Краснодар. Одни тайны...

Выпуск № 5-135/2011, В России

Краснодар. Одни тайны...

Графиня Анна Федотовна оставила свой чепец в прошлых веках, но она по-прежнему помнит три роковые карты. «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского давно излюбленный современной режиссурой опытный полигон для их концепций и вызовов. «Пиковая дама» выдерживает все – так многозначна и внутренне вариантна. Выпасть из эпохи, отраженной в сочинении, из времени его создания не страшно. Выпасть из сегодняшнего постановочного контекста – вот что опасно режиссеру музыкального театра, какому бы поколению он ни принадлежал. Этого они боятся как огня! Было бы наивно думать, что «Пиковая дама» избегнет даже в Краснодарском музыкальном театре нового перевода на современный язык.

Спектакль в целом в постановке режиссера Ольги Ивановой – прежде Пушкина и прежде Чайковского погружает нас в проблематику современного режиссерского цеха и ведущихся там дискуссий о границах интерпретации классики. Может ли оперный спектакль, в костюмах эпохи, с точным сохранением авторских сюжетных и образных координат прошлого быть фактором развития театра, а не музея? Для режиссеров это по-прежнему принципиальный вопрос. Книги, переведенные со старославянского языка на русский, могут быть искажены писцом, внесшим свои коррективы. И они же могут быть мудро переписаны без нарушений композиции, их идейного и образного целого, и их можно реставрировать и в самой архаике понять смысл древнего послания человечеству. Так и спектакль: каковы писцы, таковы и результаты.

Краснодарский спектакль завораживает и манит бесприютной атмосферой Петербурга, величественными зданиями-фантомами, глядящими в черную лаву Невы. Многоликий и таинственный город предстает в сценографии и костюмах в смешении золотого века с серебряным. Классика бережно укутана в плащ постмодерна руками художника-постановщика Юрия Устинова и его соавтора, художницы по костюмам Ирины Акимовой. Металлический блеск квадратных передвижных колонн, костюмов пушкинской эпохи с элементами модерна, диско-шар как ни странно, все эти современные атрибуты не только не нарушают величия классики, но и поразительно точно передают атмосферу мистической истории трех карт.

В отличие от пушкинской повести, истории в целом оптимистичной, поскольку справедливость торжествует на земле, либретто Модеста Чайковского трагично, и карты становятся губительными для всех. Графиня мертва; Лиза, как Офелия, кончает жизнь самоубийством; Герман, обманутый фетишем пиковой дамы, стреляется. Мотив смерти и тайны пронизывает оперную постановку в Краснодаре, начиная с суперзанавеса, на нем в переливе красок опавшей мертвой листвы дается проекция каналов Петербурга. Мелькают черные блестящие балахоны горбунов и горбуний. Эти предвестники смерти повсюду: на балах и оживленных улицах. Их капюшоны как напоминание о неизбежном. Черный кортеж капюшонов вечно следует за графиней: за ней тянут элемент передвижной декорации – камин, и он оборачивается черным мозаичным саркофагом.

Актерские работы приятно удивляют сочетанием внешнего удачно найденного «имиджа» и того, как органично он воспринят исполнителями. Графиня-бабушка Анна Федотовна в исполнении Елены Семиковой – дива, примадонна своей эпохи, в широкой кружевной шляпе, приталенных черных и белых платьях с фигурными полами, напоминающими щупальцы. Бывшая московская Венера еле передвигается на котурнах с двумя костылями. Она – паук. Она – спрут. Она – старая невеста. И, наконец, она – дама пик. Яркие всполохи от камина на минуту возвращают, провоцируют память ее молодости. В сцене встречи с Германом, как бы забывшись и отбросив костыли, она подходит к нему, целует, смотрит безнадежно и горько. Ни слова, ни звука, только взгляд – и затем падение.

Герман в исполнении Вячеслава Егорова более классичен – сумрачный злой гений с профилем Наполеона. Его характер раскрывается постепенно: сначала влюблен в «несчастнейшее создание», бедную Лизу, взволнован, потом заинтригован тайной карт. Он мечется в мучительном выборе: любовь или страсть к игре. Чем больше страдает, тем сильнее и громче бьется в его душе темное, мефистофельское. В сцене у реки любовь и сочувствие к Лизе вдруг оборачиваются злобным отречением от нее. Выбор сделан, дьявол уже разметал карты: Лиза не переживет Германа «таким» и унесется навсегда в пространство задней сцены, где ледяная Нева рябит мистическими отблесками то ли луны, то ли фонарей, то ли снега и дождя…

Фантасмагорическая образность спектакля в какой-то момент становится самодовлеющей и отрезает путь к внятному и единственно точному пониманию происходящего. Как, например, понять Полину (Наталья Бызеева), окруженную девочками-переростками в платьях-снежинках, которые смотрятся, скорее, комично, нежели создают атмосферу девичьих посиделок. Лиза (Гульнара Низамова), так проникновенно поющая о происходящей на ее глазах трагедии, все же в упор не видит мертвую старуху, бездыханно лежащую перед Германом. Странны и серебряная статуя в Летнем саду, и вертикальный ящик (видимо гроб) из косо сбитых балок, беспрестанно появляющийся в повествовании. Позже из него является к Герману вся в белом уже поверженная «старая ведьма». Все это чудно, может быть, изобретательно и изощренно, но нарушает так умело созданное художественное и музыкальное единство оперы.

Внешне стильная и красивая интерлюдия на площади, уводящей в глубь сцены, оставляет много вопросов. К чему купидоны, придворные артисты, бродяги и проститутки, беспрестанно пугающие людей высшего света? Так режиссер представляет себе балы Петербурга? В то же время, некоторые сцены содержат удачные по силе воздействия метафоры. Диско-шар – маятник, отсчитывающий минуты жизни Лизы, камнем падает вниз в черный саркофаг, будто бы это тело бедной девушки навсегда погружается в небытие вод Невы. И резкая смена действия – сцена в игорном доме: этот же диско-шар взлетает вверх со стиптизершей, как торжество низменных страстей. Оркестр под управлением дирижера Владимира Зивы звучит чисто, заботясь о голосах артистов и как бы обрамляя их.

Совершенно размыта последняя сцена спектакля, и совсем глух выстрел Германа. Трагедия человеческой души, проданной за тайну трех карт, по силе воздействия оказалась гораздо слабее тайны вечного города Петербурга.

Фото Татьяны Зубковой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.