Когда пространство становится белым/IV Открытый окружной театральный фестиваль "Белое пространство"

Выпуск № 5-135/2011, Фестивали

Когда пространство становится белым/IV Открытый окружной театральный фестиваль "Белое пространство"

Про то, что формат фестиваля «Белое пространство» весьма специфичен, журнал «Страстной бульвар, 10» уже писал. Апрельская и майская части программы прошли в Ханты-Мансийске, октябрьские показы шли уже в двух городах - Сургуте и Ханты-Мансийске, где во второй половине ноября фестиваль и завершился.

Из театров ХМАО-Югры только сургутские коллективы выступали на своей территории: Театр актера и куклы «Петрушка» и Музыкально-драматический. А в Ханты-Мансийске прошли своего рода малые гастроли Детского музыкально-драматического театра города Нягань с тремя спектаклями.

В «сургутской» части фестиваля Театр «Петрушка» выступил весьма достойно. Его постановки выглядели внятно и убедительно. Юным зрителям были равно интересны и чуть лукавое философствование героев сказок Дональда Биссета («Приятного аппетита, Тигренок!»), и высокий стиль народного сказания о жизни народов Севера (баллада Ю.Евдокимова «С небом живите»).

В первом спектакле режиссер Игорь Кутьков и художник Альбина Швабенланд постарались сочинить традиционное зрелище в духе ироничных притч про Винни-Пуха. Мягкие рукодельные, вполне домашние куклы хорошо отражали человеческую характерность, знакомя детей с различными типами поведения, реакциями и свойствами натуры. Особенно занятен и узнаваем был сосредоточенный молчун Носорог Анатолия Лупашко, а также Улитка и Сова, остроумно представленные Натальей Верчук.

Нынешние дети, одинаково часто видящие по телевизору и простодушных обитателей сказочного леса, и мудрствующих смешариков, серьезно воспринимали перепалки героев Биссета, видя в них отражение собственных конфликтов и переживаний. Естественная доля назидательности была при этом весьма уместна.

Знакомство с жизнью, бытом и культурой народов Севера - задача не менее сложная для воплощения и восприятия. Спектакль «С небом живите» режиссера Юрия Евдокимова и сценографа Альбины Швабенланд развивается как пластическое сказание про единство человека и природы, зачастую полное опасностей, тайн и загадок. Специфика облика героев, их пластики, смелое, но не безрассудное общение с природой, умение слышать все звуки жизни, все вибрации «верхнего мира» всегда делают человека сильнее, богаче и мудрее.

Хозяйка чума - Миниса Аиткулова, священнодействуя над костром, умеет вызвать духов дерева или зверя, птицы или сна, умеет собственные силы подпитывать этими тонкими энергиями, что для юных зрителей оказывается и увлекательно и поучительно.

Сургутский музыкально-драматический театр, показав на своей сцене два спектакля, был особенно убедителен в игре с пространством.

В экспрессионистской драме И.Вилквиста «Ночь Гельвера», к примеру, вся мебель сначала висит над сценой в белом коконе, а вырвавшись из этого мешка, то опускается на планшет, то возносится под колосник - упрямо живет своей жизнью.

Жестокую притчу о том, как обольщение нацистскими идеями развращает неокрепшее сознание, молодые артисты Юлия Горчакова и Аркадий Корниенко разыгрывают по законам экспрессионизма, когда личные отношения принципиально необъяснимы и загадочны, а реакции персонажей на внешние раздражители вызывающе иррациональны. Перед нами история двух маргиналов, не ведающих своей участи.

Разумеется, в каждом безумии есть своя система, но изматывающее, неспешное и настырно последовательное погружение во взаимное безумие, кажется, не слишком интересует режиссера Владимира Матийченко - он строит действие резкими, «клиповыми» рывками. Эмоции персонажей выброшены вперед. Истеричны и, увы, предсказуемы.

Несколько интереснее сценическая алхимия другого зрелища - «Гиперборея. Начало мира» с подзаголовком «пластическая версия молодых». Тут акцент на сочинении пространства и игре с ним еще сильнее.

Неведомые племена то ли пингвинов, то ли собак взаимно мутируют на фоне торжественно равнодушного Космоса.

Дерзкие и жалкие, наивные и агрессивные маргиналы и мутанты, кучкуясь в секты, снова и снова осваивают неведомое пространство. Разыгрывается все это со старательностью студенческого зачета по сценическому движению, в чем, несомненно, есть свое обаяние.

Пока коллектив позиционирует себя как «театр молодых», эти идеи и задачи, эта техника и степень свободы кажутся плодотворными. Важно, однако, не заиграться, а успеть и суметь перейти на новый художественный уровень.

Городской драматический театр из Нижневартовска выступил в последней трети фестиваля только с одним спектаклем - «комическими сценами на свежем воздухе» под названием «Урожай». Одноактную пьесу Павла Пряжко поставил Вячеслав Зайчиков, став также автором сценографии и костюмов.

Молодежная комедия, больше похожая на сатирический фельетон про всеобщую бесхозяйственность, разыграна молодыми актерами Ольгой Горбатовой, Елизаветой Асриевой, Валентином Горбатовым и Борисом Шаханиным с очевидной чуткостью к современным социальным проблемам и поколенческой беспомощности перед обстоятельствами. Спектакль, и по материалу, и по стилистике больше похожий на курсовую работу, остался в рамках чисто журналистского взгляда на жизнь.

Три спектакля Детского музыкально-драматического театра города Нягань, напротив, строятся по разумным законам здорового консерватизма.

Правда, драму Л.Улицкой «Мой внук Вениамин» детской не назовешь. Это история о том, как благая сила материнской любви оборачивается настырным гнетом, а иронический парафраз «Ромео и Джульетты» завершается разрывом, полезным для всех.

Колоритные споры театральной портнихи Эсфири Львовны и ее сестры Лизы (Татьяна Спринчук и Альфия Якупова) - основной движитель событий. «Железная логика» Фиры, убежденной, что она лучше знает, как устроить счастье обожаемого сына, терпит крах: сын, так на сцене и не появившись, свою судьбу устраивает самостоятельно, а его формальная юная жена Соня в изящном исполнении Натальи Чилимовой тоже ролью жертвы не довольствуется, проявив недюжинную силу духа. Напротив, бывший ее одноклассник Витя (Андрей Ушаков), «случайно» став отцом ее ребенка, ухитряется проявить в нравственно сложной ситуации то ли инфантилизм, то ли безответственность.

Мелодрама, припудренная еврейским колоритом, в добротной режиссуре Леонида Архипова предстала подробным, даже дотошным исследованием сугубо ментальных проявлений человеческого эгоизма, основанного на выработанной поколениями привычке изъясняться сентенциями, слушая при этом только себя.

Все сложные мотивации сюжета, в частности, материнскую ревность или разрыв влюбленных на почве латентного антисемитизма, разыграны артистами корректно и убедительно.

Версию сказки О.Уайльда «Кентервильское привидение» поставил в Нягани молодой главный режиссер Великолукского театра Павел Сергеев, сочинивший для этой грустной истории лирический финал в духе «Красавицы и Чудовища»: Привидение - Андрей Ушаков постепенно молодеет и к финалу вполне годится в женихи для юной Вирджинии - Елены Ермаковой.

Сказка, поставленная в стиле высокой архаики, завораживает изяществом и любовью к эпохе, хотя можно было бы смелее двигаться в сторону большого музыкального спектакля.

Романтическая притча «По зеленым холмам океана» С.Козлова, прославленного автора «Ежика в тумане», в режиссуре А.Ушатинского предстала аналогом авторской песни 60-х годов, когда ради обретения внутренней свободы достаточно было поехать куда-нибудь «за туманом».

Восторженный романтик Волк - Андрей Ушаков и его беззаветно преданный друг Заяц - Альфия Якупова все-таки отплывают, оставаясь посреди леса, в неизведанные дали. Упрямство мечтателей побеждает все козни наглых злопыхателей, но порок наказан без злорадства, а добродетель торжествует сдержанно. В финале спектакля - впервые на фестивале «Белое пространство» сцена оказывается залита ярким светом, а кулисы, до того изображавшие лесную глушь, меняются на огромные белые паруса - все пространство становится белым...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.