. Был... Георгий Банников - заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, главный режиссер и художественный руководитель Саратовской областной оперетты, профессор кафедры актерского мастерства Саратовской консерватории, почетный гражданин города Энгельса. Ни один титул «не вскружил головы» этому на редкость красивому, по-южному яркому, сильному человеку. Он продолжал жить, азартно много работая. Что последние 20 лет давалось куда труднее - болезнь за болезнью, инфаркт, ампутация ноги. Ездил в Израиль благодаря областному правительству, поставили протез - продолжал репетировать, учить студентов...

Он продержался в искусстве так героически долго (55 лет) еще и потому, что рядом всегда была жена, его Зинаида Ризберг. Эта роль была первой на сцене Смоленского драматического театра у выпускницы Школы-студии МХАТ, русоволосой русской красавицы - нижегородки Риммы Беляковой. Благородного лейтенанта Шмидта играл, конечно же, Георгий Банников - ведущий актер труппы. Их любовь началась на сцене, о ее романтическом восходе до сих пор напоминает большая фотография в квартире Банниковых - сцена из спектакля. Любимая женщина лейтенанта уходит, а он прощально смотрит ей вслед.

Путь астраханского паренька к театральным «олимпам» был долгим. И лежал он через большую войну. В неполных 13 лет Гоше обязательно надо было «догнать» ее героев. Сопровождал под бомбежками баржи с нефтью из Астрахани в осажденный Сталинград. Награжден боевой медалью! Относительно легко поступил после войны в Вахтанговское театральное училище. Проучился только три года: застуженные в войну легкие дали о себе знать - серьезно заболел. Педагоги на прощание посоветовали искать другое применение его бурной энергии. Он оканчивает Астраханский пединститут (филфак был с журналистским уклоном) - и приходит в театр. Завлитом в местный ТЮЗ. Но разве такую натуру укротишь, переделаешь? Георгий начинает играть, постепенно становится ведущим артистом. Пылкий Ромео, страстный Фердинанд («Коварство и любовь»), романтик революции Бауман.

С такой счастливой внешностью и вдобавок - мощной энергетикой он везде выбивался в лидеры. Будь то крошечный театрик в закрытом центре для ядерщиков, где Банников блистал в драматических ролях и - музыкальных (сыграл одессита Яшку в оперетте «Белая акация»). Или драматический театр в Смоленске. Особенно полюбила публика двух его персонажей: отважного Овода и лихого гусара Дениса Давыдова. Спектакль про героя войны 1812 года смоляне возили в Москву. После спектакля Георгию передали записочку, сложенную конвертом. «Я почувствовала такое родное, близкое, давыдовское...», - писала правнучка первого русского партизана. Получил за эту роль звание заслуженного артиста. Даже «отрицательного» Куклина в «Океане» Штейна он сыграл так, что Людмила Касаткина, игравшая вместе с ним один спектакль, подарила фотографию с надписью: «Лучшему Куклину, которого я видела».

После кустового театрального совещания в Смоленске талантливую пару Банников-Белякова приглашают сразу все его участники - Горький, Ереван, Свердловск, Саратов. Любой театр на выбор. Георгий и Римма тащили фантики с названиями городов и «вытянули» наш город.

Самые запоминающиеся роли Банникова в Саратове - Арбенин в «Маскараде» и Красавец-мужчина в одноименной пьесе Островского. Ниной в спектакле по лермонтовской пьесе, конечно же, была Римма. И Зою, которую так немилосердно разорял красавец Островского, тоже играла Белякова. Маленький сын Банниковых, обидевшийся «за маму» после таких ролей, потом неделю с отцом не разговаривал.

Образ жгучего покорителя женских сердец прочно приклеился к актеру Банникову. Букеты летели к нему с балконов задолго до выхода на поклоны. А он, никогда не теряя головы, умело использовал клише, которое ему навязывали. В самых неожиданных ситуациях. Когда артистам его театра (он тогда уже перешел в оперетту) нужно было жилье, Георгий Петрович с неотразимой улыбкой «красавца-мужчины» и двумя-тремя свежими анекдотами в запасе отправлялся в путь «по инстанциям».

Как-то режиссер Дмитрий Лядов предложил ему поработать педагогом своего актерского курса. Лядов неожиданно заболел, курс пришлось возглавить Георгию Петровичу, в педагоги он взял свою умницу жену. И скоро они становятся ведущими педагогами театрального факультета. Выпустили вместе семь курсов. Интересно писали газеты об их творческом союзе: «Размашистая, смелая, задиристая режиссура Банникова (вахтанговская школа) очень удачно подкрепляется скрупулезной, вдумчивой, филигранной режиссурой Беляковой (мхатовская школа). Они умеют выстроить на курсе атмосферу доброжелательности и увлеченности».

Редкий актер так владел искусством слова, как Георгий Петрович. Он любил цирк, писал о нем серьезные статьи, публиковали их в центральном профессиональном журнале «Цирк». Однажды ему предложили возглавить саратовский цирк. Но театр он любил куда больше, тут неожиданно поступило предложение стать худруком местной оперетты. Она тогда находилась в большом загоне. Создателем новой, современной саратовской оперетты стал Георгий Банников. Он относился к постановкам легкого жанра так же серьезно, как к самым глубоким драматическим работам. Некоторый опыт постановок у него уже имелся, ездил и учиться режиссерской профессии в Ленинград.

Прежде всего новый руководитель сколотил крепкий коллектив исполнителей, набрал людей с консерваторским образованием. Театр начал успешно гастролировать (бывал и в Москве). Десять актеров получили звание заслуженных (раньше званий не было ни у кого). Более сорока музыкальных спектаклей поставили при худруке Банникове. Насыщенные яркой мелодикой, экспрессивной динамикой, с хорошей актерской игрой «Сильва», «Марица», «Фраскита», «Веселая вдова», «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», «Вольный ветер», «Севастопольский вальс» полюбились зрителю. Словно проходя по второму кругу собственную театральную жизнь, Георгий Банников ставил «Дениса Давыдова», «Красавца-мужчину», «Белую акацию». Жил изобретательно, размашисто, полно, отвечая в творческом союзе двоих за «пламень». Лед рацио привносила в него рассудительная Римма Ивановна, тоже участвуя в постановке оперетт.

Она, народная артистка, профессор, заведующая кафедрой мастерства актера, одна теперь ведет курс, раз за разом выпуская в вольную жизнь поразительно талантливых учеников. Георгий Петрович в последнее время из дома не выходил. Но жена привыкла советоваться с ним во всем, и в самой мелкой мелочи.

Это была очень красивая, очень заметная на саратовском небосклоне пара. Кто-то сказал, что семья - это когда двое смотрят в одном направлении. Они и смотрели, и шли в одну сторону, замечательно дополняя друг друга: жар заволжских астраханских полупустынь удивительно слился здесь со свежим дыханием русского поволжского севера. Сердце и Ум, Любовь и Талант. Был... Был? Пока нас помнят, мы живем.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.