Оперные ворота в искусство/II Всероссийский молодежный фестиваль "Живые лица"

Выпуск №6-136/2011, Фестивали

Оперные ворота в искусство/II Всероссийский молодежный фестиваль "Живые лица"

В начале декабря Тюмень, которую не зря называют воротами в Сибирь, накрыли сразу две стихии - погодная (впрочем, сибирякам к этому не привыкать) и театральная, размах которой был впечатляющим: драма, опера, современная хореография - и все это в исполнении молодых, делающих первые шаги в искусстве. Поскольку качество показанного материала было весьма разнородным, то сразу встал вопрос о целях, которые преследовали организаторы. На II Всероссийском молодежном фестивале «Живые лица», проведенном Тюменской государственной академией культуры, искусств и социальных технологий, были представлены как сами воспитанники академии, так и их сверстники из Барнаула, Екатеринбурга, Тобольска, Челябинска и Ханты-Мансийска, что давало определенную пищу для анализа путей развития современного театра.

Первыми из увиденных работ стали две хореографические новеллы театра танца АртФорм «Над вершиной холма» в постановке С.Скосырской и «Цыганская пудра» И.Ивановой. Видимо, не случайно в обоих случаях не назван композитор, поскольку музыка, являвшаяся ранее основой для возникновения пластического образа, теперь мало что значит, и потому «новеллы» идут под некий усредненный музыкальный фон, такой же пресный, как и его пластическая трактовка. Глядя на ничего не говорящие телодвижения в первом номере, невольно вспоминались насмешливые строки Гейне:          «Равнодушно сияют холодные звезды, И дурак ждет, когда же ему ответят».

Что же касается «Цыганской пудры», то нарочито экспрессивная пластика вальсирующих «цыганок» с обнаженными до бедра ногами, вызывала стойкую ассоциацию с ночным клубом.

В «Молитве» провинциальная тяга к философичности достигла своего апогея. Некие девы в длинных белых одеждах, с распущенными власами резво взмахивали ногами и под танго Пьяццоллы творили молитву. Возможно, то был намек на «поединок роковой» духа и плоти, недаром в конце с одной из них сняли юбку. Косноязычие хореографии «украшалось» модными изысками типа внезапно появившихся веревок, ребус же финала вообще не поддавался никакой расшифровке: сверху (с небес?) спустилась синяя шопеновская пачка.

Номер «Мимо летящая» театра танца «Абрикос» зацепил внимание лишь нечаянным плагиатом: так совпадал он по содержанию со знаменитым майоровским номером «Мы», в котором когда-то имела огромный успех юная Л.Семеняка. Современная молодежная тусовка была представлена в номере «Такое вот свидание», в котором выплеск молодой энергии, никого не заводящей, оставил ощущение наспех приготовленного «дежурного блюда». А вот номер «Я вернусь!» вызвал резкое неприятие своим конъюнктурным решением. О какой войне шла речь? Вообще? Ни музыкально, ни пластически не были очерчены временные границы. Пустые аллегории никогда не вызывали зрительского сочувствия, а для данной темы, тем более в нашей стране, - это провал.

В антракте любезные хозяева с кафедры спортивного и эстрадного танцев предложили посмотреть записанное на видео выступление тюменцев (ансамбль «Вера Formation») на чемпионате мира по латиноамериканской программе, где они завоевали I место. Это было такое блистательное исполнение, перед которым теряли цену любые эпитеты (тем более что перед тюменцами выступали немцы, признанные фавориты в этой области). Техника танца сибиряков была не просто ошеломляюща по своей отточенности, но и прекрасна той красотой, что освещала эту технику радостью молодости, счастья, упоения жизнью. Незабываемое впечатление!

Но прозвенел третий звонок, и пора было возвращаться к фестивальным будням. Театр танца «Я в предлагаемых» представил свою работу «Любовь. Точка. Я боюсь повзрослеть» (хореограф В.Семенюк, режиссер А.Масликова). Что хотели сказать постановщики, ведомо лишь им самим. Невнятная драматургия, весьма среднее исполнение да еще несколько раздеваний при далеко не идеальном телосложении исполнителей. И, разумеется, многозначительные намеки: на сцену внесли цинковые бачки для стирки, герои встали в них, и из-под их ног начали вылетать воздушные шары - то ли мыльные пузыри, то ли воплощение мечты о беззаботной жизни, и все это под немудрящую песенку: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже». Такая  вот молодость.

Что касается драматической части фестиваля, то и здесь больше возникало вопросов, чем ответов. Преддипломный спектакль «Город, где я» по пьесе И.Вырыпаева с первой же сцены вызвал вопрос: почему режиссером О.Ботовой, студенткой IV курса Тюменской академии, был выбран именно этот материал? Привлекла тема одиночества, любви? Но, боясь обыденного, не умея вычленить в нем важное, молодость часто впадает в напыщенный тон, который пытается как-то снизить словесными пакостями, не обладая языковым мастерством (не случайно писатель и руководитель молодежного театра из Когалыма Е.Ерпылева назвала эту пьесу «драматургической заумью»). Говорить не о чем, вот и возникает ерничество вместо движения мысли, хождение по кругу (жизни?) босыми ногами по рассыпанным кнопкам, не вызывающее никакого душевного отклика, кроме опасения за исполнителя.

«Золотой петушок» по сказке Пушкина, представленный студенческим театром «Стрекоза» из Барнаула (режиссеры - студентки III курса Алтайской государственной академии культуры и искусств Е.Волкова и Д.Королевская) также оставил впечатление какой-то маловразумительной, очень сырой режиссерской работы. Учитывая, что поставлен он был по просьбе сотрудников интерната для больных детей, тем более хотелось бы больше света и радости, которые, кстати, мало присущи этой весьма непростой, насыщенной многочисленными аллюзиями пушкинской сказке.

Учебный театр Тобольского колледжа искусств и культуры им. А.Алябьева показал инсценировку одноименной повести В.Пелевина «Затворник и шестипалый» (режиссер - студентка III курса З.Хисматуллина). И вновь иносказание, избрание символической формы от неумения внятно выразить то, что саднит душу настоящими, а не придуманными вопросами.

«Экспериментальный драматический театр 3» из Екатеринбурга представил спектакль-кабаре «Внутренняя эмиграция» (художественный руководитель и режиссер И.Павлова). Похоже, что опознавательным знаком современного сценического искусства становится показ нижнего белья. Никаким кабаре здесь и не пахло - лишь голая претензия, порождавшая неодолимую скуку. Над историей страны, ее героическими и трагическими страницами вершился суд скорый и неправый людей невежественных и мало профессиональных в избранной ими сфере деятельности, поскольку даже в шестом ряду с трудом улавливалась невнятная скороговорка исполнителей, да еще забиваемая звуками гитары, извлекаемыми с настырностью любителя. Вся информационная ткань сего опуса (автор текста не обозначен), говоря словами современного исследователя Вс.Троицкого, «засорена продуктами морального распада, что способствует выращиванию обездуховленной молодежи. Здесь нет главного: человеческого стимула жизни. Молодежи навязывают инстинкты растительно-животного мира, общества потребления, рабское желание иметь: иметь вещь, иметь удовольствие. Так искусственно стимулируются рабство перед вещью, жажда плотских желаний, закладывается основа неудовлетворенности, неблагополучия, несчастья» (Судьбы русской школы. -М.: Институт русской цивилизации, 2010).

Полным подтверждением этого диагноза явился спектакль театральной студии  «На коврике» Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права «Любл you. Убь you. Вер you» по мотивам пьесы О.Мухиной «Ю» (режиссер Д.Чащин). Итак, некая квартира, битком набитая людьми, празднующими... ну, хотя бы Новый год. Кремлевские куранты бьют 19 раз. Звуки выстрелов, а может, салюта. Реплика: «Как до войны». До какой? Неважно. Прибыл еще один гость. На вопрос: «Надолго?» отвечает: «Если войны не будет». И так далее. Вдруг мелькает слово «наркотики», значит, пьеса современная. Ведутся претенциозные разговоры о бессмысленной мельтешне жизни, ничем не озаренной. Главная же мысль пьесы выражена словами молодых ее героев: «Ты и я мчимся навстречу катастрофе».

Современный театр перестал быть тем, чем мы привыкли его видеть, - «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра» (Гоголь) и превратился в оружие массового поражения, «психологическое по форме, цивилизованное по содержанию и информационное по средствам» (Альманах межрегиональной государственности. -М.: 1997). Где же выход? Ответ пришел со стороны неожиданной, и дал его «Оперный марафон», организованный Тюменским региональным центром поддержки оперного искусства им. В.А.Орлова. С чего начали его отважные руководители - Римма Петровна Орлова и Елена Викторовна Орлова? С детства, поскольку именно там закладываются черты личности будущего человека. И не случайно проходил «Оперный марафон» в стенах театра кукол - первого театра в жизни человека.

Опера «Теремок» в исполнении воспитанников детского сада № 135 будто взбрызнула давно знакомую сказку живой водой и прозвучала она по-детски голосисто, радостно и как-то уютно. Школа № 73 «Лира» представила оперу В.Бойко «Квартет» чуть «подросшей»: этих исполнителей уже приучили к сценической свободе - они не озабочены вокалом и с азартом играют свои роли, вполне осознанно выполняя режиссерские задания, достаточно привольно ощущая себя в сложном жанре. Следующая ступень роста - «Мойдодыр» Ю.Левитина в исполнении Школы искусств «Этюд» (режиссер В.Архипов). Оперное деревце, посаженное умелыми руками, тянулось вверх, крепло, и во второй вечер был дан настоящий оперный спектакль, «Золотой цыпленок» Н.Улановского, полноценный по всем параметрам - музыке, режиссуре и исполнителям, студентам, выпускникам и преподавателям музыкального колледжа Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Как и положено в детских музыкальных театрах, перед началом спектакля с добрым словом напутствия юным слушателям выступила музыковед Ольга Ивановна Глазунова, и переполненный детворой зал затих, ожидая музыкальную сказку.

Наибольший успех выпал на долю «честных грабителей» -  Волка и Лисы, и если Волк (Олег Ефимов) предстал этаким лесным бардом, подвывающим под гитару нехитрые попевки, то Лиса, краса лесного околотка, была поистине неотразима в своем ярко-оранжевом одеянии и белых туфлях на шпильках (можно представить, сколько трудов стоила молодому артисту Евгению Ельцову пластическая свобода его героини). Спектакль, исподволь воспитывающий малышей, говорящий о цене дружбы, любви и теплоты, воспринимался ими как захватывающая игра, в которой они также принимали участие, активно помогая героям. «Дети - главное на свете», - этот простой, но важный урок был преподан театром с веселым озорством, без малейшего назидания и потому запомнился как славный праздник, вызывающий улыбку.   

Подтверждением правильности выбранного пути - создания оперного театра в Тюмени с помощью неспешного кропотливого труда, с самого начала, с азов, свидетельствовал и открытый урок народного артиста России, в прошлом одного из ведущих баритонов Свердловской оперы Николая Николаевича Голышева. Взыскательность мастера и в то же время благожелательность тона покоряли молодых певцов, решившихся на этот публичный экзамен. Каждое замечание формулировалось предельно четко, образно и было рассчитано на индивидуальные особенности дарования конкретного исполнителя (сказывался большой опыт работы Н.Голышева на посту заведующего кафедрой вокального искусства Уральской консерватории им. М.Мусоргского). Главное, на что делал упор мастер, - смысл произведения, целостного в своем вокально-содержательном единстве. И еще один из его советов молодым: технология должна быть скрыта - это главное требование к культуре певца.

И вот на другой день состоялось главное событие «Оперного марафона» - показ одной из первых русских опер, появившихся на исходе ХVIII века, «Мельник-колдун, обманщик и сват» А.Аблесимова, «чернильного сына Сумарокова», как называли его за должность  переписчика пьес первого директора русского театра. Спектакль (режиссер Е.Орлова) производит впечатление воспоминания о том, как это могло быть: камерное произведение, насыщенное русскими песнями, полузабытыми преданьями «старины глубокой», привлекает своей безыскусностью, неспешным течением действия, возможностью вслушаться-вдуматься в истоки нашей культуры, которой предстоял такой блистательный расцвет в следующем веке. Наибольший успех выпал на долю исполнителя заглавной партии, солиста Омского музыкального театра Александра Федотова, певшего с покоряющей творческой свободой, герой его чувствовал себя как рыба в воде в закрученной им интриге.

После спектакля Н.Голышев с краткостью профессионала дал следующую оценку: «Хор спел все чисто; самое уязвимое место у персонажей - речь, поскольку пустого слова на сцене не бывает. В целом же, спектакль оставил очень хорошее впечатление».

Итак, памятуя о знаменитом сравнении, что вся русская симфоническая музыка, как дуб из желудя, родилась, из «Камаринской» Глинки, можно сказать, что в Тюмени «проклюнулось» дело большой культурной важности - родился оперный театр, жизнестойкость которого была подтверждена вечером вокального искусства, начавшимся дуэтом двух будущих примадонн пока еще подросткового возраста (Даша Лутаева и Вероника Орлова), с блеском продолженного лауреатами всероссийских и международных конкурсов, выпускниками вокального отделения Уральской консерватории и завершившегося великолепным выступлением Н.Голышева. Давно я не слышала таких оглушительных аплодисментов. Это был действительно урок подлинного мастерства. И тут же со сцены, после исполнения мастером озорного романса А.Даргомыжского «Мельник», прозвучало его напутственное слово устроителям, участникам и зрителям «Оперного марафона», переполнившим зал: «Теперь тюменцам деваться некуда - необходимо открыть оперный театр. А уральцы в лице консерватории им. М.Мусоргского вам помогут. При таких-то голосах Тюмень просто обязана иметь оперный театр!»   

Значит, быть по сему.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.