Юбилейные встречи/V Международный театральный фестиваль "Встречи в Одессе"

Выпуск №6-136/2011, Содружество

Юбилейные встречи/V Международный театральный фестиваль "Встречи в Одессе"

Фестиваль «Встречи в Одессе» отметил первый юбилей. Конечно, пять лет - срок небольшой. Есть фестивали в России и Украине посолидней и постарше, но этот оказался на редкость ко двору, ибо решает одну из самых важных сегодня задач - объединяет русские театры на постсоветском пространстве, помогает им не просто выживать в непростых экономических и политических условиях, но жить полноценной художественной жизнью. И, конечно, это яркое событие для города, для театралов, для всех, кто интересуется театром. Фестиваль дает возможность увидеть интересные спектакли, встретиться с новой драматургией, с самыми разными актерскими школами и режиссерскими новациями, что очень важно в нынешнее время, когда гастроли - дело, практически, неподъемное.

Фестиваль «Встречи в Одессе» 2010 года стал особенным и потому, что оказался знаковым для Одесского академического русского драматического театра. Во-первых, театр стал академическим. Во-вторых, 2010 год и для самого театра - юбилейный, 135-й со дня его основания.

Поэтому фестиваль открылся торжественными поздравлениями. Театр поздравили президенты двух стран - России и Украины, областные и городские власти, Минкультуры и туризма Украины, представители генконсульства России. Награждали актеров и работников театра, дарили подарки, много и справедливо говорили о той большой работе, которая проделана директором театра, энтузиастом и фанатом своего дела Александром Евгеньевичем Копайгорой.

Юбилейная программа тоже была особенной. Приехали русские театры Украины, Грузии, Армении, Эстонии, Литвы, Молдовы. Россию представляли спектакли из Москвы, Петербурга, Якутска, Перми. Приехали гости из Вены. Фестиваль получился представительным и значительным.

По традиции его открывали хозяева. Был показан спектакль по роману В.Жаботинского «Пятеро» (режиссер-постановщик Алексей Литвин, художник Григорий Фаер).

Жаботинский, убежденный сионист, был предан у нас забвению. Сегодня театр увидел в его романе, написанном в 1936 году, еще одну пронзительно-щемящую и правдиво-жесткую историю про Одессу и ее жителей. В истории  добропорядочной, зажиточной семьи Мильгром, как в капле воды, отражается  жизнь предреволюционной Одессы. А.Литвину, не один год сотрудничающему с одесской труппой, удалось соединить бытовую достоверность, одесско-еврейский колорит, глубину человеческого постижения характеров, умение подняться до философских обобщений.

Живость исполнения, ирония, пронизывающая многие сцены, повествовательность, не мешающая энергичному развитию сюжета, многофигурность, не делающая каждого конкретного персонажа менее выразительным. Множество ярких характеров соединяются в пестрый и достоверный образ семьи.

Игнац Мильгром колоритен и ярок в исполнении признанного мастера Олега Школьника. Покой и мудрость доминируют в образе Матери - Натальи Дубровской. Одна из самых ярких работ спектакля Маруся Мильгром Татьяны Коноваловой, за несколько лет из многообещающей молодой актрисы превратившейся в замечательного мастера (не могу не вспомнить, как хороша была ее Елена Андреевна в «Дяде Ване»). И в спектакле «Пятеро» Коновалова завораживает женской манкостью и сильным характером. В ее героине соединяются теплота, притягательность, кокетство, загадочность, которую рождает неясное томление души.

Точно угадала тип фанатичной революционерки Елена Ященко, остро и убедительно сыграв Лику. Вальяжен и обаятелен Сережа Михаила Игнатова, забавен Торик Владимира Лилицкого... Спектакль - семейная сага, эпопея - оказался нужен зрителю, который искренне сопереживает полюбившимся героям, получился очень одесским, поскольку этот суматошный, яркий, неповторимый город - еще один из героев повествования, такие характеры и коллизии могли возникнуть только тут, в городе-легенде.

Сколь разнообразна жизнь Одесского русского театра зрители могли убедиться и на камерном спектакле, поставленном по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Спектакль называется «Спасенные страницы «Мастера и Маргариты». Инсценировщик и постановщик Юрий Волчанский вместе с художником Г.Фаером, композитором К.Катинян и актерами О.Кондратьевой, С.Поляковым, С.Юрковым, В.Лилицким, А.Шляховым деликатно и убедительно вводят зрителя в мир великого романа, открывая что-то свое в привычных строках, заставляя нас по-новому увидеть известных героев.

Государственный русский драматический театр им. К.С.Станиславского из Еревана (Армения) привез спектакль «Лунное чудовище» по пьесе американца Р.Калиноски в постановке художественного руководителя театра, режиссера Александра Григоряна, признанного не только на родине. Он получил немало престижных наград в России, поставил пьесу «Лунное чудовище» и на сцене МХТ им. Чехова, готовится к постановке в Театре-студии О.Табакова.

Режиссер психологической школы, А.Григорян славится умением простраивать взаимоотношения героев. Тема геноцида, кровавой резни, унесшей жизни двух миллионов армян в Турции, становится понятной и близкой зрителям, хотя кто-то из них и не знал об этой страшной странице истории армянского народа. Спектакль рассказывает об этом устами простых людей, для которых та страшная ночь стала переломным моментом, изменившим их самих, их представления о мире. Люди, пережившие такое с трудом «врастают» в обычную жизнь средних американцев с ее маленькими радостями и горестями.

Самое важное и завораживающее в этом спектакле - то, как раскрываются люди. Как расцветает женственность героини Седы (Анна Баландина), как оттаивает сердце Арама (Армен Казарян), как меняется мальчик Винсент (убедительная работа юного Саши Григоряна).

Режиссер умеет захватить, заворожить зрителя самыми простыми вещами. Ничего особенного не происходит в пьесе, никаких «эдаких» режиссерских приемов вы не найдете в палитре постановщика. Но вместе с тем как трогает история жизни человека, как неотрывно следим мы за перипетиями жизни маленькой семьи Товмасянов.

И в финале, когда за столом, накрытым ковровой скатертью, собираются герои этой истории, в руках которых металлическое блюдо, кувшин и спелые гранаты - знаковые вещи, как трогает сердце эта картина простого семейного человеческого счастья! И понимаешь, что пока театр будет рассказывать нам о нас самих и в нас самих открывать что-то важное, сущностное, он будет жить.

Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С.Грибоедова привез музыкальную драму Джошуа Собола «Гетто», поставленную художественным руководителем театра Автандилом Варсимашвили.

Дата премьеры спектакля, указанная в программке, - 10 мая 2010 года. И это не случайно. Спектакль поставлен к 65-летию Победы. Боль и страдания того страшного времени до сих пор, как пепел Клааса, стучат в сердца живых.

Но режиссер и актеры понимают, что нынешним молодым о той войне и трагедии Холокоста надо рассказывать особенным языком. И они выбирают язык танца, пластики (композитор Иосиф Барданашвили, хореограф Гия Маргания).

Тбилисские актеры предельно выразительны, создавая коллективный портрет обитателей гетто. Порой поворот головы, жест оказываются точнее и убедительнее слов. Спектакль рассказывает подлинную историю о театре, созданном обитателями вильнюсского гетто, погибшими, но сумевшими что-то очень важное сказать о себе, о времени, о силе человеческого духа, о высокой миссии искусства.

Организаторы фестиваля не боятся серьезных тем, глубоких раздумий о времени и миссии человека на земле. Но, конечно, не забывают, что театр - это радость, мастерство, неистощимая фантазия.

Не случайно восторженный прием зрителей ожидал спектакль, который показал Государственный академический русский драматический театр им. А.С.Пушкина из Якутска. Для российских театралов Русский театр Якутска всегда оставался в тени его более яркого соседа - Якутского национального театра им. П.Ойунского, руководимого Андреем Борисовым. Однако встреча в Одессе приятно удивила. Линас Зайкаускас (Литва) - имя новое для москвичей, но уже известное в Зауралье по ряду постановок, простенький, небольшой по объему рассказ А.П.Чехова «Верочка» превратил в поистине феерическое зрелище.

Режиссер словно вышивает причудливые узоры по канве непритязательной истории о том, как прощается служащий, занимавшийся в уезде сбором статистических данных (тип чеховского вечного студента), с дочкой председателя земской управы, которая в него влюблена. Как чувствует непонятный внутренний холод в ответ на ее страстное признание, не знает, что ответить, ненароком причиняет ей боль. А ведь она, как и ее милое провинциальное семейство, как и провинциальная жизнь на лоне природы, так нравились ему! Провожание Верочкой (Ксения Еремеева) Ивана Алексеевича (Евгений Стрельцов) до перекрестка превращается в торжество режиссерской фантазии, где все с избытком, но все на месте и оправдано, ибо режиссер расцвечивает и дополняет текст показом того, что творится в душе одного и другого. Здесь есть все - и страсти роковые, и самые неожиданные мизансцены, и небольшой ансамбль народных инструментов, и стилизованные фольклорные пляски, и медведь (куда без него, без Топтыгина), и обряд венчания... Потому что все это - грезы... Все, происходящее на сцене, творится в мыслях и фантазиях героев этой любовной драмы.

Безымянные персонажи, которых играют Дмитрий Трофимов, Степан Федоренко, Алла Бузмакова, Марина Слепнева и Алена Лисица, вместе с Верочкой и Иваном Алексеевичем разыгрывают это захватывающее зрелище в народном стиле, пронизанном иронией, молодым озорством. Словом, «Верочка» стала одним из самых ярких впечатлений фестиваля.

Москву представлял Мелиховский театр «Чеховская студия». Шесть «дачных» рассказов А.П.Чехова адаптировали для сцены и поставили Татьяна Воронина и Владимир Байчер (он же художественный руководитель театра и постановки), соединив в спектакль «Дачный театр Антоши Чехонте».

Для Мелиховского театра, который существует при Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П.Чехова, идея соединить традиции дачного театра, столь распространенного на рубеже XIX и XX веков, который хорошо знал Чехов, и прелестные его дачные рассказы, сколь неприхотливые, столь и язвительные, лиричные и смешные, оказалась счастливой. Убранство сцены просто, но точно по атмосфере (сценография и костюмы Татьяны Федюшиной). Задник с деревьями, березки, ширмы, плетеная дачная мебель. Главная задача создателей спектакля - раскрыть характеры чеховских героев. Николай Исаков, Виктория Коньшина, Юрий Голышев, Сергей Фатьянов, Владимир Курочкин, Полина Елисеева, играя по нескольку ролей, рисуют яркую галерею самых разных типов, характеров, темпераментов.

Отсутствие ложного пафоса и чрезмерного комикования рождают зрелище непритязательное, но захватывающее, изящное, и чувство радости и признательности надолго остается в зрительских сердцах.

Русский драматический театр Литвы из Вильнюса закрывал фестиваль спектаклем «Сволочная любовь» на пронзительной драматической ноте.

Спустя неделю этот спектакль был показан на театральном фестивале в Ялте - и снова оглушительный зрительский успех.

Режиссер Агнюс Янкявичюс пошел непростым путем, выбрав странную и очень личную книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» (инсценировка Марюса Мацявичюса).

Тема страшной разрушительной любви самых близких была прочитана как трагедия, особенно благодаря неистовому темпераменту и страстной натуре Инги Машкариной, сыгравшей роль бабушки, что называется, на разрыв аорты. Ярость бабушки, любовь-ненависть, сжигающие ее душу, еще больше подчеркивались и оттенялись мягкой акварельной манерой игры, с которой вел роль внука Саши актер Валентин Новопольский, показавший характер ребенка без излишней сентиментальности и «тюзятины», убедительно и благородно.

Фестиваль «Встречи в Одессе» уже давно событие не одного тетра, а всего города. Не случайно спектакли фестиваля идут на многих городских площадках, привлекая самую разную публику.

Концепция фестиваля «Встречи в Одессе» укладывается в простую формулу - больше спектаклей хороших и разных. Да, спектакли неравноценны, порой  показ может вызвать недоумение, а порой становишься свидетелем настоящего театрального откровения.

К сожалению, не стал удачей спектакль Херсонского областного академического музыкально-драматического театра им. Н.Кулиша «Американская рулетка (№14)» по пьесе известного украинского автора Александра Марданя. В данном случае имело место классическое непопадание в жанр. Комедия, основанная на несовпадениях, многочисленных кви про кво, неожиданных и эксцентричных сюжетных поворотах, безусловно, требовала особой, возможно, более сдержанной и предельно серьезной манеры исполнения и прочтения, что только усилило бы комический эффект. Однако режиссер-постановщик Лаврентий Николаенко заставил актеров кривляться, педалировать, и произошло то, что когда-то случилось с петербургским мостом, по которому в ногу шли гренадеры, нечаянно попав в фазу колебаний самого моста. Не выдержав многократной нагрузки, мост просто-напросто обвалился. Увы, увы. Но уверена, что театр извлечет уроки и даст возможность зрителю увидеть откорректированный спектакль, в котором можно будет по достоинству оценить и мастерство актеров, и дарование автора, который соединил в пьесе реалии нашей жизни, живые современные диалоги с мастерски закрученной интригой.

Фестиваль и его организаторы не боятся экспериментов, поэтому в Одессу был приглашен спектакль Московского Центра драматургии и режиссуры  А.Казанцева и М.Рощина «Да я хочу да» (Сцены из романа Джеймса Джойса «Улисс»). Режиссер Алексей Багдасаров и актриса Ольга Прихудайлова в роли Молли сделали отважную попытку прочитать страницы романа, показать мощные переживания женщины, сопроводив ее пространный монолог испанской гитарой (музыкальное сопровождение - Рэм Хабибуллин).

Санкт-Петербургский театр «Особняк» привез больше четырех лет идущий спектакль по повести Ф.М.Достоевского «Кроткая», многие сценические решения которого (режиссер Юлия Панина) кажутся эпатажными и не бесспорными.

«Игра воображения» Питера Шеффера - пьеса выигрышная, бенефисная. Театр-фестиваль «Балтийский дом» из Санкт-Петербурга поставил эту пьесу (режиссер Аркадий Гевондов, художник Александр Мохов) как бенефис великолепной актрисы Татьяны Пилецкой, в роли Летиции Дуффе.

Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Молдова, Кишинев) привез спектакль «Падам... падам...» об Эдит Пиаф. Немало пьес написано о легендарном парижском воробышке, звезде французской эстрады 50-60-х.

Театр из Кишинева специально заказал пьесу Инне Гриншпун. Так появился монолог длиною в жизнь - пронзительный, отчаянный, задорный, трогательный, грубый. Молодой актрисе Ольге Софриковой трагическая роль пришлась впору.

Обычно Пиаф играют актрисы в возрасте. Эта Пиаф молода, но как точна актриса в передаче томительной страсти, во всепоглощающей молодой жажде славы, в озорстве. Она и обольстительная француженка, и смешной бесстрашный Гаврош, и одинокая до отчаянья маленькая женщина, и надменная, жестокая, капризная дива, которая слишком хорошо знает цену славе и куску хлеба.

«Падам...» - моноспектакль. Только у Пиаф есть текст. Но при этом спектакль густо населен. Остальные - хор. В основном мужской. Актеры одеты в трико и майки, они появляются с сильно набеленными лицами. Не характеры - типажи. Да и в данном случае не так важно, кто они, встретившиеся на пути актрисы. То это девицы борделя, то случайные любовники - матрос, легионер, рабочий, то мальчики из варьете, то солдаты Второй мировой, то просто  подтанцовка. Но вот из толпы выходят один, второй, третий... Те, встреча с которыми стала этапной. Они тоже молчат. Играет за всех Она.

Трогательный, пронзительный, убедительный, спектакль поставлен создателем театра и его главным режиссером, а также педагогом, воспитавшим замечательную труппу, Юрием Хармелиным.

Организаторов фестиваля не упрекнешь в однообразии афиши. Напротив, порой она кажется всеядной. Однако фестиваль - это не только что-то серьезно-эпохальное, это и рассказ о повседневной жизни русских театров. Праздники сменяются буднями и необходимостью думать о кассе.

Спектакль Русского театра Эстонии из Таллина «Счастливых будней», поставленный Романом Баскиным по пьесе Яана Тятте, балансирует на грани хорошего вкуса, однако, актерам удается не перейти ту грань, за которой двусмысленные ситуации могут обернуться откровенной пошлостью.

Появление спектакля «Одесса» Венского театра Драхенгассе вполне понятно. В год 65-летия Победы история (авторы Регине Штейнмец и Уле Брее) о трагедии войны, о противостоянии людей и всепобеждающей силе любви захватывает своей искренностью и болью. И стоит ли говорить, что действие, конечно, происходит в Одессе, где герои встретились в далеком военном 1944-м и спустя 50 лет вновь обрели друг друга. Актеры Феличитас Рум и Герхард Дорфер рассказывают историю, мягкая повествовательная и несколько отстраненная манера изложения текста напоминает скорее театрализованную читку.

Художественный руководитель Киевского театра «Вiльна сцена» Дмитрий Богомазов - из постоянных участников одесского фестиваля. Его спектакли - это всегда повод для серьезного разговора о поиске нового языка театра. На сей раз он привез моноспектакль по рассказу Александра Грина «Крысолов», сочинению странному, томительному, балансирующему на грани сна и яви, подлинности и фантасмагории. Артист Национального академического драматического театра им И.Франко Александр Форманчук оказался «одной крови» с режиссером и автором. Впрочем, иначе и быть не могло. Спектакль Д.Богомазова продемонстрировал, что умно и тонко используемые новые технологии не только не заслоняют актера, но и помогают ему глубже и тоньше раскрывать тайны произведения. Видеографика, когда на глазах зрителя рождались и исчезали контуры мира-фантома, пугающего героя, была сделана блестяще (Александр Амосов, Анна Звягинцева).

Одним из самых ярких событий фестиваля стал показ спектакля «Калека с Инишмана» по пьесе модного ныне Макдонаха. Эта ирландская комедия, как определил ее жанр автор, полтора года в репертуаре одного из интереснейших российских театров - Пермского театра «У моста». Спектакль стал лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая Маска» 2010, посетил немало фестивалей. Настоящая удача, что театр привез этот спектакль в Одессу.

Актеры из Перми продемонстрировали театральное чудо. Сергей Федотов, постановщик спектакля, сегодня один из самых интересных, тонких и бесстрашных российских режиссеров. В этом беспощадном и... нежном спектакле режиссер рассказывает о человечности, об умении слышать другого, о том, что позволяет человеку остаться человеком в самых невероятных условиях. Если бы на этом фестивале раздавали призы, «Гран-При» я бы точно отдала пермскому театру. За гуманистический пафос спектакля и поистине виртуозное мастерство актеров.

Конечно, первый среди равных Василий Скиданов, исполнивший роль Билли. Сегодня на театре наблюдается странный интерес ко всему болезненному, ущербному. Более того, артисты стремятся быть предельно точными в изображении разнообразных симптомов реальных недугов. И здесь нельзя не отметить точность Скиданова, изображающего калеку, больного юношу с синдромом ДЦП. Специфические движения, скрюченные, напряженные руки, характерный поворот головы, затрудненная речь. Можно было бы похвалить актера за предельную внешнюю точность, прекрасное владение телом, пластикой, мимикой. Но это только «подножие искусства». Мастерство актера начинается там, где раскрывается характер. Наивность и открытость добру, удивительная доверчивость и одновременно настороженность и такая жажда жизни, такая энергия добра! Такая душевная тонкость!

Нечасто приходится с таким напряженным вниманием следить за переливами человеческих чувств.

Но и другие исполнители не уступают протагонисту спектакля. Нелепый долговязый Бартли, большой ребенок (Сергей Мельников). Странноватые тетушки Кейт (Марина Шилова) и Эйлин (Ирина Молянова), чудаковатые, как и все обитатели острова.

Особо хочется выделить Хелен - Марину Бабошину - резкую, грубую, порывистую, которая прячет свою чувствительность, сочувствие за эскападами и внешней жестокостью.

Здесь все к месту - и кинокадры, и подробно воссозданный быт, и неторопливое проживание актерами душевных состояний своих персонажей - все становится дополнительной краской в темной охристой гамме этого удивительно гармоничного, несмотря на горечь, и пронзительного спектакля о том, насколько человек может остаться человеком в самых невероятных условиях.

6 и 16 - это арифметика фестиваля. За 6 дней было показано на нескольких сценических площадках 16 спектаклей, которые увидели не только одесситы, но и жители Ильичевска, куда театры отправлялись, показав свою работу в Одессе. Это научно-практическая конференция «Театральный фестиваль как альтернатива гастрольной деятельности», которая прошла в помещении Одесского Литературного музея, а значит, говоривших осеняли имена тех фантастически одаренных литераторов, которые родились в Одессе.

А еще - семинар завлитов русских театров Украины «Школа театральной критики», которую вел арт-директор Центра им. Вс.Э.Мейерхольда, театральный критик Павел Руднев.

Словом, насыщенная театральная жизнь, где значимыми и знаковыми были и вечерние посиделки, когда тем, кто показывал спектакли в этот день, вручалась традиционная вертута - необыкновенного вкуса пирог. А еще происходил обмен мнениями и телефонами, завязывались деловые и дружеские контакты.

Пятый международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе», как всегда, стал подлинным праздником театра, показал зрелость фестиваля, его особое место на театральной карте не только Одессы, Украины, но и на фестивальном пространстве СНГ. А сам Одесский русский театр уверенно вышел в число лидеров украинского театра.


Фото предоставлены Одесским академическим русским драматическим театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.