Витамин творческого роста

Выпуск №3-113/2008, Событие

Витамин творческого роста

Дальневосточный театральный форум

Третий Всероссийский театральный форум «Театр — время перемен» СТД РФ проведет в сезоне 2008 — 2009 гг. в семи федеральных округах. Первым пунктом этого марафона стал Хабаровск. По итогам работы форума будет издан специальный выпуск журнала. А пока — рассказ о встрече театральных деятелей на Дальнем Востоке.

Всю первую неделю сентября Хабаровск был центром театральной жизни России. В столицу Дальневосточного федерального округа на Всероссийский театральный форум съехались служители Мельпомены из Амурской и Магаданской областей, с Камчатки и Сахалина, из Хабаровского и Приморского краев и Республики Саха (Якутия).

Инициатором проведения форума и его главным организатором стал Союз театральных деятелей России при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Хабаровского края. Из Москвы на дальневосточную землю высадился внушительный культурный десант во главе с председателем СТД народным артистом России Александром Калягиным — более сорока человек: руководители отделений и творческих лабораторий союза, маститые режиссеры, опытные педагоги, художники-сценографы и мастера театрального костюма, балетмейстеры и хореографы, гримеры и кукловоды, театральные критики — все они прибыли, чтобы за несколько дней попытаться, насколько это возможно, передать коллегам из самого удаленного от театральных столиц региона свои знания и опыт.

Театр — время перемен

«Жизнь коротка, искусство вечно» — античная мудрость, которую у нас в стране в последние годы часто произносят с печальным вздохом и в порядке самоутешения. Театр, как одно из древнейших искусств, во все времена чудесным образом соединял налет вечности со злобой дня. И не случайно девизом Дальневосточного форума стала формула «Театр — время перемен». При всех проблемах, которые общеизвестны (безденежье, небрежение власть предержащих, кризис жанра под натиском масскульта и так далее или лучше сказать et cetera), время изменилось и сегодня многое зависит не от внешних обстоятельств, а от усилий самих людей театра, от их желания и умения преодолеть инертность. Многие провинциальные театральные коллективы, привыкшие к постоянной государственной опеке, за годы реформ впали в спячку, растеряв лучшие традиции отечественного репертуарного театра. Форум, состоявшийся в Хабаровске, — одно из наглядных свидетельств времени перемен.

Открывая его, Александр Калягин особо отметил, что еще лет пять назад такое масштабное мероприятие казалось делом абсолютно нереальным, а сегодня в планах СТД провести подобные форумы во всех семи федеральных округах. По примеру опытных сантехников, начинающих обход с верхнего этажа, театральные деятели свой первый слет организовали в самом дальнем уголке страны — ДВФО. Кстати, ассоциация с работниками ЖКХ отнюдь не случайна — в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности театры числятся где-то между вывозом мусора и похоронными услугами.

Правда, последнее время наблюдается некоторое потепление в диалоге театральной общественности и власти — новый Федеральный закон «Об автономных учреждениях» открывает новые возможности для театрального дела в России, позволяя сохранить и имущество, и государственное финансирование. Увеличение бюджета российской культуры на 2009-2011 годы с 49 миллиардов до 95 тоже дает надежду на смену государственных приоритетов в сторону человека и общества.

Но, как справедливо было отмечено на форуме, сегодня недостаточно добиться принятия необходимого для театров законодательного решения в Москве, многие вопросы решаются местными органами власти, с которыми театрам необходимо вести грамотный и аргументированный диалог.

Тяжело в ученье — легко на сцене

И все же главной задачей Дальневосточного форума было не решение организационных и юридических проблем, а создание условий для полноценной учебы молодых режиссеров, актеров, художников, осветителей, костюмеров, хореографов и специалистов других театральных профессий — в эти дни в Хабаровске их собралось более трехсот человек из тридцати театров федерального округа. Делегация из Якутии, например, которую возглавляли заместитель министра культуры и духовности РС (Я) Наталья Базалева и председатель регионального отделения СТД, директор Саха театра Анатолий Николаев, по численности уступала только хозяевам-хабаровчанам. На форум прибыли главные режиссеры и художественные руководители почти всех якутских театров, актеры, художники по свету, работники постановочной части театров, гримеры и костюмеры.

Им было чему и у кого поучиться. К примеру, руководителем семинара «Золотое кольцо» для молодых актеров драматических театров был Роман Козак — художественный руководитель Московского театра им. А.С.Пушкина, председатель Гильдии режиссеров России, профессор кафедры мастерства актера Школы-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств РФ. Помогали ему опытнейшие педагоги — профессора РАТИ Валентина Пасютинская, Ирина Автушенко, Галина Порошина и доцент Школы-студии МХАТ Олег Тополянский. Такое созвездие имен редко собирается в одной мастерской. Отличную школу для хореографов-постановщиков предложили балетмейстер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, художественный руководитель театра современного танца «Эксцентрик-балет», трижды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Сергей Смирнов и ведущий танцовщик «Эксцентрик-балета» Ашот Назаретян, обладатель двух «Золотых Масок», принимавший участие в постановке знаменитого бродвейского мюзикла «Чикаго».

Опыты ностальгии

Начало сентября не самое лучшее время для театральных критиков — до начала сезона почти месяц, все в отпусках, театры пустуют, критиковать и обсуждать нечего. Однако для форума хабаровчане расстарались, и журналистам, пишущим о театре, удалось посмотреть три спектакля — «Валентин и Валентина» Михаила Рощина, «Сказку про Кота в сапогах» в Хабаровском театре юного зрителя, а также в театре «Триада» необычную версию пьесы «Академия смеха» Коки Митани, японского автора, не так давно вошедшего в моду на российских подмостках.

Три совершенно разные постановки, но объединенные неким ностальгическим духом — у режиссера ТЮЗа Константина Кучикина в его истории влюбленных советских времен сквозила тоска по безвозвратно ушедшему времени по-настоящему сильных чувств и переживаний, а в сказке — стремление вернуть ощущение радости от детской игры, тогда как у Вадима Гоголькова сквозь японский антураж и незатейливый текст тонкой, но прочной нитью тянулась мысль о том, что магия театра еще жива и еще способна согревать и исправлять души.

Пять с плюсом и одним минусом

В рамках форума были организованы три очень интересных выставочных экспозиции. Выставка «Мейерхольд. Пространство любви», перенесенная в Дальневосточный художественный музей из Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, как видно уже из названия, была посвящена жизни и творчеству гениального режиссера-реформатора XX столетия, оказавшего огромное влияние на развитие мирового театрального искусства.

В фойе Хабаровского театра кукол разместилась выставка «Сто кукол мира», все ее обитатели приехали на Дальний Восток из Музея Государственного академического центрального театра кукол им. С.В.Образцова, и все время, пока шел форум, двери театра не закрывались ни на минуту — отбоя не было от желающих снова увидеть знаменитых персонажей «Необыкновенного концерта», взглянуть на уникальные куклы «Театра на воде», существующего только во Вьетнаме, и встретить знакомые лица и диковинные фигуры. А в это время в творческой мастерской для конструкторов кукол, которой руководил заслуженный художник России, лауреат «Золотой Маски» и удивительно обаятельный человек Виктор Платонов, рождалась новая, сто первая кукла — экспонат будущей выставки.

Еще одной творческой лабораторией стала выставка произведений театральных художников Москвы, Санкт-Петербурга и Дальнего Востока «Зеленая кошка 5+». Выкрасить кошку в зеленый цвет придумали хабаровские художники в далеком 1918 году. Бурные ветры революции и гражданской войны занесли на российскую окраину много талантов из европейской части страны и вместе с местными единомышленниками они создали художественно-творческое объединение «Зеленая кошка». Сегодня это мистическое создание цвета изумруда, с мерцающими глазами, полными тайн Востока, стало символом выставки театральных художников.

На выставке, посвященной Дальневосточному форуму, можно было увидеть весь спектр приложения талантов художников театра — афиши и программки, эскизы декораций и костюмов, рабочие эскизы сценических решений и просто живописные работы. Костюм «Головешка», обгоревшие босоножки со сверкающими рубиновыми пряжками, имитация обгорелой кожи с золотыми часиками в работе московского художника Юрия Харикова к спектаклю Ивана Вырыпаева «Июнь» в театре «Практика» соседствовали с романтическими морскими пейзажами Илоны Гонсовской. Милые фигурки смешных человечков, рожденных фантазией Андрея Тена для спектакля «Дзынь» Хабаровского «Белого театра», поеживались, глядя на мрачноватую графику Виталия Иванова из Благовещенка и кафкианские мотивы Татьяны Фроловой из Комсомольска-на-Амуре. Иронично улыбался Чацкий в доспехах Рыцаря печального образа, взирая на Софью в костюме дамы с панели — эти образы создал талантливый московский художник Владимир Колтунов для неосуществленной, к сожалению, постановки бессмертной грибоедовской комедии. Зато его проект к спектаклю Хабаровского музыкального театра «Самолет Вани Чонкина» обрел реальное сценическое воплощение, а спектакль принес театру в этом году высшую театральную награду «Золотую Маску».

Очень любопытно было рассматривать подробнейшую сценографию Станислава Бенедиктова к самому значительному сегодня в столице спектаклю «Берег утопии» по трилогии Томаса Стоппарда и представлять себе, как живут в этих декорациях уже слегка подзабытые Герцен, Белинский, Маркс...

В общем, не случайно организаторы добавили к названию выставки пять с плюсом. Увиденное вполне заслуживает столь высокий балл. Был, к сожалению, и минус — в экспозиции не было ни одной работы театральных художников из Якутии и в составе довольно многочисленной делегации из республики художников тоже не было. Почему? Ведь у нас тоже есть, что показать. Да и посмотреть на чужие работы, обменяться идеями, всегда полезно. Ведь театральный форум, как неоднократно звучало с высоких трибун, это прежде всего витамин творческого роста.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.