Ижевск. Турандот в куклах

Выпуск № 5-135/2011, В России

Ижевск. Турандот в куклах

Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци был поставлен в Государственном театре кукол Удмуртской Республики по окончании прошедшего театрального сезона. Он стал для коллектива театра долгожданным и радостным событием, так как создание спектакля было отложено в связи с капитальным ремонтом здания театра. Режиссер-постановщик спектакля – Федор Шевяков, художник-постановщик – Геннадий Аверкин, композитор – Евгения Копысова.

Веселое настроение создается с первых минут. На фоне отверстий огромных сточных труб, вмонтированных в кирпичную стену, появляется золоченая гондола. Приплывшие на ней путешественники, очевидно любители приключений, выгружают на сцену тяжелые тюки. Героев четверо: Тарталья, Панталоне, Бригелла, Труффальдино. Каждый из них обладает неповторимым характером, смешными привычками. Пантолоне в исполнении Александра Мустаева – забавный старик, уставший от жизни, но бодрящийся при малейшей возможности. Бригелла, сыгранный Вячеславом Климовым, брутальный уроженец гор, страдающий косноязычием. Тарталья – в его роли выступил Константин Мехряков – персонаж, заикание которого постоянно создает двусмысленные шутки. Труффальдино – герой с манерами и речью «одессита из Бергамо», исполнен Антоном Кузнецовым.

Яркие костюмы персонажей привлекают внимание большим количеством необычных деталей. Остроты, отпускаемые этими героями, злободневны и вполне соответствуют их образам. Интермедии, в которых Тарталья, Панталоне, Бригелла, Труффальдино имеют возможность вволю порезвиться, пошутить со зрителями, придают всему спектаклю веселый и порой ироничный оттенок. Песни в их исполнении рассказывают то о бедном китайском мальчике, то о гордой китайской девушке, и восторженно принимаются публикой. Эти куплеты и баллады, написанные режиссером, сами по себе замечательно и удачно дополняют композицию спектакля.

Атмосфера парадного убранства дворца пекинского императора, с позолотой в декорациях и яркими красками в костюмах, создает эффект праздника. Вторя сочетанию старинного и современного текста, сценография успешно совмещает элементы древнего китайского быта и атрибуты нынешней жизни.

Принцесса Турандот Галина Шевякова выглядит героиней, запутавшейся в своих влечениях. С одной стороны, она не желает выходить замуж, и немало голов неудачливых женихов уже украсило стену дворца, а с другой стороны – девушка не лишена чувственности и оказывается способной на любовь. Жизнь принцессы – постоянная борьба с противоречиями в собственной душе.

Совсем иные страсти одолевают принца Калафа Дмитрия Евсеева. Калаф полюбил принцессу, и ничто не может отвратить его от стремления добиться ее руки. Это решение непреклонно, а поступки героя порой переходят границы разумного поведения. Во всяком случае, на взгляд современного человека.

Историю любви главных действующих лиц оттеняют взаимоотношения других участников спектакля. Замечательный дуэт – Барах и Скирина (Анатолий Тарасов и Тамара Скобелева) комичен и удивительно органично вписывается в стилистику всего спектакля. Пышнотелая Скирина, семенящая мелкими шажками, трогательно пуглива. При этом она только внешне послушна рассудительному Бараху, пытающемуся убедить жену не болтать лишнего.

Император Альтоум Сергей Чирцев немощный старец, который нуждается в пристальном внимании слуг, хоть и пытается быть рассудительным, произносит нравоучительные речи, но не имеет власти даже над собственной дочерью.

В постоянном соперничестве за благосклонность повелительницы находятся невольницы Турандот. Зелима Алевтины Степановой – служанка, страдающая от недостатка внимания и любви госпожи. Горбунья в сером костюме, она изо всех сил стремится превзойти фаворитку принцессы, рабыню Адельму. Любимую служанку принцессы Адельму с блеском сыграла Эмма Земан. Выход этой героини на сцену эффектен и неизменно вызывает оживленные выкрики в зрительном зале. Влюбленная в Калафа, она делает все возможное для того, чтобы свадьба принца и Турандот не состоялась, но козни ее напрасны.

Трагическую роль Тимура, царя Астраханского, исполнил Евгений Перевозчиков. Лишившись трона, подданных, семьи, монарх вынужден скитаться. В начале спектакля этот персонаж явлен бомжем, просящем подаяние у прохожих. Неожиданная встреча Тимура и Бараха меняет дальнейшую судьбу царя. Преданный и мудрый Барах узнает своего прежнего господина и помогает ему вновь осознать себя царственной особой.

Обладая специфической пластикой и голосами, актеры кукольного театра создают особую атмосферу спектакля. Гротеск преображается в подлинную сказочность, вызывая радость в зрительном зале. Особый тон происходящим на сцене событиям придает эмоциональная музыка, благодаря которой возникает лирическая интонация.

Теоретически поставить в театре кукол можно любую пьесу, но на практике всегда появляются определенные условия, ограничивающие выбор. «Принцесса Турандот» в театре кукол в представленном варианте – явление вполне обоснованное. Каждый герой спектакля, за исключением персонажей комедии дель арте, имеет при себе маску, которой прикрывает лицо в тот момент, когда старается скрыть от собеседника свои чувства. В это время актер по сути своей тождествен кукле, лишенной мимики, и тогда основными средствами передачи эмоций становятся движения и голос - то, что чаще всего и используют артисты кукольного театра. Однако опыт работы актеров-кукольников в этом спектакле проявился иным способом – не через кукол, а через их собственные тела.

Использование масок в этой постановке имеет несколько смыслов. Прежде всего, маска на сцене оказывается знаком театра вообще, напоминает об условности происходящего на сцене. Кроме того, припоминается огромное значение маски в культуре театра стран Востока, когда с ее помощью определяется характер и эмоции героя. И, наконец, применение масок в этом спектакле дает возможность персонажам скрывать свои истинные чувства от собеседников, но оставлять их открытыми для зрителей.

Веселье и грусть, стихи и проза, современное и старинное, любовь и ненависть – все это зрители видят в «Принцессе Турандот», как можно увидеть обе стороны монеты: то одну, то другую. Определенная разобщенность персонажей, возникшая при этом в постановке, вполне соответствует некоторой эклектичности самой пьесы. Для труппы театра спектакль «Принцесса Турандот» стал важным шагом на пути поиска средств самовыражения кукольного театра в спектаклях для взрослых. Попытка современного воплощения персонажей комедии дель арте и сказки Гоцци – еще одна существенная причина создания этого спектакля. Встреча с героями Карло Гоцци, знакомство с историей любви Калафа и Турандот ожидают зрителей этого спектакля. Хорошее настроение и минуты счастливого смеха они получат непременно.

Фото предоставлены Ижевским театром кукол

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.