О перьях жар-птицы, добытых "Золотым Коньком"/III Всероссийский фестиваль-конкурс театров кукол "Золотой Конек"

Выпуск №6-136/2011, Фестивали

О перьях жар-птицы, добытых "Золотым Коньком"/III Всероссийский фестиваль-конкурс театров кукол "Золотой Конек"

На современной фестивальной карте России существует необычный бренд - «Золотой Конек» - фестиваль-конкурс театров драмы и театров кукол, имеющий не прямолинейную историю.

Началась она в прошлом, двадцатом веке. Инициатором создания и главным организатором этого фестиваля был и по сей день является Тюменский драматический театр. Название связано с самым знаменитым литературным произведением, рожденным на тюменской земле, - сказкой «Конек-горбунок» Петра Ершова.

В первом фестивале в 1998 году участвовали кукольники - Тюменский государственный театр кукол и масок и «Барабашка» из Нижневартовска. Кукольный спектакль был представлен только тюменским театром, это был «Сэмбо» Ю.Елисеева, режиссер Г.Гольдман, художник В.Осколков.

В связи с празднованием 60-летия Тюменский театр кукол вынашивал идею организации своего фестиваля, но обстоятельства сложились так, что «Золотой Конек» разделился: участников, представляющих искусство театра кукол, теперь принимает наш театр по четным годам, а всех остальных - театр драмы по нечетным (о нем «СБ, 10» писал). Дабы не усложнять нумерацию двойным обозначением, фестиваль-конкурс кукольников ведет отсчет с 2006 года, когда он впервые состоялся со своим профессиональным жюри и работами именно в кукольном исполнении.

В 2010 году прошел III Всероссийский фестиваль-конкурс театров кукол «Золотой Конек».

Первоначально состав участников кукольного «Конька» складывался из представителей Урала и Сибири, но уже в 2008 году география фестиваля стала заметно расширяться, в конкурсную часть вошел Московский областной государственный театр кукол, были заявки из других городов. Гостем фестиваля был прославленный Государственный Академический центральный театр кукол им. С.В.Образцова.

Новому фестивалю всегда нелегко утвердиться, вписаться в планы театров, у которых финансирование таких поездок - вопрос отнюдь не легкий. Но «Золотой Конек» у кукольников быстро завоевал популярность, благодаря своей интересной и насыщенной творческой программе. Конкурсная часть, естественно, является главной. Обязательно демократичное обсуждение спектаклей членами жюри - высокопрофессиональными специалистами театра кукол. Очень серьезно и тщательно продумывается клубная программа. Здесь выпуск фестивальной газеты «Хроники фестиваля», в которых оперативнейшим образом местная пресса делится впечатлениями об увиденных постановках, и конкурс капустных номеров, всегда богатый не только заранее подготовленными, но и импровизированными выступлениями, здесь различные соревнования типа «Лучший шаровик» в боулинге или «Чемпионат в подкидного дурака», азартно сдобренные театрализацией игры каждой из команд, где широко раскрываются артистические способности участников, предлагаются и рождаются по ходу забавные развлечения, требующие от команд опять же творческого подхода. Одним словом, фестиваль предложил интересное, разнообразное общение в рамках профессии, дающее не только заряд бодрости духа, но и импульс созидательных идей.

Поскольку список участников варьируется от фестиваля к фестивалю не слишком (лидеры своих позиций не сдают, хотя молодежь и наступает на пятки), то в Тюмень съезжаются уже знакомые друг другу представители театров, из которых сложилась группа любимчиков, таких, как «Аистенок» из Иркутска, Челябинский государственный областной театр кукол им. Валерия Вольховского, у остальных трупп появился стимул показать себя с лучшей стороны. Радость встречи со своими коллегами на «Золотом Коньке» - не просто приятное ощущение, это отличная поддержка в непростом будничном существовании театрального сезона.

Конечно, очень радостно привезти домой как можно больше наград - в каждой из основных номинаций фестиваля выдается диплом лауреата и красивый сувенир, который меняется каждый раз. Первыми были уникальные авторские статуэтки Конька-Горбунка на подставках из уральского камня, впоследствии - золотое перо Жар-птицы из той же сказки Ершова. Номинаций немного, тем дороже победа. Особенностью наградного списка является разделение спектаклей на большие и малые формы, поскольку специфика кукольного представления в очень большой степени зависит от размера аудитории, многие театры с огромным удовольствием работают в камерном варианте, однако современная экономическая ситуация все чаще заставляет осваивать большие залы. Режиссерское и сценографическое решения, принцип актерского существования «комнатных» и более масштабных постановок значительно различаются. Впервые в 2008 году оказалось два победителя: иркутский «Аистенок» с камерным спектаклем «Терешечка» и тюменцы с музыкальной сказкой для своего немалого зала «Поющий поросенок».

У кукольного «Золотого Конька» была еще одна, нетрадиционная номинация - «Премия Папы Карло», которую с удовольствием вручали тем, кто участвует в созидательном процессе, но остается незамеченным, то есть обладателем ее мог стать и конструктор кукол, и звукорежиссер, и художник-бутафор, модельер и так далее. Первыми обладательницами этой премии стали представительницы хозяев: «За вклад в пластическую и музыкальную культуру театра кукол» - Елена Бакланова (хореограф Тюменского театра кукол) и Ольга Двинина (зав. музыкальной частью Тюменского театра кукол) за спектакль «Канакапури». В 2006 году жюри распорядилось этой премией еще более значительным образом. Она была вручена за выдающийся вклад в творческую жизнь театров кукол Сибири и Урала Людвигу Устинову, первому главному режиссеру Хакасского государственного театра кукол «Сказка» (Абакан). На последнем, нынешнем фестивале решили номинацию переименовать, теперь она называется «Мастер», поскольку в реальности имеет более широкое значение. Получил ее в 2010 году главный режиссер Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» имени Романа Виндермана Сергей Столяров за создание концепции художественного решения спектакля «Герой» по селькупскому эпосу.

«Золотой Конек» - живой организм, проявляющий свою волю, активно развивающийся в театральной действительности.

Постоянный председатель жюри фестиваля - Валерий Николаевич Шадский, президент Российского центра Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА), заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Рязанского театра кукол. Кроме него, состав жюри претерпевает изменения. Начиная еще с легендарных фестивалей кукольников Уральской зоны, членом жюри на них является заведующая кабинетом детских театров СТД РФ, член Совета по культуре Министерства культуры РФ, театральный критик Ольга Леонидовна Глазунова. В 2006 году, празднуя свое 60-летие, Тюменский театр кукол, организатор фестиваля, пригласил не только почетных гостей, чья жизнь тесно связана была с театром-юбиляром, но и членов жюри, составляющих старую гвардию кукольного искусства. Среди них - Юрий Александрович Фридман, Станислав Федорович Железкин, председательствовала Ирина Павловна Уварова. Почти все члены жюри были активными и деятельными участниками клубных программ. Остались в памяти и в фотографиях чудесные мгновения общения нашей большой российской кукольной семьи.

К сожалению, финансовый кризис последних лет внес свои коррективы в жизнь кукольного «Золотого Конька». Организаторам пришлось приложить массу усилий, чтобы он состоялся в третий раз, но форма его претерпела существенные изменения. Тюменские журналисты окрестили нынешний фестиваль гибридом, имея в виду его явную гастрольную черту: участникам, как, впрочем, делают многие фестивали, было предложено сыграть свои спектакли по нескольку раз, дабы окупить транспортные расходы. Организаторы фестиваля взяли на гарантию выплату заранее оговоренной суммы каждой делегации, причем расходы на доставку декораций участников, их проживание, отменное питание и развлечения также оплачивались хозяевами. Правда, при этом был более жесткий отбор спектаклей по критериям не только художественным, но и техническим, ведь театрам предлагалась в качестве второй фестивальной площадки открытая, на популярном в Тюмени Цветном бульваре. По решению продюсера фестиваля, директора Тюменского театра кукол Василия Николаевича Пустыльникова, спектакли на бульваре игрались для публики совершенно бесплатно, а фестивальная касса пополнилась вкладами спонсоров, которым была предоставлена отличная возможность для рекламы. В театральном зале спектакли игрались обычным образом, но цена билетов была максимально демократична. Ежевечерне на бульварной площадке проходила благотворительная акция «Арт-визит» для молодых творческих коллективов города, также организованная театром. Получить прибыль с фестиваля организаторы не планировали, да это и вряд ли было бы возможно. Но праздник для детворы состоялся, с ярким театрализованным открытием на обеих площадках, кукольными визитками каждого представления, подготовленными хозяевами, праздничными сувенирами от спонсоров и т. д. Целую неделю по 8 спектаклей в день показывалось для тюменской детворы!

Клубная программа «Золотого Конька-2010» состояла из экскурсий и показов спектаклей разнообразного репертуара принимающей стороны. Конечно, прошли вечера встречи фестиваля и его закрытия. Атмосфера оказалась более деловой в сравнении с предыдущими фестивалями, более строгой. Режим работы участников - нелегким, напряженным. Но все же фестиваль состоялся, не было потеряно два года. Меняющаяся жизнь подскажет, каким быть следующему «Коньку».

Тюменский театр не только сумел в сложных условиях собрать своих друзей, но и подарить им неожиданный финал, показав свой спектакль «Двенадцать месяцев» по сказке Самуила Маршака (режиссер Сергей Грязнов, художник Сергей Перепелкин), принимавший участие в конкурсе.

В жюри входили, помимо В.Н.Шадского и О.Л.Глазуновой, режиссер Театра кукол им. С.В.Образцова, художественный руководитель центра С.В.Образцова Екатерина Михайловна Образцова, представители театральной Тюмени: театровед, заведующая литературной частью Молодежного театра «Ангажемент» им. В.С.Загоруйко, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства ТГАКИСТ Анна Михайловна Николаева и член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, доцент Тюменского института дизайна, художник-постановщик Ольга Федоровна Трофимова. На обсуждениях часто речь шла о проблемах кукловождения, о необходимости чуда на сцене, о неправомерно большом количестве живого плана в кукольных спектаклях.

Тюменцы стояли последними в конкурсной программе, никаких признаков лидерства не выказывая, жюри не надеялось на особые впечатления от «Двенадцати месяцев». Тем ценнее результат! Именно тюменский спектакль единодушно был признан лучшим спектаклем большой формы, лауреатами стали также художник спектакля Сергей Перепелкин (лучшая сценография) и актриса Надежда Черемнова (лучшая женская роль). Спецпризом жюри «За работу с артистами над пластикой кукол в спектакле» был награжден Юрий Федоров.

Но главное - это искренние слова похвалы членов жюри и коллег, отметивших цельность, живописность спектакля, чистоту пластического рисунка куклы, эмоциональность, уважение к детям.

Остальные награды распределились следующим образом: Специальный приз жюри «За самый поэтический спектакль для детей» - «Умка» Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино»; «Лучшая мужская роль» - Роман Есин, «Принцесса на горошине» Курганского театра кукол «Гулливер»; «Лучшее режиссерское решение спектакля» - Александр Борок, «Маленький принц Датский» Челябинского театра кукол им. В.Вольховского; «Лучший спектакль малой формы» - «Как с Луны свалились» Томского театра куклы и актера «Скоморох» им. Р.Виндермана.

Маленький коллектив Тюменского театра кукол с честью проделал огромную подготовительную и организационную работу, результаты которой все оценили очень высоко. Усилия театра были не напрасны, коллектив, умеющий радоваться достижениям своих коллег, учиться у замечательных кукольников, получил новый опыт и готов вновь собирать своих коллег с обеих сторон Уральского хребта в «воротах Сибири» - Тюмени.


Фото предоставлены Тюменским театром кукол

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.