Прокопьевск. Неформал на крыше

Выпуск №6-136/2011, В России

Прокопьевск. Неформал на крыше

Нынешний сезон объявлен в Прокопьевском драматическом  театре Годом современной драматургии. Как ни парадоксально это прозвучит, спектакль «Малыш и Карлсон» барнаульского режиссера Марата Свободного по мотивам произведений Астрид Линдгрен вполне вписывается в эту концепцию.

«У нас история грустная, почти трагическая...» - заметил режиссер перед началом одной из репетиций. Он, кстати, был против того, чтобы спектакль относили к жанру сказки. Читая романы Линдгрен в детстве, Карлсона воображаешь неким фантастическим персонажем. Но в спектакле он - не мифическое существо, а именно человек. Моторчик на спине? Ну и что с того! Сегодня в европейских странах прохожие вовсю разъезжают по тротуарам на электрических самокатах (еще несколько десятилетий назад такое мог вообразить себе только писатель-фантаст). Вероятно, когда-нибудь появятся и «персональные» пропеллеры. Так что не в моторчике дело. Изначально у режиссера была идея вовсе отказаться от пропеллера на спине у главного героя, ограничиться лишь шумом мотора. Это вполне согласовывалось со стилистикой спектакля (в конце концов, зрители сами могут что-то допридумать, дофантазировать - на то и театр). Однако перед самой премьерой Марат Свободный решил не рисковать и вернул персонажу этот узнаваемый атрибут.

Спектакль в самом деле получился лиричным, но в то же время ярким, озорным, «драйвовым». Опровергая сложившиеся стереотипы, Карлсон (Георгий Болонев) не рыжий и не толстый (правда, одет в мешковатую одежду). Впервые он предстает перед Малышом в длинном видавшем виды плаще, перчатках-крагах и странном головном уборе, отдаленно напоминающем тюбетейку. Словом, неформал. Может быть, байкер. А может быть, паркурщик - так называют людей, которые перемещаются по трущобам мегаполисов, точно Тарзан по джунглям...

В спектакле целый ряд отсылок к различным молодежным субкультурам. Это и заголовок спектакля, выполненный на ширме в стиле граффити. Речевки, исполненные в стиле бит-бокс. Спортивные и черлидерские танцы. (Над спектаклем работали хореограф Наталья Семилетко и преподаватель сценического движения Анатолий Иванов.) У сестры Малыша и у ее бой-френда имеются группы поддержки (в массовке - студенты актерского отделения Прокопьевского колледжа искусств). «Прикид» и прически парней ассоциируются с культурой стиляг 50-х годов и британских панков 70-х. Звуковую партитуру спектакля составили композиции зарубежной эстрады 60-х - 80-х годов. Особенно удачно со шведской историей рифмуются хиты культовой шведской группы.

Прежде чем представиться Малышу, Карлсон исполняет песню. Это не детская песенка из числа тех, которые можно услышать в традиционных детских спектаклях. Незваный гость хрипловатым голосом поет блюз. К сожалению, в большинстве спектаклей утреннего репертуара Прокопьевского драматического звучат «плюсовые» фонограммы. На сей раз публика слышит вокал самого Болонева. И двигается Карлсон-Болонев, как настоящая рок-звезда.

Как и прописано у Линдгрен, Карлсон - безжалостный борец с ханжеством и мещанством, своего рода анархист. Признаться, автор этих строк в первые минуты спектакля испытывал к главному герою некоторую антипатию. Иначе и быть не могло: кому же понравится хулиган, который к тому же пытается свалить вину на других. Но постепенно и действующие лица, и зрители его приняли и поняли. Карлсон (с моторчиком или без) - человек из будущего. Он свободнее, добрее нас; острее чувствует несправедливость. Ему ненавистны конформизм и пресловутое общество потребления... Разумеется, таких терминов в романе Линдгрен нет. Но когда Карлсон вместе с Малышом поднимается на крышу, он, стоя под ночным небом, говорит, что люди мечтают о всякой ерунде, вроде личных автомобилей, и совсем забыли про звезды. Этот эпизод - один из самых сильных в спектакле. Во многом это заслуга художника-постановщика Людмилы Семячковой - «автора» звездного неба. Декорация спектакля символизирует конфликт серого урбанистического мира и мира праздника, радости, детства. Над живописными, почти игрушечными крышами шведских домиков возвышается мертвый небоскреб из стекла и бетона.

Карлсон - своего рода миссионер, спасающий детей от серого и бездушного мира взрослых. «Малыш, семь лет», - записывает он в свою специальную книжечку. Опасается что-то забыть, а значит, в его списке еще очень и очень многие. Карлсон - отшельник, как принято выражаться, городской сумасшедший. К тому же он совсем одинок. Когда-то явно жил как все. Вероятно, не просто так начал избегать взрослых людей и переселился на крышу - с ним что-то стряслось. В эту печальную тайну он не посвящает даже Малыша... Но Карлсон - Человек-Праздник. Такую непростую роль он избрал себе и уже никогда от нее не отступит. Актер Георгий Болонев создал очень достоверный и нешаблонный образ. Его Карлсон не только балагурит, но и грустит.

Прокопьевский спектакль - это история встречи двух одиночеств: Карлсона и Малыша. В роли Малыша - первоклассник Эдуард Митрофанов. Доверить ребенку не эпизодическую, а одну из главных ролей - на подобный эксперимент Прокопьевский драматический отважился впервые. Опыт оказался удачным. Не всегда Эдуарду удается полностью раскрепоститься, но ни одной серьезной ошибки он не совершил. Как бы то ни было, даже самые юные профессиональные актеры в этой роли выглядели бы менее убедительно.

Для Малыша вся взрослая жизнь - как декорация чужого бессмысленного спектакля. Безусловно, его любит мама (Светлана Попова). Но она, судя по всему, вечно занятая кинозвезда, которую папарацци то и дело ослепляют вспышками. Нет времени разобраться, что происходит в душе сына. Старшую сестру (Ольга Ражева играет этакую капризную воображулю) интересуют только юноши и гламурные наряды. А от домомучительницы Фрекен Бок Малыша нужно просто спасать. Анна Соколова играет не женщину, а какого-то биоробота. Она впервые появляется на сцене под чудовищный милитаристский марш. Фрекен Бок наглядно демонстрирует, как дрессировала свою племянницу (Татьяна Федоренко). Та послушно выполняет все команды наставницы, будто она не человек, а собака, кукла или зомби.

У Линдгрен прописано, что воспитанный Фрекен Бок «идеальный ребенок» превращается в вора. То же самое происходит и в спектакле. Только в режиссерской интерпретации это не племянник, а племянница (имя сохранено прежнее - Филле). Выходя «на работу», Филле одевается и ведет себя так, что зрители принимают ее за мужчину, не узнают в этом персонаже пай-девочку, которая так послушно выполняла все команды Фрекен Бок. Напарник этой грабительницы Рулле по воле Марата Свободного стал иностранцем, который торгует на рынке овощами и разговаривает с акцентом. Ну что ж... В конце концов, и в Швеции наверняка есть гастарбайтеры. И толкнула Рулле (Роман Михайлов) на преступный путь вовсе не жажда наживы, а любовь. Он пылинки готов сдувать с преступницы (он-то знает, что имеет дело с женщиной, а не с матерым уголовником), однако Филле упорно не замечает ухаживаний.

Когда Карлсон-Болонев разоблачает незадачливых грабителей, Фрекен Бок переживает настоящее фиаско. Только теперь в ее взгляде появляется что-то теплое, человеческое, даже детское. Она смотрит на Карлсона такими благодарными и преданными глазами, что поневоле задумываешься: уж не начало ли это романтической истории? Кажется, и у Беттан, сестры Малыша, с новым бой-френдом Пелле (Вячеслав Гардер играет крайне развязного, не слишком умного, но по-своему обаятельного подростка) складываются более серьезные отношения, чем со всеми ее предыдущими ухажерами.

И, конечно, одной из главных линий спектакля стала первая влюбленность Малыша и девочки Астрид (стоит ли говорить, что это прототип будущей знаменитой писательницы). Роль Астрид - дебют на прокопьевской сцене актрисы Юлии Филютович. Автор этих строк видел несколько показов. Филютович выглядит органично, когда не пытается ничего играть. Образ получается менее убедительным, когда актриса наигрывает, старается во что бы то ни стало походить на маленькую девочку.


Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.