Арзамас. Чтобы песня не умерла

Выпуск №6-136/2011, В России

Арзамас. Чтобы песня не умерла
Арзамасский театр драмы сыграл премьерный спектакль «Песни для детей старшего возраста» по пьесе Нины Прибутковской, нижегородского драматурга, телеведущего программы «Добро пожаловаться» (ННТВ). Автор наконец обрела своего режиссера, сумевшего найти нерв ее произведения. Казалось бы простая, пьеса имеет структуру матрешки, где один объем включает несколько других. Есть конфликт «отцов и детей»: молодой прагматичной пары (Георгий и Леонора) и старых романтиков 60-х (тетя Софи и Старик). Конфликт между супругами: жена не хочет бросать работу в турфирме, а муж желает уйти. Здесь отражены многие реалии нашего времени - пресловутое «выживание»: содержание старика-отца, квартирный вопрос, беспокойство за сына. И конфликты времен: Он и Она - Старик и Софи, то есть пожилая пара в молодости и сейчас.
В постановке главного режиссера театра Амана Кулиева звучит обеспокоенность за новое поколение, живущее без песен души, задерганное городской суетой. Георгий (Максим Гордиенко) и Леонора (Наталья Терентьева) - служащие турфирмы, ради которой в свое время Георгий бросил диссертацию, а Леонора отказалась от педагогической деятельности и перестала писать стихи. Они живут с больным отцом - Стариком.
С появлением в доме тетки Георгия Софи, в прошлом возлюбленной Старика, в семье начинают происходить странности: то продукты выброшены, то деньги лежат не там. Подозрение падает на отца. На самом деле таким способом Софи пытается доказать, что необходима семье для присмотра за чудаком-стариком. В исполнении Ирины Алисовой она - молодящаяся пожилая женщина, немного экзальтированная, любящая свою кошечку, много и пространно рассуждающая о жизни. Актриса очень эмоционально ведет роль, в которой есть и боль за прошлое, и радость встречи с любимым, и старомодная приподнятость над бытом, и старческая инфантильность.
Актер Александр Юшков (Старик) поставлен перед сложной задачей - сыграть онемевшего от инсульта пожилого человека, не утратившего живость реакций на происходящее, чутко воспринимающего радость общения со своей бывшей любовью, впервые приехавшей в гости к молодым. История их любви становится ясной из дальнейшего хода спектакля: Старик «поет» ей песни, в этот момент другой исполнитель - Юрий Рослов (Он, Старик в молодости) играет на гитаре, а Софи слушает воображаемую, но от того не менее реальную для них песню. Старый бард иногда паясничает, расхаживая в клоунском парике с красным шариком-носом, а сцена, где он давится кашей, когда Софи кормит его с ложечки, сходна с аттракционом.
Сценография В.Н.Ширина и свет О.А.Угрюмова позволили режиссеру на маленькой сцене легко переключать действие во времени и пространстве. Горизонт, полукольцом обнимающий сцену, имеет вверху падуги - плывущие облака в виде гитар. А мостик на заднем плане полуовальными крыльями спускается к авансцене, что позволяет молодым и старым парам быстро вбегать наверх и спускаться к центру площадки, легко перенося место действия в дом или в городской ландшафт. В середине расположена широкая тахта, по мере надобности закрываемая ширмой-сегментом на колесиках, перемещаемой по окружности актерами. Ширма трансформируeт место действия, а ее поверхность выполнена в виде узких лент, на которые нанесен общий рисунок облаков.
При первой встрече после долгой разлуки Он и Она встают за спинами старой четы. Далее сочетание фраз и действий этих пар совершается различным образом через наплывы времен. То Она бежит и кричит: «Зачем ты уехал?!» вслед уходящему Ему. То происходит встреча на мосту, когда Она приезжает к Нему на концерт уже из другого города после разлуки. То при разговоре пожилой пары их молодость (Он и Она) выглядывает из-за ленточной ширмы, а Старик и Софи время от времени шлепком по лбу загоняют их в прошлое, то есть за ширму.
Совсем еще девочка, худенькая и неловкая, в голубеньком платьице с белым горошком, с открытым добрым лицом, Елена Каталымова (Она) создает трогательный образ девушки искренней, непосредственной, ясной, чем-то напоминающей героинь Арбузова. Она кричит вслед уходящему возлюбленному, и этот крик, как эхо из прошлого, переходя в сцену настоящего времени, показывает драматизм прожитой жизни. Герой Юрия Рослова (Он) - худощавый, подвижный парень с гитарой, типичный студент 70-80-х годов. Он любит свою юную Софи, имеет пока еще смутные планы на будущее, но размолвка между влюбленными непоправимо разрушает их счастье.
Создается иллюзия «перетекания» души: немая фраза старого героя получает звуковое воплощение у молодого партнера. Таких удачных моментов в спектакле много. Старик, страдая от непонимания молодых, доходит до того, что хочет уйти из жизни, завещая квартиру внучке, племяннице Леоноры.
Доминанта характера Леоноры, «обыкновенной женщины, лет 40» в исполнении Н.Терентьевой - деловитость, рациональная выверенность действий. Она настойчива, определенна в суждениях, явный лидер в семье. А когда дело доходит до жилищных вопросов, резко выкрикивает отцу все, что думает о его бардовском прошлом: «самовлюбленный петух», «самодеятельность, за которую не платят» и пр.
Георгий - М.Гордиенко «достойно красив» - по пьесе и в спектакле. Приличный костюм, выражение лица, отражающее успех и благополучие. Все движения и речь выдают человека положительного и стабильного, не лишенного интеллектуального обаяния. В институте он пел песни Старика. Ссора с ним, когда Георгий вступился за жену и поднял руку на бывшего кумира, больно ударила по душе самого Георгия. Герой М.Гордиенко мечется в поисках места, чтобы успокоиться, в отчаянье бросает с моста листы своей диссертации «Добровольное юродство на Руси», понимая, что время безвозвратно утеряно, старается забыться алкоголем, но остается трезв под давлением «проклятых» вопросов жизни.
Режиссер углубил мелодраму Н.Прибутковской, введя в спектакль песни Ю.Визбора, В.Высоцкого и др., подчеркивая тем самым, что перед Леонорой и Георгием стоит гражданский выбор: или существовать по-старому, или вернуться к ценностям молодости.
В финале бард обретает дар речи и с трудом выговаривает слова любви к дочери. Звучит общее покаяние героев. Он передает гитару Старику и старая пара, а вместе с ней и молодые двойники, взяв в руки чемоданы, уходят.
Георгий и Леонора стараются осмыслить свое существование, и оказывается, что ничего существенного в их судьбе не случилось: только покупка гаража и машины. Пустота жизни становится особо ясной на фоне подлинной любви ушедших стариков.
«А что случилось?» - вопрос героев становится поводом для размышлений зрителей.
Раньше народ любил жизнь и пел старинные русские народные, военные песни, песни бардов. А что теперь? Мы перестали петь! Что же, русская душа умерла?
И еще на одно тревожное размышление навела эта трогательная постановка. Арзамас в ноябре 2010 года потерял Оперный театр. Город, бюджет которого формируется напряженно, не может содержать дорогостоящее учреждение культуры - так объясняет свою позицию администрация Арзамаса. И хотя большинство актеров получили трудоустройство в различных заведениях культуры Арзамасского района, от этого легче не становится. Оперный закрыт вслед за ТЮЗом, автоматически ликвидированным еще в 1999 году, когда произошло «слияние» ТЮЗа и театра драмы. С тех же пор ремонтируют здание драматического театра на ул.Калинина, 29 (там сейчас проходят репетиции). Арзамасский драматический ютится в административном здании бывшего Обкома и Горкома на первом этаже (ул. Кирова, 35), располагавшийся там актовый зал ныне приспособлен под театр. В самом же здании, кроме театра драмы, помещаются музыкальная школа и ряд организаций. На данный момент коллектив Арзамасского драматического театра соединил в себе актеров из трупп ТЮЗа, оперного и драмы.
Директор театра Марина Швецова и зам. директора по организации зрителя Елена Вагина делают все, от них зависящее, для создания нормального творческого процесса. Заслуженный артист Карелии, лауреат премии им. Н.И.Собольщикова-Самарина, лауреат международного фестиваля «Славянский Венец» А.Я.Кулиев, истинный человек театра, горячий и импульсивный, находится в самом начале создания репертуара. Восстановлены два спектакля, выпущены три премьеры - музыкальная комедия М.Самойлова «Дон Жуан в Севилье», «Этот безумно влюбленный таксист» Р.Куни, «Песни...», идут детские спектакли «Красная Шапочка» и «Летучий корабль». В здание на Кировской потянулся народ.
Постановка «Песен для детей старшего возраста» актуальна своим вопросом о преемственности культуры. Каким путем пойдет ее дальнейшее развитие? В этом смысле герб Арзамаса - крест, символизирующий пресечение дорог - глубоко символичен.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.