Подмосковье - территория театра/IV Областной фестиваль "Долгопрудненская осень"

Выпуск № 5-135/2011, Фестивали

Подмосковье - территория театра/IV Областной фестиваль "Долгопрудненская осень"

В конце сентября мне довелось гостить в Польше в красивом старинном городе Сандомиж. Вопрос, когда откроется театральный сезон, поставил моих друзей в тупик. Оказалось, что в городе нет ни одного театра, даже любительского. В соседнем Тарнобжеге, крупном промышленном центре, тоже. Любителю театрального искусства приходится ездить в Краков (170 км) или смотреть театральные постановки по телевизору.

Отправляясь на фестиваль «Долгопрудненская осень», я и не представляла, сколько интересных театров есть в нашем Подмосковье. Практически каждый город имеет свой активно работающий профессиональный коллектив, да еще и народные театры, детские студии. В городе Пушкино - свой Музыкальный театр, в городе Королеве - ТЮЗ. У большинства неплохие театральные залы (в основном бывшие ДК или кинотеатры), свои преданные зрители. И это при достаточно небольшом расстоянии от столицы и доступности московских театров.

На фестивале 13 театров из Подольска, Химок, Воскресенска, Дмитрова, Балашихи, Жуковского, Чехова, Серпухова и других городов показали 15 спектаклей. Программа отразила многообразие театральной жизни всего в каких-нибудь 20-30 километрах от МКАД.

Конечно, у театров есть свои проблемы, и материальные, и творческие, но на этом театральном празднике не хотелось о них думать. А праздник, безусловно, получился, и в этом одна из главных заслуг хозяев фестиваля - Долгопрудненского муниципального театра «Город», который представил две последние премьеры. Кроме того, актеры театра «Город» перед каждым фестивальным спектаклем показывали у входа в театр небольшую концертную программу, причем в любую погоду.

Открывала фестиваль «Сорочинская ярмарка» Московского областного Камерного театра. Этой, по определению режиссера Аллы Решетниковой, «балаганной комедии со сценами ужаса и мистики», на мой взгляд, не хватает цельности, четкой выстроенности некоторых мизансцен, более строгого отбора материала в работе над текстом Гоголя. Но для того чтобы настроить предстоящий театральный марафон на праздничный лад, «балаганное действо» подошло как нельзя лучше. Так же, как и ревю «Оперетта, оперетта» Пушкинского музыкального театра в постановке художественного руководителя театра Бориса Урецкого оказалось уместно в день закрытия. Фрагменты из классических оперетт - Кальман, Штраус, Лоу, Дунаевский, Александров - были объединены в единый сюжет. Яркое зрелище стало достойным финальным аккордом.

Почти половина спектаклей была предназначена юному зрителю. Спектакли эти очень разные и самых разных жанров. От вполне традиционного «Конька-Горбунка» П.Ершова Химкинского городского театра «Апрель» (режиссеры Игорь Лепихов, Татьяна Гальперина) до «Соломенного жаворонка» Ю.Фридмана, В.Новацкого Экспериментального музыкально-драматического театра г. Жуковского (режиссеры А.Айсин, Л.Айсина).

Театр «Апрель» был основан в 1974 г. как театр-студия выпускником театрального училища им. Б.Щукина Игорем Петровичем Лепиховым. С 1996 г. театр имеет стационарную сцену и постоянную труппу. «Конек-Горбунок» - спектакль-ветеран, театр сохраняет его в память о создателе, уже ушедшем из жизни. Экспериментальный музыкально-драматический театр был организован в 1991 г. по инициативе администрации города Жуковский. Особым стилем ЭМДТ является органичное сочетание слова, музыки и пластики с современными сценическими технологиями. Все это было и в «Соломенном жаворонке» - музыкальном спектакле на основе древнерусских обрядов, в котором прозвучали песни репертуара ансамбля Дмитрия Покровского и группы «Иван Купала». Зажигательность и искрометность актерского исполнения не оставили равнодушной публику. «Соломенный жаворонок» получил приз зрительских симпатий как лучший музыкальный спектакль. А вот вполне традиционному «Малышу и Карлсону» Чеховского городского театра (режиссер Сергей Крамаренко) не хватило театральной фантазии, может быть, даже какого-то театрального хулиганства. Карлсон в трактовке театра - клоун в огромных башмаках и с красным носом. Дети в зале были готовы к диалогу, но с ними, к сожалению, так и не поиграли. Театр был создан в 2006 г., так что это еще совсем молодой коллектив, у которого впереди более удачные премьеры.

В таком же бытовом традиционном стиле решен спектакль Королевского ТЮЗа «Поллианна» по произведению. Э.Портер (режиссер Наталия Ермакова). Сентиментальная история «для школьников и взрослых» оказалась в трактовке театра чересчур уж сентиментальной и назидательной. Без оригинальной режиссерской идеи, выдумки заинтересовать современных детей сложно. Зато приятно порадовал спектакль «По щучьему велению» Долгопрудненского муниципального театра «Город». Его режиссер Антон Преснов - один из ведущих актеров театра, выпускник РАТИ (мастерская Сергея Женовача). «По щучьему велению» - его режиссерский дебют, и весьма удачный. Хорошая инсценировка, музыка, стильные декорация и костюмы, остроумие - получилось динамичное, праздничное действо с целым рядом интересных актерских работ. Это и Павел Князьков (Емеля), и Дамир Бахтиев (Царь), сам Антон Преснов в роли Вельможи. В небольших по масштабу ролях актерам удалось создать выразительный сценический образ. Актеры существуют в спектакле легко, радостно, замечательно поют (хочется особенно отметить весьма удачный и остроумный подбор музыкального материала), спектакль полон молодой задорной энергии. Исполнительница роли Клавдии - Лаура Арутюнян получила приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Кроме того, «По щучьему велению» получил приз зрительских симпатий как лучший спектакль для детей.

«Кукляндия - волшебная страна» А.Хайта и А.Курляндского Театра ростовых кукол «Софит» г.Воскресенска - детектив для самых маленьких, в котором захватывающие события происходят с любимыми героями из разных мультфильмов. До знакомства с этим театром я представляла себе ростовую куклу как «человека-бутерброд» в потрепанном костюме Чебурашки с рекламными листовками у метро. Ростовые куклы из Воскресенска изготовлены тщательно и с большим вкусом, а актерам в этих огромных куклах-костюмах удается даже наметить характеры своих героев, у которых разная пластика, походка, движение. (Режиссер и балетмейстер Ирина Гончарова, художник-постановщик Игорь Кумов.)

На фестивале были представлены спектакли не только для юных зрителей. Музыкальный театр юного актера «Орфей» г.Балашихи продемонстрировал высокий профессионализм в спектаклях «Жизнь без выстрела» и «Гармония контрастов» Л.Арсентьевой (режиссер Светлана Буйко, художественный руководитель Алла Копачинская) и получил приз за режиссуру. И, конечно, на фестивале была представлена весьма разнообразная драматическая программа для «взрослого зрителя». От легкой непритязательной современной комедии положений, с добрым юмором и забавными героями «Треугольник» (автор пьесы Н.Туровская, режиссер Геннадий Козлов) Подольского драматического театра до русской классики: «Красавец-мужчина» А.Н.Островского Дмитровского драматического театра «Большое гнездо» (режиссер Дмитрий Юмашев). Тимофей Розуменко - исполнитель роли Лотохина в этом спектакле - получил приз за лучшую мужскую роль второго плана. Был показан и спектакль по классике советской - пьесу А.Макаенка «Трибунал» (режиссер Оксана Кудрявцева) показал Камерный молодежный театр «Зазеркалье» Серпухова. Эта работа получила приз зрительских симпатий за лучший драматический спектакль.

Если в номинации лучшая женская роль жюри решило премии не присуждать, то в номинации лучшая мужская роль единогласным решением жюри приз был отдан Дамиру Бахтиеву за роль Александра Вертинского в спектакле «Я сегодня смеюсь над собой...» (режиссер Юрий Соловьев) Долгопрудненского муниципального театра «Город». Актер не увлекся чисто внешней передачей специфической исполнительской манеры знаменитого артиста, а внес много своего личного в рассказ о судьбе поэта в русской истории, пропуская все через свою актерскую индивидуальность. У молодого актера есть чувство меры, такта, музыкальность, некий природный аристократизм. И, конечно, очень хороша инсценировка Юрия Соловьева, сделанная на основе книги А.Вертинского «Дорогой длинною...». Показалось весьма удачным, что спектакль был не перегружен песнями Вертинского, но они всегда звучали к месту и попадали в точку. Этот моноспектакль многонаселен. Играя Вертинского, актер создал еще множество персонажей, включая Маяковского и Чаплина. Пространство спектакля одушевлено и театрально. Рекламная тумба и множество белых шаров - китайских фонариков, освещающих сцену, чемодан и старые фотографии... В финале актер собирает в чемодан реквизит и уходит, оставляя на столе одну фотографию Вертинского, а нам хотелось бы его еще слушать и слушать... Жаль, что в этом фестивале нет номинации «За лучшую работу художника». Приз, несомненно, получила бы художник этого спектакля Анастасия Данилова, стильно и изящно оформившая еще и спектакль «По щучьему велению...». «Гран-При» фестиваля получил спектакль «Солнечный луч» Московского областного государственного театра кукол (режиссер Алексей Смирнов, художник Светлана Рыбина). История про Мышонка и Фарфоровую балерину, произошедшая в подвале среди ненужных вещей, история одиночества, любви и самопожертвования, поставлена и сыграна так, что ее кукольные герои показались живее некоторых персонажей «живых» театров, исполняемых «настоящими» актерами. Спектакль захватывает с первой минуты и заставляет сопереживать до слез его таким трогательным героям. «Гран-При» фестиваля - символическая фигура, изготовленная по модели известного скульптора, заслуженного художника РФ А.Рожникова, - бронзовая композиция в форме античной колонны с осенним кленовым листом, несущая романтический корабль, чьи паруса - маски комедии и трагедии. И все же главной наградой для участников стал сам театральный фестиваль, роскошь живого театрального общения.

Фото Автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.