Юбилей Виолетты Тополага (Воронеж)

Выпуск №6-136/2011, Юбилей

Юбилей Виолетты Тополага (Воронеж)

Отмечает 75-летие Виолетта Владимировна Тополага. В Воронежской академии искусств она воспитала целую плеяду заслуженных и народных артистов России, которые восхищают сегодня зрителей не только на сценах Воронежа, но и на подмостках Москвы, Петербурга, других театров страны. А такие спектакли, как «Привычное дело» Белова, «В день свадьбы» Розова, «Что тот солдат, что этот» и «Трехгрошовая опера» Брехта, «Пять вечеров» и «Мать Иисуса» Володина, «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Пришел мужчина к женщине» Злотникова, «Археология» Шипенко, «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Слуга двух господ» Гольдони, «Счастье мое» Червинского, «Таня» Арбузова, «Мышеловка» Кристи, «Чайка» Чехова и другие, поставленные на ее курсах, являлись значительными событиями культурной жизни Воронежа, надолго оставаясь в нашей памяти. Остались они, конечно же, и в памяти учеников, которым она подарила счастье жизни в искусстве, сделала не просто лицедеями, но творческими, неравнодушными, светлыми людьми.

Своих же учителей Ольгу Ивановну Старостину и Бориса Григорьевича Кульнева Виолетта Владимировна вспоминает всегда с волнением и благодарностью, всякий раз мысленно поверяя свои поступки и сомнения оценками и поступками любимых наставников, открывших ей путь в волшебный мир Театра. Путь этот у нее начинался во Владивостокском институте искусств, куда она поступила в 1962-м, в год создания там театрального факультета известными московскими подвижниками - профессором ГИТИСа Старостиной и доцентом Щукинского училища Кульневым. Именно они были основателями нескольких вузов в Советском Союзе и за рубежом (а в 1971-м году создавали институт искусств в Воронеже)... Вскоре Виолетте Владимировне, у которой уже был определенный жизненный опыт и диплом Ленинградского технологического института, предложили стать преподавателем института искусств Владивостока. По приглашению Ольги Ивановны Старостиной в 1974 году Виолетта Тополага переехала в Воронеж, где через несколько лет возглавила кафедру актерского мастерства ВГИИ. Ее коллегами здесь оказались известные режиссеры Глеб Дроздов, Владимир Бугров, Владимир Сисикин, блестящие артисты Николай Дубинский, Ирина Сачко, замечательные педагоги Алексей Дундуков, Евгений Слепых, Ирина Сисикина, Галина Разуваева... С годами она стала одним из самых уважаемых преподавателей театрального факультета, художественным руководителем нескольких курсов, на которых личностями становились мальчишки и девчонки, волею судьбы оказавшиеся в творческой орбите чуткого и взыскательного мастера.

Круг практических интересов ее лаборатории органично объединял Станиславского и Михаила Чехова, Немировича-Данченко и Вахтангова, Завадского и Товстоногова, Каарела Ирда и Мильтиниса, Ефремова, Эфроса, Фоменко и, конечно же, Стрелера, Бергмана, Брука... С огромным уважением и вниманием Виолетта Владимировна относилась к биографии Малого театра, удивительным новациям Таганки, поискам Анатолия Васильева, раннего Виктюка, Додина, Гинкаса, Яновской...

В последнее время, когда психологический театр испытывает давление моды, тяготеющей к развлечению, претенциозности, пошлости и эпатажу, Виолетта Владимировна нередко говорит о том, что активнее противостоять этому должны лучшие традиции русской школы, ее безусловные достижения, опыт духовных исканий отечественной и зарубежной классики, театр, обращенный к Душе человека. Говорит о том, что она, со своей стороны, делает все возможное. Слова эти можно было бы считать девизом творчества Виолетты Владимировны, ее педагогического метода. Его она исповедует всю свою жизнь.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.