Любовь к Питеру привела меня в Хабаровск/ Леонид Квинихидзе (Хабаровск)

Выпуск № 5-135/2011, Гость редакции

Любовь к Питеру привела меня в Хабаровск/ Леонид Квинихидзе (Хабаровск)
Известный кинорежиссер Леонид КВИНИХИДЗЕ, постановщик замечательных музыкальных лент «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка», «Миссия в Кабуле», «Друг», «Моабитская тетрадь», «Артистка из Грибова» и других, вот уже 20 лет как связал свою судьбу с театром. Квинихидзе - единственный из российских кинорежиссеров отмечен в номинации «Лучшая режиссура» театральной национальной премией «Золотая Маска». С прошлого года заслуженный деятель искусств России и Республики Крым, лауреат Государственной премии, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Леонид Александрович Квинихидзе живет и работает в Хабаровске, где в качестве художественного руководителя возглавил Краевой музыкальный театр. Поставленные им спектакли «Два бойца» и «Фигаро здесь!» вызвали в городе большой общественный резонанс.
- Леонид Александрович, почему вы опять вернулись к теме «Фигаро»? И чем «Фигаро» в Новосибирске отличается от «Фигаро», поставленного вами в Хабаровске?
- Был еще один «Фигаро» - в кино, к сожалению, неосуществленный. Там главную роль должен был исполнять прекрасный артист Андрей Миронов, была договоренность, мы с ним уже обсуждали планы, но... Андрея не стало. А желание вернуться к этой теме у меня не ослабевало. Оно осуществилось в Новосибирске, где я поставил спектакль в духе комедии дель арте. Прошло время, и я решил снова вернуться к этой теме - главным образом потому, что этому способствовали возможности труппы хабаровского театра. Мной была пересмотрена вся сценографическая и драматургическая концепция спектакля, изменен финал. Я понял, что история Фигаро, история Розины, Бартоло - вечная, как вечны любовь и стремление к счастью. А еще мне хотелось, чтобы и в Хабаровске звучала музыка Россини - в интерпретации, приближенной к сегодняшнему дню... Россини, Бомарше - не правда ли, хорошая компания? В общем, задуманное состоялось. Лучше или хуже - это другой вопрос. Но это два разных спектакля.
- Кроме сюжета вечного, в хабаровском спектакле явственно звучит и тема театра, что особенно интересно. У Бомарше нет этого.
- Спасибо, что вы это отметили. Действительно, в пьесе Бомарше этого нет- потому что он писал о своем времени. А я-то ведь рассказываю о своем. Поэтому у нас возник театр. Денис Желтоухов играет именно артиста - это еще одна ипостась образа Фигаро, его современного воплощения. Когда я пришел в театр и увидел Дениса на сцене, я понял, что в роли Фигаро должен быть он и только он. Актер удивительно приспособлен к этой роли: и пластичен, и вокалом владеет вполне прилично. А главное, в нем чувствуется огромное желание быть на сцене. Радостный, как неиссякаемый источник, он все превращает в театр, где сам режиссер и главный исполнитель.
- А как театр появился в вашей жизни?
- Это смешная история. Впервые на сцену я вышел, когда мне было 9 или 10 лет. Это было в театре Ленсовета, где служила актрисой моя мачеха. Я играл роль маленького барчука в спектакле по пьесе Островского... Вообще я рос в семье известного кинорежиссера Александра Михайловича Файнциммера, так что вся киношная жизнь прошла перед моими глазами. У нас дома за инструментом я видел и слышал Шостаковича... Однако тогда я не думал о режиссуре, мечтал стать офицером флота, капитаном. Наверное, потому что я по гороскопу Стрелец, меня всю жизнь тянет на приключения и освоение новых мест, так оно и получилось...
Тем не менее я пошел по стопам отца, стал заниматься режиссурой, музыкальным кино. Был приглашен в Московский мюзик-холл, руководил им какое-то время, но не выдержал этого сумасшедшего дома и вернулся в кино, где все четко, понятно. Проработал 20 лет на «Мосфильме», но, когда в стране начались все эти перестройки, я снова решил идти в театр. Начал с маленьких театров и маленьких постановок. Набираясь опыта, переходил от небольших проектов к более сложным... Стал серьезно заниматься театром и уже, похоже, не поменяю планов.
-Заметила, что у вас на репетициях все четко, слаженно. Балет, хор, актеры, свет, перестановка - все по секундомеру, никакой приблизительности. Такая точность и четкость от кино?
- Точность и выверенность каждой сцены - это от серьезного отношения к профессии. Режиссура - это образ жизни, и тот, кто выбрал эту профессию, должен подчинить ей все обстоятельства своей жизни. Говорят - Голгофа. Отчасти это верно, потому что люди доверяют тебе свои судьбы, зависят от тебя, значит, ты должен все просчитывать на несколько шагов вперед. Знаете, все эти разговоры о том, что мы, дескать, все такие талантливые, сидим и ждем озарения сверху, - для болтунов. На самом деле режиссура - это чудовищно тяжелая, трудная и ответственная работа. И каждый промах в нашей профессии всегда имеет серьезные последствия. Поэтому каждый раз, когда приступаю к новой работе, у меня такое чувство, что я начинаю все в первый раз, ибо никто тебе не простит ни одной ошибки, будь ты хоть сто раз талантливым и известным. Но если бы не это вечное наше стремление к совершенству, осознанное или неосознанное, то, наверное, мы бы до сих пор на пальмах сидели.
- С какими трудностями пришлось столкнуться после того, как вы приняли Хабаровский музыкальный?
- Меня беспокоила афиша. Мне показалось, что она наполнена произведениями, далеко не адекватными возможностям театра и актеров, работающих в нем. Так что первое, что я должен был сделать, - изменить афишу. А это означает переход к более серьезным авторам и серьезным темам - разумеется, не умаляя при этом роли оперетты. Так возникли «Два бойца» - о героических защитниках Ленинграда. Второй спектакль, постановку которого я осуществил, - как раз «Фигаро здесь!» по пьесе Бомарше на музыку Россини. Спектакль получился ярким, зрелищным. И, что немаловажно, коммерческим: билеты на него проданы на два месяца вперед.
- Значит, разговоры о том, что зритель не очень-то привык к серьезному разговору в столь любимом им развлекательном жанре и ждет от музыкального театра только смешного, преувеличены?
- Безусловно. И мы сами порой занижаем уровень нашего зрителя, навязывая ему малохудожественные произведения, в том числе скороспелую антрепризу, бездарные комедии, объясняя это тем, что зритель, мол, не готов к восприятию настоящего искусства. Зритель должен идти вровень с театром, а еще лучше, если немного впереди. Это только временщики радуются, когда на очередную поделку низкого качества ажиотаж у кассы. А о том, какой ущерб это наносит зрителю, никто не думает. Знаете, позиция «Зрителя надо ублажать» меня не устраивает. Я не официант и работаю не в пельменной! То, что на достаточно сложных Бомарше и Россини билеты распроданы вперед, говорит о том, что зритель хочет смотреть и слушать качественные спектакли и откликаться на серьезный разговор, предложенный театром.
- Серьезный разговор со зрителем театр намерен продолжать?
- Спектакль, над которым сейчас идет работа, будет в какой-то степени экспериментальным. «Звезда Рождества» - это некое отражение истории земной жизни Христа на стихи Бориса Пастернака из романа «Доктор Живаго». Тема высочайшей нравственной ответственности людей - вот с чем пришел Он в мир. Тема серьезная, но я рассчитываю на интерес зрителя. Хочется, чтобы это был семейный спектакль-притча, то есть мы намерены возродить традицию, которая была утеряна в России 90 лет назад: рождественская сказка, рождественский спектакль, рождественские песни. Музыку написал композитор из Питера Борис Синкин. Над спектаклем также работают дирижер Сергей Разенков, хореограф Екатерина Ельфимова, сценографию осуществляет художник Андрей Непомнящий. История эта довольно мозаичная, в спектакле «Звезда Рождества» занята почти вся труппа.
- Леонид Александрович, вы впервые на Дальнем Востоке. Каковы ваши впечатления от края, города, театра?
- Когда год назад композитор Марк Самойлов позвонил мне и предложил поставить в Хабаровске спектакль, я воспринял это как шутку: где это, Хабаровск, один перелет чего стоит! Но когда он сказал, что речь в спектакле идет о блокаде Ленинграда, я тут же согласился. Ленинград - это для меня святое, я в этом городе родился, вырос. Так что любовь к Питеру привела меня в Хабаровск. У вас удивительный край, добрые веселые люди. Город красивый, чистый, особенно в новогодние и Рождественские дни... А главное, есть замечательный театр, в котором работает много талантливых людей. Я не сторонник так называемых «культурных столиц», это сильно все придумано. Для меня главное - театр, талантливая труппа и моя работа, которой я занимаюсь всю жизнь. Раньше это было кино, последние 20 лет - театр. Когда мне предложили возглавить коллектив в Хабаровске, у меня не было особенных сомнений, я человек загорающийся... Хотя со временем начинаешь понимать, что не так уж идеален ангел, который прилетел, не так уж хороши сад и кущи... Тем не менее, я считаю (пока!), что сделал правильный выбор, и тот план, который я для себя на этот год наметил, выполняется.
Одна из первоочередных задач - никакой халтуры. Из театра должны уйти люди, которые приспособились к театру и пытаются навязать мне дешевые идеи, дурной вкус, прикрывая свое дилетантство и отсутствие профессии маленьким денежным довольствием... Наш Хабаровский музыкальный сегодня вошел в тройку лучших российских театров этого «легкого» жанра наряду с Ростовским и Екатеринбургским. А это иной статус, которому, к сожалению, не все соответствуют, здесь нужны профессионалы высокого уровня, нужна команда.
- Кстати, о команде. С вами работает хореограф Екатерина Ельфимова, ваша супруга, друг, прекрасный мастер. Она создает в спектакле не только пластическую канву, но и «прелестные картинки», словно из волшебного фонаря. Такие живописные стоп-кадры.
- Мы с Катей уже 20 лет вместе, она мне очень помогает. Окончив хореографическое училище (училась у Григоровича), она работала солисткой балета в Театре им. К.С.Станиславского, в Большом, работала за рубежом. После окончания Академии хореографии при Большом театре стала очень хорошим педагогом, одним из лучших в России. Она не просто хореограф, но и режиссер, хорошо знакома с законами режиссуры, применяет их в хореографии. Поэтому ее работа всегда неожиданна для зрителя и трудна для артистов, но всегда интересна. Когда мы несколько лет работали в Крыму, ей удалось за год создать балетную труппу и поставить «Жизель». За хореографию в мюзикле «Вестсайдская история» Катя удостоена национальной премии. Хабаровский зритель мог познакомиться с ее работой в спектаклях «Два бойца» и «Фигаро здесь!».
- Что бы вы хотели пожелать себе в дальнейшем?
- Я бы хотел как можно дольше оставаться здоровым и осуществить все, что наметил. Эти мои планы, несомненно, касаются Хабаровска, с которым я связываю свои интересы, хотя не знаю, разделяет ли мое мнение Хабаровск. Если раньше я мог отложить осуществление тех или иных планов на отдаленные перспективы, то теперь не имею на это права, ибо отдаю себе отчет в том, что никакого «потом» не будет... Наш жанр - праздничный, а что может быть лучше, чем доставлять людям радость!
 
Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.