Заполярный театр в гостях у южных соседей

Выпуск №6-136/2011, Взгляд

Заполярный театр в гостях у южных соседей

Гастроли в наше время редки, поэтому приезд северных соседей, воркутинцев, в столицу Республики Коми  зритель принял с энтузиазмом. В Сыктывкаре с аншлагом прошли как взрослые, так и детские спектакли Заполярного театра. К чести воркутян следует признать, что постановки, предназначенные  для детей, были  исполнены и чувства, и задора.

Из четырех вечерних спектаклей самым «многонаселенным» был «Дядюшкин сон», поставленный Александром Павленко добротно, с должным уважением к классическому наследию и в то же время отмеченный  непреходящей злободневностью. В программке указаны - кроме художника-постановщика О.Бочка -  и балетмейстер, и педагог по речи, и репетитор-хореограф, и два консультанта по музыкальному оформлению.  Для театра из небольшого города это роскошь, на которую решаются в случаях исключительных.

В первую очередь, хореограф потребовался для организации пластического образа провинциального города, жители  которого при отсутствии  новых впечатлений развлекают себя  перемыванием косточек, передачей слухов, организацией добродетельных акций, а в целом - реально создают властное общественное мнение. Балетмейстер А.Куликова представила этот образ  кавалькадой из  разряженных дамочек - коллективным форпостом власти. Хоровод их  во время действия  постоянно развивается, переходя от мирного салонного  к атакующему агрессивному рисунку. Дамы роятся вокруг своей жертвы как осы, жаждущие крови. Они и на части могут порвать легко - танцуя.

Любопытный и эффектный прием создания сплетни был представлен в спектакле через манипуляции с куклой-джентльменом. Ничего об этом не ведающего гостя до его появления «вживую» представляют механической игрушкой, которой можно забавляться: джентльмена перебрасывают из рук в руки, вертят им как заблагорассудится. А потом появляется сам князь (И.Ковалев) - и действительно оказывается совершенно особым существом - будто он  находится в промежуточном состоянии между этим светом и ожидаемым. Он ходит на трясущихся ногах, перебирает конечностями так, будто они  у него скреплены шарнирами. Его глаза распахнуты точь-в-точь как у куклы. И в голове у него оказывается не так уж много живого вещества. Неудивительно, что находятся желающие воспользоваться этим обстоятельством. И в первую очередь - Марья Александровна (Е.Большакова). Она, с одной стороны, плоть от плоти городских обывателей, но с другой - их водительница, знающая, как ими управлять. Правда, на этот раз ей не удалось задуманное предприятие - обручение дочери с престарелым князем, несмотря на то, что изворотливости, ораторской патетической лексики и актерской мимикрии ей не занимать. Давний поклонник ее талантов - Мозгляков (Д.Максименко) - в положении отвергнутого жениха Зинаиды оказался серьезнейшим соперником учительнице, и даже превзошел ее по эффективности давления на толпу.

Зинаида (О.Ковалева) резко отличается от основной массы горожан: и серьезным отношением к жизни, и нежеланием подлаживаться под обывательские вкусы, и даже тем, что одета в простое белое платье. Она относится к князю сначала снисходительно, потом - жалеючи, но поддавшись на маменькины уговоры, соглашается на сделку. И все-таки   позже, преодолев стыд и страх, кается перед ним. Между тем город не изменился: он продолжает свое кружение по кругу, свое жужжание -существование по установившимся раз и навсегда законам. Он «переварил» случившееся событие и укрепился в своем праве на осуждение инакомыслящих, даже не подозревая, что сам стал жертвой общественной манипуляции. Все бодры и веселы. Все готовы к новым животрепещущим  акциям по укреплению еще каких-либо  принципов.

Другие спектакли были поставлены в расчете на небольшой актерский состав. В «Вечере» А.Дударева - всего три исполнителя, но они составили великолепный ансамбль. Автор прекрасно живописует характеры, комические и драматические подробности житья стариков, и воркутинские актеры разделяют его симпатию. А.Аноприенко - Василий подробнейшим образом разработал партитуру своей роли крестьянина, прошедшего через три войны, похоронившего близких и при этом не потерявшего интереса к жизни. Но самое главное - не переставшего чувствовать ответственность за все, что происходит под солнцем с землей, главной кормилицей. Когда Василий обрызгивает двор, сначала кажется, что исполнитель по-актерски - «как будто» - поливает свой огород. Потом становится понятно: он таким образом окропляет все живое. Окропляет, священнодействует, разговаривая накоротке со светилом, позиционируя  себя посредником между небом и землей. Артист чрезвычайно наблюдателен: арсенал его исполнительских средств достоин восхищения. Замечательно выстроен постановщиками  танец, который герой  вынужденно демонстрирует Ганне, принесшей ему с почты письмо. Василий приплясывает в замедленном по-стариковски ритме и в то же время очень выразительно. А как изобретательно он «налаживает» спину своего героя! Сначала гладкое полешко туго привязывает к спине ремешком - и продолжает работать. Позже - с помощью Ганны, с трудом примащивается на деревянную скамью, потом - от головы к ногам - постепенно с нее скатывается, чтобы сесть, как положено. Понятно, что его герой не привык отлеживаться и надеяться на кого-то, за долгую жизнь он испробовал множество приемов самооздоровления, чтобы при любых обстоятельствах оставаться «в строю». Никогда и никто не видит Василия  праздным: он все прилаживает что-то, подправляет забор, пилит доски, забивает гвозди, подметает двор, прибирается... Даже особый голос А.Аноприенко - хрипловатый и надтреснутый - в данной роли оказался органичным для его персонажа.

Ганна (В.Авраамова) - тихая, чистенькая, старающаяся быть  незаметной старушка, которая ни на кого голоса не поднимет. Она безропотно несет свой крест покинутой матери и не перестает ждать непутевого сына. Когда по радио передают для нее песню - якобы от него - Ганна даже внешне  молодеет, пытается пройтись в танце. Глаза ее на какое-то время будто подсвечиваются изнутри огоньками надежды. Когда же открывается, что письмо послано просто сочувствующим ее горю соседом - враз стареет, слабеет, становится ниже ростом. Другой сосед - Гастрит (В.Ножкин) - попробует ее поддержать своим предложением выйти замуж. Но успеет вмешаться Василий, и Ганна выбирает его.

А в замужестве Ганна окажется такой быстроногой! Окажется, она может не просто ходить - может летать по избе, угождая мужу. Даже покрикивания в свой адрес воспринимает с удовольствием. Когда однажды увидит его в непривычной позе - лежащим неподвижно, тут же интуитивно, по старинке начнет оплакивать в голос...

Но ей суждено будет прежде оплакать Гастрита, прибившегося к счастливой семье, уже будучи совсем больным. До этого он все ходил гоголем, все пытался взять верх над своими соседями, которые, впрочем, и не думали с ним соперничать. В.Ножкин придумал для своего Гастрита точную характеристику - шепелявость (иногда он  «пережимает»), и особенность эта позволяет артисту легко переходить от драматических моментов к юмору. Скандальный, язвительный, Гастрит, видимо, к старости стал таким, а раньше ходил на руководящих должностях, и значит, был уверенным в себе, представительным. Кое-что из прежних повадок еще осталось при нем, но вальяжность уже то и дело оборачивается  раздраженностью, вспышками  уязвленного самолюбия. Он нутром почуял дискомфорт существования. Его сточила  мысль, что он, такой весь из себя правильный, жил как-то не так. И перед смертью успевает покаяться: не землю обиходил, а все пытался кого-то поучать,  жизнь положил на реализацию ценных указаний, а правым оказался  Василий, которого Гастрит привык называть безыдейным куркулем.

Конечно, пьеса грешит  назидательностью. Но несмотря на «указующий перст» драматурга, зрители успевают проникнуться болями, счастьем и бедами стариков - узнаваемых, сегодняшних.

Постановщики попытались по-своему «утеплить» жесткий каркас произведения: потому ввели музыкальное сопровождение из репертуара Пелагеи. Кстати, молодежная часть зрителей  откликается на ее исполнение очень живо. А данью памяти ветеранам стали песни про Беларусь из репертуара «Песняров» и кадры кинохроники: голод, вынужденное поклонение Пастуху - Сталину, и финская война, и война Отечественная. Нельзя не отметить некоторой схематичности и эклектичности музыкального оформления спектакля, которое, не проникая в ткань постановки, скользит  лишь по поверхности сюжета. Это мнение укрепилось и после других гастрольных спектаклей, исключая «Дядюшкин сон».

Сыктывкарским зрителям были представлены и две «чистые» комедии - «Детектор лжи» В.Сигарева и «Безумный таксист» Р.Куни.

Пьеса В.Сигарева выше развлекательной комедии положений в постановке Д.Хаматнурова не поднялась, ничем не зацепила зрителя. Публика достаточно отстраненно наблюдала действие, в котором было много пустого, ни смыслом, ни внутренней энергетикой не заряженного крика, незначительных бытовых подробностей, суеты. Поэтому спектакль про использование психотерапевтических приемов в семейной жизни не оправдал тот романтический финал, который был подготовлен в тексте драматургом.

Английскую комедию - также в постановке Д.Хаматнурова - воркутяне разыграли с удовольствием. Чуткие к комической форме, готовые к искусному оправданию фантастических преувеличений, исполнители  вывели на сцену любопытнейшие образы. Зрители увидели страстно любящих английских жен, взаимно вежливых соседей, занудно-пунктуальных и одновременно деликатных инспекторов полиции,  пронырливого репортера, а также жертвенно преданного друга и, наконец, самого героя комедии - таксиста, которому долгое время удавалось жить безнаказанно женатым одновременно на двух женщинах. Действие было «запущено» необычной сюжетной интригой, поддержано лаконичным условным оформлением (на сцене при одном длинном диване одновременно «работали» разные квартиры - справа и слева), зажигательным и  ритмичным музыкальным сопровождением, а потом стремительно доведено до размеров житейского «землетрясения» великолепным - живым, внешне остро выразительным и внутренне серьезно оправданным  исполнением.

В Воркуте - с далеко отстоящими поселками - всего около 100 тысяч населения, и с каждым годом его становится меньше: зрителей  «отбирают» не только естественные процессы, но еще и Программа переселения северян из сурового климата заполярных широт. Поэтому театру требуется непрестанная смена репертуара. В год он вынужден выпускать по 8-10 спектаклей. Театр не имеет в штате режиссера, все постановщики - приглашенные. При всем этом в коллективе сохраняется испытанный  костяк преданных своему делу актеров. Конечно же, зрители знают всех их в лицо, охотно откликаются на юбилейные бенефисы своих любимцев. И театр отвечает городу взаимностью: предлагает репертуар, который был бы интересен самому широкому кругу зрителей. Сыктывкарская публика  по достоинству оценила  профессионализм северян: зал на спектаклях пестрел  букетами.

Фото предоставлены Воркутинским театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.