Кукла - это мистическая вещь/Виктор Шрайман

Выпуск №6-136/2011, Монолог

Кукла - это мистическая вещь/Виктор Шрайман

Виктор ШРАЙМАН - личность в театральном мире легендарная. Театральный режиссер, актер, педагог, основатель и первый главный режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино», один из ведущих специалистов в области театра кукол, ставящий, однако, и в драматических, и в музыкальных театрах, обладатель множества наград, вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАрт», член жюри множества театральных фестивалей, руководитель Межрегионального семинара для актеров театров кукол, руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол (СТД  РФ) и т.д., и т.д. В настоящее время - гражданин Израиля, но активно работает в России.

О театре кукол Виктор Львович знает все! Мы обратились к нему с вопросом, откуда же взялся миф о том, что театр кукол - исключительно детский.    

 

Кукла - это мистическая вещь. Помню собственное мистическое ощущение, которое испытал еще молодым актером, когда возникает взаимная связь между тобой и куклой, которой ты управляешь. Посмотрите, вот она, кукла, висит на гребенке, мертва, пуста. Потом ты соприкасаешься с этим магическим материалом, и вот он одушевлен - тобой. Но не только ты с ней что-то делаешь, а еще и она что-то делает с тобой. Наверное, в этом и есть мистическая составляющая куклы.

Помню роль, которую сыграл в молодости - Доктор Сальпернус в спектакле «Чертова мельница». Это была тростевая, очень красивая, выразительная кукла Дьявола. Черный плащ с кровавым подбоем, рожки под цилиндром. Помню, как взял ее в руки и поднял над ширмой, стал пытаться ее оживить... И вот тут возник потрясающий взаимообмен энергией, когда ты кукле что-то пытаешься диктовать, а она, догадываясь, чего ты хочешь, это понимает и начинает что-то диктовать уже тебе! Острейшее чувство наслаждения, не сравнимое ни с какими известными человеку наслаждениями, скажем, с наркотиками или сексом. Оно возникает всегда, когда в руках оказывается хороший художественный инструмент.

Ну а относительно мифа, что театр кукол только для детей, так это абсолютное заблуждение. Кукла вообще возникла как театр для взрослых. Я видел множество эстрадных программ с куклами в Америке, Франции, Италии. Некоторые были просто развлекательными, удивительными, интересными, с большой выдумкой, а были и очень глубокие, серьезные. Я просто немею, когда вспоминаю Альберта Розера, он совершенный гений. Он не только технический виртуоз, вы посмотрите, что он делает со своим инструментом! Но важно и то, про что он играет.

Так уж сложилась практика Советского Союза, что театр кукол больше работал для детей. Спектакли для взрослых ставились только у Образцова в Москве. Остальные просто даже и не смели играть для взрослых, робели. Я сам помню, когда после института делал дипломный спектакль - и сразу для взрослых. Это было так страшно и в то же время интересно. Сегодня, пожалуйста, это обычная вещь, а тогда такова уж была политика. Царствовала идеология Сталина, который везде поставил маяки в искусстве: все должны писать стихи, как Маяковский, музыку - как Прокофьев, а спектакли ставить, как Станиславский. Вот и стал театр кукол этаким уменьшенным советским драматическим театром, в котором бегают маленькие люди. Как будто на него бинокль навели и перевернули.

Таким путем и пошел советский театр, а потом и российский, где слово считается почти главным. А на самом деле, я считаю, и пусть даже выгляжу этаким максималистом, что театр кукол может обойтись вообще без слов. Жизнь  тела - это пластическая жизнь куклы. Она может разговаривать так же, как разговаривает театр балетный, как разговаривает хореография. И когда кукла замолкает в хорошем спектакле, то публика замирает, она начинает следить за тем, как выражается жизнь духа через жизнь тела куклы. А если кукла начинает просто болтать, то, как правило, это утомительно и никому не интересно.

Я сейчас говорю с вами, и возникают в памяти спектакли, которые я видел. В основном, к сожалению, за рубежом. Но и в России некоторые спектакли меня просто поражают. Есть, например, такой кукольник Боря Константинов. Этот молодой режиссер - один из моих самых любимых. Кроме него в числе самых перспективных  российских режиссеров я назову еще Евгения Ибрагимова и Александра Борока.

Вспоминаю спектакль чешского театра «Драк». Не могу припомнить, что было в сюжете, но там властвовала и царила Кукла. Куклу очень легко дискредитировать, если с ней неправильно обращаться. Надо знать, что может она и чем увлекательна, привлекать наиболее сильные стороны этого художественного инструмента. И совсем неважно, что там было в сюжете, который я не помню, главное, что в том спектакле оживали странные, забавные, иногда очень драматичные персонажи этого театра.

Нужно просто понять главное, Кукла - это не развлекуха. Это серьезное существо хоть в детском, хоть во взрослом спектакле. Когда с ней общаешься, начинают вибрировать такие поля, к которым прикасаться нужно бережно. Конечно, можно все опошлить и превратить ее в развлекуху, что и делают сейчас с успехом очень многие театры. Но когда к ней подходит настоящий художник, который понимает ее, чувствует, то мы сидим в зале и немеем, не понимая, как это делается.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.