Колонка редактора

Выпуск №3-113/2008, Колонка редактора

Колонка редактора

Разговаривала с коллегой про неудачи постановок «Кабалы святош». Хотя, казалось бы, нет актуальнее сегодня темы, чем «Художник и власть». Но поставленная в лоб, тема эта выглядит устаревшей, а то и смехотворной. Не может она сегодня трактоваться как при Пушкине или при Булгакове. И убеждают спектакли, в которых речь идет о Человеке-художнике и Власти. О Человеке-художнике и Человеке во власти. Или, может быть, мы почему-то решили, что у Пушкина или у Булгакова тема эта звучит прямолинейно?

Можно ведь размышлять не только о человеке и государстве, человеке и властителе как представителе этого государства. Вот, например, «Арто и Гитлер в Романском кафе» — это о Художнике и о «Театре как всегда», «Театре как вам захочется», который, конечно, порожден обществом и государством вообще, но и конкретно этим обществом и этим государством. А дальше уже — о Художнике-человеке и Властителе, о чудовищном заблуждении гения, который обманулся, возмечтал, что Власть наделяет подлинной высотой помыслов, а не требует «Искусства чего изволите». Великого артиста Мартина Вуттке выпало счастье увидеть омичам на первом фестивале «Академия».

Конечно, высший пилотаж — «Жизнь и судьба» Додина. Но есть и другие — пусть несовершенные, скромные, но очень важные удачи. В том же Омске — «Кабала святош». В Хабаровске — «Академия смеха». Там, создавая образ представителя власти, попытались понять, что он за человек. В конце концов, Петруша Гринев подарил мужичонке тулупчик, и это спасло дворянскому недорослю жизнь. Как и то, что Маша Миронова рассказала о своей беде просто женщине, а не императрице. Так, может быть, стоит посмотреть в лицо (конечно, если это в принципе возможно) человеку во власти? И не только на сцене, но и в жизни?

Нам пишут из регионов и умоляют: только оставьте слова благодарности губернатору. Но, может быть, не стоит грубо славословить, если губернатор рассуждает здраво, если он умен и поддерживает театр, как в Омске или Кемерове? Из жизни: приехал театр на гастроли, отыграл первый спектакль, на фуршете все встали по стойке смирно и сорок минут пели осанну своему губернатору. Ни одного постороннего человека. Только люди двух театров. Зачем же? Да уже привыкли и стали делать это вполне искренне.

Либо начинают костерить свою власть. Прошел замечательный фестиваль в Саратове, москвичи в восторге от губернаторской щедрости. Местная журналистка на двух страницах ругается, как плохо, что комитет по культуре не устроил праздника для всего города. С карнавальным шествием, растяжками, шарами. У театра, мол, своих забот хватает. Помилуйте! А может, комитет еще и спектакли должен ставить? Важно, чтобы сам город любил театр. Выстроить отношения с городом не легче, чем с властью. Вот в Барнауле любят театр. Встали на защиту спектакля «Войцек», который не понравился властям. Были резки, режиссера потеряли. Но жюри дало именно этому спектаклю «Гран-При» на фестивале «Сибирский транзит» и губернатор поднялся на сцену и вручил премию, и пожал руку режиссеру. Это поступок губернатора, а не только победа искусства. А в «Войцеке» — спектакле жестоком и тотально антитоталитарном были моменты, когда становилось пронзительно жаль, например, Капитана. Потому что становилось видно его человеческое лицо. Как бывает у Пушкина. Или у Булгакова. Если их читать внимательно.

Александра Лаврова,
главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10»

Читать номер на сайте
Читать номер в PDF (5,9 MB)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.