Ох, уж эти актерские дети/Яна Мялк и Валентин Запорожец (Владивосток)

Выпуск № 5-135/2011, Лица

Ох, уж эти актерские дети/Яна Мялк и Валентин Запорожец (Владивосток)

Можно оспаривать мой взгляд на то, кого принимать в театральные вузы. Естественно и неоспоримо - способных к актерству абитуриентов. Но при этом, мне думается, актерских детей, решающих посвятить себя родительской профессии, надо принимать вне конкурса. Почему? Объясняю. Далеко не вся поступающая абитура безусловно одарена от рождения и блистательно выглядит на турах конкурса. Так что стоит сходу принимать одного-двух «своих» детей (больше, как правило, не поступает в периферийные театральные вузы), конечно, если они не абсолютно бездарны. По крайней мере уж они-то отлично знают, что представляет из себя актерская жизнь в провинции, где не снимают бесконечные мыльные телесериалы и уж тем более не светит им, скромным провинциалам, увидеть свои лица крупным планом на экранах кинотеатров. Они знают, что надо пахать и пахать, утром репетировать, потому как премьер в сезон около десятка, вечером - спектакль. Плюс бесконечные выездные по нашим разболтанным дорогам, да поиски хоть небольших подработок, ведь на театральную зарплату не больно- то разживешься. И т.д. и т. п.

Так что актерские дети в профессию идут сознательно, не теша себя никакими иллюзиями.

Вполне осознанно поступали на театральный факультет Дальневосточного института искусств (ныне Академия) и мои герои Яна МЯЛК и Валентин ЗАПОРОЖЕЦ, сегодня одни из ведущих молодых артистов Приморского академического драматического театра им. М.Горького, продолжатели славных актерских династий.

Вадим Янович Мялк - последний из могикан, кто прославил приморскую сцену во второй половине ХХ века. Почти 50 лет отдал он единственному в своей жизни театру им. М.Горького. Был он замечательным характерным артистом. Сыграл больше сотни ролей: смешных испанских грандов и благородных отцов, персонажей Гоголя, Горького и Чехова, шукшинских чудиков и вампиловских провинциалов. При всей неповторимости и разности героев оставались неизменными актерское обаяние, абсолютная органика Мялка, а главное, все они лучились добротой, которая переполняла большое и щедрое сердце артиста.

Вадим Янович Мялк, народный артист России, почетный гражданин города Владивостока, ветеран Великой Отечественной войны, расписавшийся в далеком мае 45-го на Рейхстаге, умер как солдат на боевом посту. Жарким августом 96-го года он собирался на утреннюю репетицию (открывался новый сезон - 48-й в его жизни), побрился, в полной готовности шагнул к порогу, чтобы идти в театр, и - шагнул в вечность...

Вскоре его дочь Яна (названная, понятно, в часть деда) окончила институт искусств. Как многие актерские чада, она почти каждый сезон выходила на сцену. Еще учась в школе, переиграла всех детей, которые встречались в спектаклях текущего репертуара. Сцены не боялась: рядом папа, папины друзья. Проблема выбора профессии вообще не стояла. Потому в институт поступила сходу, при этом папа не только не помог ей с выбором материала для вступительных экзаменов, но более того - был резко против актерского будущего дочери, искренне считая, что на сцену должны идти девочки более привлекательной внешности. Яна - не красотка с глянцевой обложки. Но есть в Яне главное - море обаяния. Невысокая, изящная, необыкновенно пластичная, подвижная, как ртуть, распахнутая для мира и людей, Яна Мялк унаследовала от отца доброжелательность, расположенность к окружающим, чувство юмора и актерский талант. Ее работы отличаются остротой рисунка, меткой наблюдательностью и тонким, как дорогие французские духи, шармом.

Еще в институте мастера ставили ее в пример. Она получила заветный диплом и на дрожащих ногах отправилась в кабинет весьма солидного и уважаемого главного режиссера «Горьковки» Ефима Семеновича Звеняцкого. Отправилась проситься к нему в театр. Папы уже не было, поддержать было некому. Но мог ли Звеняцкий, выросший на спектаклях с участием Мялка, искренне любивший замечательного артиста, хотя бы в память о нем не взять Яну? Брал маленького котенка в мешке.

Думал ли он тогда, что станет трепещущий от страха воробушек чудной актрисой... Яна Мялк хрупкая - и работящая, как вол, веселая хохотушка - и сосредоточенно волевая на репетициях артистка. Похожая на милую девочку - она надежна и абсолютно погружена в роль. Репетирует безоглядно, целиком отдаваясь на волю режиссера, точно и скрупулезно выполняя поставленные задачи.

В театре она, благодаря высокопрофессиональным музыкальным руководителям, неожиданно для себя прекрасно запела. В спектакле-опере «Сказка о царе Салтане» она - прелестная Царевна-лебедь, тоненькая, с неожиданно низким, глубоким, сильным и красивым голосом. И как только такая мощь голоса умещается в такой хрупкой телесной оболочке? Поет она с удовольствием. Впрочем, с удовольствием играет любые роли, большие и маленькие. Это обаятельная Фостин из мелодрамы «Тупик будущего, дом 7», пикантная стюардесса-француженка из комедии «Боинг-боинг», Маленькая разбойница в сказке «Снежная королева», Лариса в драме «Звезды на утреннем небе», Кики в мюзикле «Тетка Чарлея», младшая дочка Тевье Шпринца в «Поминальной молитве». Есть роль и самая любимая. Это непосредственная, чистая, озорная Катя из «Пяти вечеров». Сегодня во многие театры страны вернулась эта чудная пьеса А.Володина. В театре им. Горького Е.Звеняцкий поставил ее на малой сцене. Спектакль стал лидером последних сезонов. Одна их моих любимых сцен в «Пяти вечерах» - когда Слава поздним вечером приводит Катю в квартиру Тамары, голодные и промерзшие, они кидаются к холодильнику и разговаривают тихонько, а на них падает свет из открытого холодильника. Другого источника освещения на малой сцене не нужно. Атмосфера поразительная! И пара молодых актеров легко и естественно вписалась в ансамбль зрелых мастеров театра.

Яну Мялк полюбила публика, у нее есть поклонники, ее узнают в общественном транспорте, что доставляет ей самой массу неудобств. Она скромна и естественна в жизни, собой, как правило, недовольна. Главный критик для нее мама - «домашний худсовет».

Последние два года появилось у Яны Вадимовны новое увлечение - вместе с закадычной подругой, актрисой Мариной Волковой, они преподают в родной академии искусств на детском театральном факультете, который сами придумали. Учат детей разного возраста актерской премудрости. В прошлом году дети сыграли «Синюю птицу». Работа у Яны и Марины колоссальная, получают они за нее, естественно, символические деньги, но бросать не собираются. Нравится. Чудеса, да и только!

Часто Яна вспоминает отца. А на мой наивный вопрос, хотела бы она с ним сыграть, неожиданно ответила: «Что вы! Мы бы без конца прикалывали друг друга, а я в него смешливая (вообще у меня почти все от папы), и мы бы не могли серьезно играть».

Она волнуется перед выходом на сцену (а иначе и быть не может), и порой ей кажется, что на нее смотрит, ее подбадривает, ею гордится папа, народный артист России Вадим Мялк.

Еще один представитель приморской театральной династии - Валентин Запорожец. Его отец, заслуженный артист России Александр Запорожец, если говорить о генеалогическом древе театра им. М.Горького, - следующее поколение после Вадима Мялка.

Александр Запорожец, как и Вадим Мялк, острохарактерный актер и тоже всю жизнь отдал приморской академической сцене. Его разные роли всегда отличает искренность, интеллигентность, глубина проникновения в характер. Помимо театра Александр Иванович много лет преподает в своей альма-матер - Дальневосточной государственной аадемии искусств. За его плечами уже несколько самостоятельных выпусков. Чему же удивляться, когда единственный сын Валек пришел поступать, не выходя до этого на сцену театра, в «папин» институт. Александр Иванович при его поступлении был, как говорится, индифферентен. Учился мастерству Валек у педагога, замечательного артиста Андрея Юрьевича Бажина. Между прочим, никогда не был примерным студентом, уж слишком много было вокруг соблазнов: друзья, гитара, девочки...

И на артиста-то, наверное, пошел учиться, чтобы, прежде всего, нравиться этим самым девочкам. Впрочем, желание нравиться - это так естественно в профессии. Он окончил институт далеко не среди лучших и сразу уехал на Камчатку. А там молодому дарованию довелось почти полгода тащить армейскую лямку. Чем только не пришлось заниматься: тягать замороженные огромные пласты камбалы и кеты на рыбозаводе, ремонтировать квартиру командиру, «пахать» на лесоповале. А потом, наконец, и Камчатский театр драмы, где сыграл первые эпизоды, осознал сладкий вкус импровизации и даже получил первую свою профессиональную награду за придуманный ход: у одной из жилиц «Шестого этажа» должно быть по пьесе три любовника, так вот всех трех играл один Валентин, причем последний из этих ухажеров оказывался негром!

На всю жизнь осталось не самое приятное воспоминание о произошедшей паре подземных толчков очередного камчатского землетрясения во время спектакля «Сон в летнюю ночь».

А потом была... Москва. И это отдельная тема. Несколько девчонок и мальчишек, выпускников Дальневосточной академии искусств, вот уже не один десяток лет стремятся покорить столицу-матушку. За многие годы, наверное, по-настоящему покорили ее единицы, такие как Александр Михайлов, Юрий Кузнецов, Семен Стругачев, Сергей Степанченко. Их пример чересчур заразителен. До сих пор едут-едут окрыленные надеждами будущие Гамлеты и Анны Каренины. И зарабатывают в Москве на корпоративах, на случайных съемках в массовках, на рекламе... А молодость, свежесть, хоть какое-то умение, приобретенное в институте, уходят. Все это пережил и Валентин. Не гнушался никаким заработком, ведь надо было есть, да еще и платить за съемное жилье. Чего только за этот год не случилось. Случилась даже ночь, проведенная в «обезьяннике» отделения милиции вместе с наркоманами, проститутками и ворами. Амбициозный артист попал туда, потому как не было московской прописки. Впрочем, Москва заставила, мягко говоря, забыть все амбиции. Год жизни в столице был пожестче армейской службы. Хотя сегодняшняя восходящая звезда приморской сцены об этом не жалеет и искренне считает, что подобная житейская встряска может пойти на пользу юным балбесам, привыкшим к тепличным институтским условиям. Во всяком случае, Валентин получил крепкую жизненную закалку, да еще и воспоминания о таких типажах, которые вряд ли встретятся ему в дальнейшей судьбе.

Однажды ранним утром, когда умытая, украшенная золотом осени Москва показалась ему матерью, а не мачехой, он неожиданно для себя позвонил отцу и сказал, что хочет вернуться во Владивосток, в театр...

По-мужски взяв себя в руки, сдерживая волнение, вошел Валентин в кабинет художественного руководителя академического театра им. М.Горького - Ефима Звеняцкого. Поговорили... и не очень-то церемонящийся главный взял его в труппу, при этом предупредил, что никакие папины заслуги не помогут при малейшем разгильдяйстве, нарушениях и т.д.

Походил молодой актер поначалу в массовках, в небольших эпизодах. И как это нередко бывает, всерьез заявил о себе после ввода на роль Мити в уже идущий спектакль «С любимыми не расставайтесь». И стало понятно, почему Митя вдруг утратил доверие к юной жене, поскольку сам он был абсолютно распахнут настежь миру, верен и предан любви, максималистски чистосердечен и по-юношески мятежен.

После Мити пошли серьезные роли молодого думающего артиста. Хорош был его простоватый и неглупый, обаятельный Вожеватов в «Бесприданнице». Тягуче ленивый, но резво смекалистый Осип в «Ревизоре».

Странное удовольствие доставляло зрителям чтение программки вампиловского «Старшего сына»: Сарафанов - заслуженный артист России Александр Запорожец, Василий Сарафанов, его сын - Валентин Запорожец. А уж им двоим доставляли истинное наслаждение их совместные сцены, не случайно режиссер их почти не репетировал, так важно было сохранить абсолютную естественность отношений папы и сына.

От отца унаследовал Валентин мягкость и интеллигентность, безусловное умение проанализировать роль, домыслить какие-то нюансы. Но при этом Валентин, думается, больше способен к куражу, к открытому лицедейству, если угодно, к хулиганству.

Одна из его замечательных ролей - Слава в «Пяти вечерах». Во-первых, любимая сценическая партнерша Яна Мялк. Во-вторых, малая сцена, где можно не контролировать уровень звука, подачи роли. Где думаешь только о тете Тамаре, ее странном новом друге и, конечно, об удивительной Кате...

Роли пошли одна задругой. И, наконец, герой комедии О.Данилова «Леди на день» Дейв-красавчик. Кажется, Валентин Запорожец стал даже выше ростом. Его герой - денди и хлыщ, любимец женщин и король Бронкса, умный и проницательный пройдоха, организатор и вдохновитель всех невероятных действий, которые в результате таки приносят удачу. Все эти качества сыграны актером, а еще есть трогательная влюбленность в своего персонажа и в то же время несколько отстраненно ироничный взгляд на него.

Сегодня актерские дети, продолжатели театральных династий Яна Мялк и Валентин Запорожец - одни из самых востребованных и любимых публикой молодых исполнителей.

И хочется верить, что и дальше у них недостатка в ролях не предвидится.

Фото Сергея Кирьянова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.