Новосибирск. Новосибирский "Старый дом"

Выпуск №3-113/2008, В России

Новосибирск. Новосибирский "Старый дом"

Так случилось, что последние семь лет в новосибирском «Старом доме», бывшем областном театре драмы, творилась настоящая режиссерская, да и директорская чехарда. Кто только не служил здесь в этот печальный период, начавшийся с ухода главрежа с 12-летним стажем Семена Верхградского: Владимир Оренов, Станислав Таюшев, Сергей Каргин. Случались моменты критического зрительского охлаждения — спектакли отменялись, поскольку было продано всего 5-7 билетов, и даже премьеры едва собирали ползала (а в зале всего-то около 180 кресел), что абсолютно не типично для этого театра, где аншлаг был нормой. В коллективе то вспыхивали конфликты, то воцарялось упадническое настроение. Естественно, ситуация тревожила департамент культуры областной администрации, но найти достойного директора не менее сложно, чем талантливого режиссера. Наконец два года назад театр возглавила Антонида Александровна Гореявчева, опытный менеджер, всегда работавшая в системе культуры, но никогда — в театре. Она, что называется, не делала резких движений, зато прилагала все мыслимые усилия для обеспечения нормального творческого процесса, для нивелировки психологической напряженности, возникшей в труппе.

В прошлый сезон театр вступил без особых взлетов, но и без откровенных провалов, впрочем, и без главного режиссера тоже. Антонида Гореявчева не торопилась ни с кем подписывать контракт, однако пригласила к сотрудничеству в качестве руководителя международных проектов Линаса Мариюса Зайкаускаса. Благодаря его ангажементу в «Старом доме» впервые работал Андро Енукидзе, выпустивший «Ворона» Карло Гоцци, и актеры познали поэтику грузинского театра. Александр Нордштрем, которого новосибирские театралы помнят еще по прежней фамилии Иешин, прилетел из Швеции, чтобы воплотить «Трактирщицу» Гольдони. Кстати, попробуйте достать на нее билеты! — зрители отстаивают очереди в кассу, чтобы хотя бы через месяц прийти на галерку. Автандил Варсимашвили поставил яркую, бурную, страстную «Терезу Ракен» Эмиля Золя, потребовавшую от актеров колоссальной отдачи, отточенной техники и высочайшего нервного напряжения. Наконец, под занавес сезона и господин Зайкаускас представил премьеру собственной композиции «Чувства» с жанровым определением «Вещичка в одном действии. Играется на слова А. П. Чехова». В основе — рассказ «Верочка», на него нанизались несколько реплик из «Чайки», «Дяди Вани» и «Трех сестер» (куда же без них?).

Режиссер обошелся почти без слов — языком мимики, жеста, пластики, музыки, фольклорной обрядовой культуры. Танцевальную стилистику — универсально внятную и в то же время глубоко самобытную, изощренную по рисунку и технике изобрел хореограф-постановщик Василий Лукьяненко, а живой звук — то квартетом, то дуэтами, то соло иллюстрирующий переживания персонажей, выдавал постоянно присутствующий на сцене инструментальный ансамбль. (Аранжировку народных песен, плясовых мелодий и «Соловья» Алябьева осуществил Андрей Кротов, а основной темой стало чувственное, темпераментное танго Юрия Прялкина.) Пляшут статные, ладные девушки — три сестры по несчастью (актрисы Елена Гурина, Наталья Немцева и Анастасия Панина) не от великого веселья, а в отчаянной попытке помочь подруге удержать завидного жениха — командированного статиста, не дать ему уехать в Питер. Вокруг него разворачивается настоящее балаганное гулянье с шарманщиком и дрессированным медведем, угощенье с жонглированием тарелками и игрой на ложках. Однако диковатый «жених» — актер Владимир Борисов — как тот волк из поговорки, которого сколько ни корми, все в лес смотрит, ищет момент, чтобы улизнуть. Балаганный мажор сменяется минором. Героиня Лариса Геннадьевна (Лариса Решетько), как в сказке «Аленький цветочек», обливает слезами медведя, чудище, под личиной которого должен скрываться прекрасный принц. В спектакле ее слезы подобны лепесткам, более того, они обращаются водопадами аленьких цветочков — маков, которые, однако, чудовище в принца не превратили.

«Вещичка на слова Чехова» изобилует магическими, мистическими сценами, выдержанными в медитативном ритме. В полутьме подруги окружают несостоявшуюся невесту зеркалами, взмахивают ими, как тяжелыми крыльями, разгоняя свечной дым, а она вздыхает словами Сони из «Дяди Вани»: «Я не красивая!» И нет в спектакле ни одного сугубо бытового фрагмента. Например, яркая, запоминающаяся сцена общей «попойки с горя», когда самогон черпается алюминиевыми кружками из банной шайки, воспринимается как откровение, как возвышающий и очищающий душу акт благодаря особой пластике, завораживающему темпу. Девушки распевают страдания и чокаются с медведем и шарманщиком. Ну, не с кем больше выпить и не за кого в этих краях замуж выходить!..

Разнообразного реквизита в «Чувствах» едва ли не больше, чем декораций, и все — из натуральных материалов, максимально аутентичное, что как бы подчеркивает подлинность переживаний. Художник-постановщик Маргарита Мисюкова ограничила сценическое пространство высоким глухим деревянным забором, выше которого — только маковки церквей. Ворота в этом заборе в финале Лариса Геннадьевна решительно захлопнет перед носом одумавшегося командировочного. Не было женихов, но и таких не надо! В прологе подмостки тонут в дыму, в тумане: чадят своими приспособлениями пчеловоды, выгоняя маток из ульев; клубятся утренние туманы над озерами и болотами; вязнет в беспросветной монотонности провинциальная, медленная, лишенная событий жизнь. Туман становится отдельным, многозначным сквозным образом. А в финале его осеняет, разреживает робкий предутренний свет, пробивающийся сквозь прорехи в заборе, и подобный звездам.

Спектакль Линаса Зайкаускаса, безусловно, стал заметным событием в ряду премьер новосибирских театров. Самые лестные оценки выдал спектаклю классик кинематографа, легендарный Кшиштоф Занусси, приступивший в это время в театре «Старый дом» к работе над постановкой пьесы «Дуэт» Отто Эскина (репетиции проходили в Польше, а премьера в Новосибирске состоялась к юбилею театра 30 октября — о ней в следующем номере «СБ,10»). Ну, а директор театра Антонида Гореявчева сделала господину Зайкаускасу предложение, от которого он, что называется, не смог отказаться: новый, 75-й сезон «Старый дом» начал с новым главным режиссером.

Фото Валерия Агибалова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.