Благовещенск. Что для Кречинского - свадьба, то для Муромского...

Выпуск №6-136/2011, В России

Благовещенск. Что для Кречинского - свадьба, то для Муромского...
Эта пьеса А.В.Сухово-Кобылиным была названа комедией, и в заголовок он вынес имя центрального персонажа - «Свадьба Кречинского», как видно, неспроста. Прохиндеи и аферисты водятся в мире издавна. Была таковых прорва и в девятнадцатом веке, и в двадцатом, а уж в двадцать первом явление это расцветает пышным цветом, ему же в помощь и технические достижения с виртуальными сетями, и российская душевная открытость, простоватость с неизбывным «авось», и бог знает, что еще... Какими бы ни были приметы времени, какие бы акценты ни расставляли режиссеры в своих постановках, а пьеса не теряет своей актуальности. А театры то и дело обращаются к материалу, коему уже больше полутора веков.
В декабре «Свадьбу» сыграли в Амурском областном театре драмы. Постановка сколь неоднозначная, столь и любопытная. Может стать украшением фестивалей классики и современных театральных тенденций, может вызвать реакцию от неприятия до восхищения. Но никого не оставляет равнодушным.
Режиссер-постановщик Юрий Гончаров (Владивосток) оставил без изменений классический сюжет и взаимоотношения персонажей, однако перенес действие на современную почву, в сегодняшнюю жизнь с ее реалиями и узнаваемыми бытовыми особенностями. Такое ощущение, будто с помощью некоей машины времени персонажи вместе с их переживаниями перемещены из XIX в XXI век. Однако никакого диссонанса нет. Вполне оправданное решение - ведь классика потому и живет веками, что в большей или меньшей степени меняются лишь пейзажи за окном, да обстановка в гостиных комнатах и прихожих. А человеческие пороки, ценности и добродетели остаются все те же.
То и дело возникают ассоциации с винтажным стилем. Но, думается, не это главное. Хотя винтаж - явление весьма занятное, и почему бы таковому не быть в театральном искусстве, если оно оправдано.
И все же в спектакле Юрия Гончарова любопытны собственно акценты, неожиданная расстановка сил и выбранные прерогативы. Интересно и завершение самой истории: от сердечной боли, которую не утолили порошки и капли, принимаемые Муромским на протяжении всего действа (Роберт Салахов весьма убедителен в возрастной роли), с папенькой в финале случается удар. Ошибка... «Это была ошибка...» - сломленно повторяет обманутая и опозоренная Лидочка (Юлия Стафиевская). Это же мог бы сказать Кречинский (Руслан Марков) - он потерял ориентиры и вовремя не учуял опасность. И тетушка - Анна Антоновна Атуева (Ольга Васенина). Ошибку совершила дочка. А сердце не выдержало у отца...
Так о чем же эта комедия в сценической версии Гончарова? И комедия ли, на самом деле?
Если и комедия, то не для смеха, скорее - для здоровой самоиронии, с которой выходит из зала думающий зритель, отвечая на вопрос: где смеяться? В глазах- то слезы!
Комедия - значит, игра. Не всегда игра являет собой чистое развлечение. Может ведь быть и серьезная, умная игра, которая эмоционально, не назидательно, но поучительно воздействует на чувства и разум. В «Свадьбе Кречинского» Амурского театра все так и есть.
...В доме Муромских суетно. Лидочка без памяти влюблена в ловкого и вездесущего Кречинского, порхает и секретничает с тетушкой Анной Антоновной, обе мечтают об устройстве - каждая своего - счастья, и понимают они это самое счастье по-разному. Тут же бродят строители-гастарбайтеры, перетаскивая какие-то трубы, ведра с краской, носилки с песком, говорят по-узбекски, вроде бы не обращая внимания на хозяев дома.
Сосуществование Муромских, Атуевой, слуг в лице несчастного Тишки и строительной бригады вообще-то никого особенно не напрягает. Дело житейское. Но вот Кречинский! Ах, этот Кречинский...
Что-то тревожное, не сулящее добра угадывает в Кречинском папенька Муромский. Для недалекой тетушки Кречинский - соблазнительный сексуальный объект. Откровенно озабоченная, она безудержна в желании обладать любым мужчиной, кто бы ни попадал в поле ее зрения, включая и почти «своего» Нелькина (Олег Бойко), и бедолагу Тишку (Максим Клепалов), и ухватистого пронырливого прораба (Илья Адамович), то и дело позволяющего себе рюмашку с барского стола.
Лидочка по-девичьи наивно влюблена в Кречинского. Он для нее - возможность и в замужестве продолжать легкое порхание избалованной, ни в чем отказа не знающей девочки. Впрочем, с прилежностью отличной ученицы, уже усвоившей некоторые уроки тетушки про «жизнь светскую и судьбу женскую».
Для строителе- узбеков Кречинский - свой в доску малый, называют они его по-свойски Мишей и готовы на любую услугу за пустячок вроде леденца или мелкой денежки.
Кречинский фигура в спектакле важная, однако для режиссера - не главная. Лакмус, катализатор - пожалуй... Примечательна и выстроенная траектория - движение личности Кречинского. Вначале он идет на обман, играет с определенным цинизмом, который даже не скрывает. Позже в нем появляются искорки чего-то человеческого - неуверенность и страх перед неминуемым (ну не глуп же он!) возмездием. И вот удачно придуманная и проделанная комбинация с булавкой к финалу... вселяет в бессовестного афериста веру в чистоту собственных помыслов и благородство порывов! Он полностью меняет не только линию поведения, но и отношение к себе. Берегов он уже не видит. Делается вдруг воплощением честности, почти святости. Он не просто так себя ведет - он сам в этом убежден! И зритель уже тоже поверил... в свадьбу, в счастье, в красоту души пройдохи. А герой всего лишь получил дозу адреналина от ловкого дела и потому потерял нюх. Момент, собственно, ошибки. Точная и яркая сцена в спектакле! Даже Расплюеву (Юрий Егоров сыграл эту роль блестяще!) невдомек: что-то с «барином» не так.
Кстати, что Расплюев, что слуга и «подельник» Кречинского Федор (Евгений Тихомиров) - бесспорно, роли бенефисные - воплощены в спектакле с корректной долей комедийности и философичности, решены не обыденно, без излишнего увлечения бытом. Впрочем, актеры не выпячивают себя из ансамбля, вносят свои краски и полутона в целостное художественное полотно.
В той же смысловой психологической сцепке работает на идеи спектакля группа невест в пышных свадебных нарядах. Танцы невест (балетмейстер Ольга Черевко) поддерживают и укрупняют то драматизм, то комизм, то абсурдность внутреннего действия.
Хрустально-утонченный романс на стихи Иосифа Бродского и стоп-финалы по последним репликам персонажей свое предназначение выполняют весьма точно. Зритель, почти сразу схваченный энергетическим зарядом, заложенным в биоритм спектакля режиссером, а дальше - по закону цепной реакции - актерами, от одного к другому, свою часть сердечного удара тоже получает. И уж лучше - это, чем наступать на одни и те же грабли, которые подстерегают не один десяток поколений все в одних и тех же местах, разбивают лбы добродетельным папенькам, уродуют светлые души мягкотелым барышням, выставляют в жалком свете правдивость и порядочность людей искренних, настоящих.
Важно заметить, что в постановке Юрия Гончарова благодаря многослойной «картинке» мыслящему зрителю дано самому улавливать и открывать то житейские, то романтические, то нравственные проблемы. Расставлять акценты, понимать происходящее и уважать себя за это понимание. Зрителю-россиянину дается шанс через многогранную призму спектакля взглянуть со стороны на нашу действительность, понять, сколь неприглядно быть в этой жизни кречинскими и расплюевыми и сколь в не меньшей степени нелепо - муромскими и лидочками... Мошенников и обманутых нынче становится почти поровну. Своевременное и полезное это может быть понимание: что для Кречинского свадьба, то для Муромского - смерть.
 
Фото Юрия Акименко

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.