Ижевск. Турандот в куклах
Выпуск № 5-135/2011, В России
Спектакль «Принцесса Турандот» по сказке Карло Гоцци был поставлен в Государственном театре кукол Удмуртской Республики по окончании прошедшего театрального сезона. Он стал для коллектива театра долгожданным и радостным событием, так как создание спектакля было отложено в связи с капитальным ремонтом здания театра. Режиссер-постановщик спектакля – Федор Шевяков, художник-постановщик – Геннадий Аверкин, композитор – Евгения Копысова.
Веселое настроение создается с первых минут. На фоне отверстий огромных сточных труб, вмонтированных в кирпичную стену, появляется золоченая гондола. Приплывшие на ней путешественники, очевидно любители приключений, выгружают на сцену тяжелые тюки. Героев четверо: Тарталья, Панталоне, Бригелла, Труффальдино. Каждый из них обладает неповторимым характером, смешными привычками. Пантолоне в исполнении Александра Мустаева – забавный старик, уставший от жизни, но бодрящийся при малейшей возможности. Бригелла, сыгранный Вячеславом Климовым, – брутальный уроженец гор, страдающий косноязычием. Тарталья – в его роли выступил Константин Мехряков – персонаж, заикание которого постоянно создает двусмысленные шутки. Труффальдино – герой с манерами и речью «одессита из Бергамо», исполнен Антоном Кузнецовым.
Яркие костюмы персонажей привлекают внимание большим количеством необычных деталей. Остроты, отпускаемые этими героями, злободневны и вполне соответствуют их образам. Интермедии, в которых Тарталья, Панталоне, Бригелла, Труффальдино имеют возможность вволю порезвиться, пошутить со зрителями, придают всему спектаклю веселый и порой ироничный оттенок. Песни в их исполнении рассказывают то о бедном китайском мальчике, то о гордой китайской девушке, и восторженно принимаются публикой. Эти куплеты и баллады, написанные режиссером, сами по себе замечательно и удачно дополняют композицию спектакля.
Атмосфера парадного убранства дворца пекинского императора, с позолотой в декорациях и яркими красками в костюмах, создает эффект праздника. Вторя сочетанию старинного и современного текста, сценография успешно совмещает элементы древнего китайского быта и атрибуты нынешней жизни.
Принцесса Турандот – Галина Шевякова выглядит героиней, запутавшейся в своих влечениях. С одной стороны, она не желает выходить замуж, и немало голов неудачливых женихов уже украсило стену дворца, а с другой стороны – девушка не лишена чувственности и оказывается способной на любовь. Жизнь принцессы – постоянная борьба с противоречиями в собственной душе.
Совсем иные страсти одолевают принца Калафа – Дмитрия Евсеева. Калаф полюбил принцессу, и ничто не может отвратить его от стремления добиться ее руки. Это решение непреклонно, а поступки героя порой переходят границы разумного поведения. Во всяком случае, на взгляд современного человека.
Историю любви главных действующих лиц оттеняют взаимоотношения других участников спектакля. Замечательный дуэт – Барах и Скирина (Анатолий Тарасов и Тамара Скобелева) – комичен и удивительно органично вписывается в стилистику всего спектакля. Пышнотелая Скирина, семенящая мелкими шажками, трогательно пуглива. При этом она только внешне послушна рассудительному Бараху, пытающемуся убедить жену не болтать лишнего.
Император Альтоум – Сергей Чирцев – немощный старец, который нуждается в пристальном внимании слуг, хоть и пытается быть рассудительным, произносит нравоучительные речи, но не имеет власти даже над собственной дочерью.
В постоянном соперничестве за благосклонность повелительницы находятся невольницы Турандот. Зелима Алевтины Степановой – служанка, страдающая от недостатка внимания и любви госпожи. Горбунья в сером костюме, она изо всех сил стремится превзойти фаворитку принцессы, рабыню Адельму. Любимую служанку принцессы Адельму с блеском сыграла Эмма Земан. Выход этой героини на сцену эффектен и неизменно вызывает оживленные выкрики в зрительном зале. Влюбленная в Калафа, она делает все возможное для того, чтобы свадьба принца и Турандот не состоялась, но козни ее напрасны.
Трагическую роль Тимура, царя Астраханского, исполнил Евгений Перевозчиков. Лишившись трона, подданных, семьи, монарх вынужден скитаться. В начале спектакля этот персонаж явлен бомжем, просящем подаяние у прохожих. Неожиданная встреча Тимура и Бараха меняет дальнейшую судьбу царя. Преданный и мудрый Барах узнает своего прежнего господина и помогает ему вновь осознать себя царственной особой.
- Обладая специфической пластикой и голосами, актеры кукольного театра создают особую атмосферу спектакля. Гротеск преображается в подлинную сказочность, вызывая радость в зрительном зале. Особый тон происходящим на сцене событиям придает эмоциональная музыка, благодаря которой возникает лирическая интонация.
Теоретически поставить в театре кукол можно любую пьесу, но на практике всегда появляются определенные условия, ограничивающие выбор. «Принцесса Турандот» в театре кукол в представленном варианте – явление вполне обоснованное. Каждый герой спектакля, за исключением персонажей комедии дель арте, имеет при себе маску, которой прикрывает лицо в тот момент, когда старается скрыть от собеседника свои чувства. В это время актер по сути своей тождествен кукле, лишенной мимики, и тогда основными средствами передачи эмоций становятся движения и голос - то, что чаще всего и используют артисты кукольного театра. Однако опыт работы актеров-кукольников в этом спектакле проявился иным способом – не через кукол, а через их собственные тела.
Использование масок в этой постановке имеет несколько смыслов. Прежде всего, маска на сцене оказывается знаком театра вообще, напоминает об условности происходящего на сцене. Кроме того, припоминается огромное значение маски в культуре театра стран Востока, когда с ее помощью определяется характер и эмоции героя. И, наконец, применение масок в этом спектакле дает возможность персонажам скрывать свои истинные чувства от собеседников, но оставлять их открытыми для зрителей.
Веселье и грусть, стихи и проза, современное и старинное, любовь и ненависть – все это зрители видят в «Принцессе Турандот», как можно увидеть обе стороны монеты: то одну, то другую. Определенная разобщенность персонажей, возникшая при этом в постановке, вполне соответствует некоторой эклектичности самой пьесы. Для труппы театра спектакль «Принцесса Турандот» стал важным шагом на пути поиска средств самовыражения кукольного театра в спектаклях для взрослых. Попытка современного воплощения персонажей комедии дель арте и сказки Гоцци – еще одна существенная причина создания этого спектакля. Встреча с героями Карло Гоцци, знакомство с историей любви Калафа и Турандот ожидают зрителей этого спектакля. Хорошее настроение и минуты счастливого смеха они получат непременно.
Фото предоставлены Ижевским театром кукол
Отправить комментарий