Первая из вторых/Ирья Такала (Петрозаводск)

Выпуск № 5-135/2011, Вспоминая

Первая из вторых/Ирья Такала (Петрозаводск)

9 октября 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения актрисы Национального театра Республики Карелия, заслуженной артистки Карелии Ирьи Аповны Такала (09.10.1910 - 20.04.1996).

Ирья Такала - старейшая актриса театра, работала с момента его основания в 1932 году и исполнила огромное количество ролей в спектаклях национального, классического и советского репертуара.

Родилась будущая актриса в Финляндии в театральной семье. Ее отец - Аапо Хямяляйнен - был не только продавцом скобяной лавки, но и актером, режиссером Рабочего театра города Котки, а мать - актрисой. Рабочие театры - движение начала ХХ века, связанное с зарождением в Финляндии пролетарской культуры: драматические кружки при пролетарских организациях постепенно стали превращаться в стационарные театры. Поначалу эти театры были самодеятельными, но потом постепенно становились профессиональными, поскольку спрос у публики на финноязычные спектакли был высок, особенно в провинции.

В 1918 году отец Ирьи эмигрировал в Петрозаводск, а мать с детьми, не выдержав жизни в бараке пересылочного лагеря, вернулась обратно на территорию Финляндии и работала в различных театрах до 1925 года, когда ее арестовали за неуплату налогов и связи с красной Россией. Детей переправили к отцу в Ухту, где был народный театр под руководством Хейкки Пуро. Любительская труппа ставила довольно серьезные спектакли по произведениям дореволюционной финской драматургии, и игравшая в театре Ирья получила хорошее знание сцены. Впрочем, путешествуя с матерью по театрам Финляндии, она росла за кулисами и, наверное, не могла желать для себя иной жизни. Ее судьба - быть актрисой - была предрешена...

Вскоре Ирья поступила в Петрозаводский педагогический техникум и параллельно занималась в любительском драмкружке, работавшем в то время в помещении Русского драматического театра. Самодеятельная театральная труппа под руководством режиссера Анни Пуро ставила спектакли на финском языке и пользовалась популярностью среди финноязычного населения. В спектакле драмкружка «Кража со взломом» по пьесе Минны Кант зрителям запомнился образ бедной девушки Хелены, созданный Ирьей Такала.

После окончания техникума Ирья была принята в Карельский национальный театр. В профессиональном театре определился неожиданно широкий актерский диапазон актрисы. Она могла играть роли от драматических до характерных, оставаясь одинаково органичной в любой из них. Ей была присуща не острая характерность, а скорее мягкая, комедийная: она умела перенести выхваченный из жизни характер на сцену. Ирья Такала жила жизнью своих героинь, заставляя зрительный зал верить ей и переживать вместе с ней. Именно это качество и ценилось в Финском театре.

В 1936 году в честь Х съезда ВЛКСМ группа молодых актеров (Тойво Ланкинен, Дарья Карпова, Суло Туорила, Еева Мюрюляйнен и другие) предприняла легендарный культуртрегерский поход на лыжах по глубинным районам республики. Ирья Такала была среди участников этого тысячекилометрового лыжного рейда. Артисты шли по заснеженному лесу с тяжелым сценическим оборудованием за плечами и в каждом населенном пункте выступали с концертами перед сельскими зрителями, организовывали работу кружков, выпускали стенгазеты и распространяли литературу. Ирья, обладавшая хорошим певческим голосом, пела под аккомпанемент Суло Мяки и проводила, как сейчас бы сказали, мастер-классы по вокалу. «Театр на лыжах» был награжден Почетной грамотой Карельского правительства.

Звездным часом Ирьи Такала стали 50-е годы. Она была еще молода, но уже опытна, по-прежнему хороша собой, отлично пела и танцевала. Несмотря на то, что основу репертуара составляли советские пьесы, она много и успешно играла в спектаклях по мировой классике: Мирандолина, хозяйка гостиницы в одноименной комедии К.Гольдони (1950), Эльмира, жена Оргона в комедии Мольера «Тартюф» (1952), Улита, ключница Гурмыжской, в комедии «Лес» А.Н.Островского, Анна Андреевна в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя (1952), Глафира Климовна, мать Глумова, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского (1954), Пасторша в комедии Б.Брехта и Х.Вуолийоки «Господин Пунтила и его слуга Матти». Все это яркие характерные роли, требующие большого сценического темперамента.

В те же годы Ирья Такала сыграла роль Марты, молодой хозяйки, в спектакле по пьесе Х.Вуолийоки «Женщины Нискавуори» (1956) - актрисе удалось так создать образ женщины, пытающейся сохранить семью, что зрители сочувствовали именно ей, а не Илоне. Зрители также отмечали роль вдовы Оути в спектакле «Глушь пробуждается» Т.Ланкинена и Н.Яккола (1956), Матильды в «Домовом» Э.Вильде (1957), Госпа Наты в спектакле «Улица Трех соловьев, 17» (1957) и Сони Лагутиной в спектакле «Мать своих детей» (1960). Не зря Суло Туорила в книге «На жизненном пути» вспоминал об Ирье Такала: «Она успешно справлялась с самыми различными ролями».

Из ролей 60-х годов надо отметить роли горничной Глафиры в спектакле «Егор Булычов и другие» М.Горького и Бабушки в спектакле «Мы, господа» Л.Хярмя. Явно комедийную роль Ирья Такала играла без нажима. Елена Корнилова, которая исполняла в этом спектакле роль внучки, вспоминает с теплом: «мягкая, заботливая, ласковая...».

В послевоенные годы труппа Финского театра была довольно сильной, и талантливые артисты чуть меньшего сценического темперамента нередко оказывались в тени своих более удачливых коллег. Зато уровень актеров на второстепенные роли был высок, что шло на пользу актерскому ансамблю. Музыкальная, пластичная, владеющая великолепным литературным финским языком и обладающая прекрасным чувством юмора, актриса Ирья Такала сыграла немало ролей второго плана. Некоторые из них становились событием. Обладая хорошим голосом, она даже пела в кулисах партии за героинь. Ирья Такала ушла на пенсию на пике своей карьеры - и труппе стало ее не хватать: легкая в общении, жизнелюбка и оптимистка, она щедро делилась своим опытом и тонкостями финского языка с молодежью...

Есть крупные актрисы мощного темперамента на главные роли, а есть незаменимые, без которых в спектакле не будет нужной атмосферы, не сложатся должные партнерские отношения. Наверное, Ирья Такала была из вторых.

Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.