Чудо ящика с куклами/V Фестиваль школьных и семейных вертепов "Старый Новый год"

Выпуск № 7-137/2011, Фестивали

Чудо ящика с куклами/V Фестиваль школьных и семейных вертепов "Старый Новый год"

Из чреды рождественско-новогодних театральных впечатлений хочется вспомнить о вертепе, который, как мне кажется, способен до сих пор восхищать самого взыскательного зрителя, радовать и удивлять даже искушенного профессионала. На размышления о парадоксальной уникальности рождественского вертепа в очередной раз натолкнуло посещение одного из вечеров Фестиваля школьных и семейных вертепов «Старый Новый год», который в пятый раз проходил в Центре детского творчества «На Вадковской».

При всей простоте и даже примитивности кукольного рождественского представления силу его воздействия довольно сложно передать.

Известно, что в советскую эпоху вертеп был гоним вместе со всей религиозной культурой и сохранился лишь в отдаленных уголках западной России «у бабушек и дедушек», где его и разыскали фольклористы в 70-е и 80-е годы. Один из них - самый известный среди современных московских вертепщиков, к сожалению, ныне покойный, Виктор Новацкий по-настоящему восхитился, перенял и передал другим не только тексты и устройство вертепного ящика, но и некую, как он говорил, аутентичность духа этого народного действа.

Сегодняшние социокультурные условия по другим причинам, но тоже, кажется, нельзя назвать особо благоприятными для вертепа. И профессиональный театр, и телевидение, и интернет предоставляют весьма разнообразные и изощренные по силе воздействия зрительские впечатления на любую тему. Наверное, именно поэтому продолжение жизни ящика с куклами, с помощью которого повествуется о рождении Христа, в потоке современной культуры, хочется причислить к разряду чудес. И, как всякое чудо, вертеп не очень хочется «препарировать», боясь не столько его развенчания, сколько своего духовного обнищания, особенно, если твое «богатство» не в мире, а в духе.

Однако, в очередной раз столкнувшись на фестивале «Старый Новый год» с вертепом и теми, кто его играет, удивляешься непреходящей свежести своего впечатления, вызванного одним и тем же сюжетом, разыгранным самыми примитивными куколками.

Я не имела опыта участия в театральных фестивалях одной пьесы, но, кажется, с трудом способна была бы смотреть несколько вечеров подряд даже любимую пьесу Чехова. Почему же не уставала несколько вечеров подряд смотреть один и тот же лаконичный сюжет вертепного действа - драму «Царь Ирод»? Тогда, в 90-е годы, на московских фестивалях «Рождественские семейные вечера», проводимых Кабинетом театров для детей и юношества СТД РФ (ВТО) под художественным руководством Виктора Новацкого, в один вечер могли играть вертепы три, а иногда и более коллективов. Это были и актеры, и художники, и педагоги-художники с учениками, и просто мамы и папы со своими детьми. И не думаю, что действо в столь разном исполнении что-то особенно добавляет к духовному или литургическому опыту, чем нередко пытаются объяснить сущность вертепа. Почему же это несколько монотонное передвижение достаточно статичных кукол по прорезям вертепного ящика не вызывает раздражения и желания наполнить его ярко выраженным чувством? Почему давно известная евангельская история до сих пор заставляет, затаив дыхание, вслушиваться, как Ирод отдает приказ убивать младенцев, и внимательно наблюдать, как ангел проплывает в верхнем ярусе ящика с увещеванием Иосифа и Марии бежать в Египет? Почему, когда весьма неуклюжая кукла воина подцепляет за петельку кулечек, символизирующий на груди Рахили одного из 14 тысяч убиваемых по приказу Ирода младенцев, ты в очередной раз переживаешь знание, которое несоотносимо со слезоточивым чувством жалости? Вот и самый «коронный» для вертепа момент - когда при помощи выдернутого штырька голова Ирода слетает и болтается на ниточке, вызывая смех, переживается не как восторг от справедливого воздаяния злу, а опять же как уверенность в непоколебимости Небесного закона. Возможно, символизм, стилистическая лаконичность вертепа и его образов вызывают редкое и очень важное для человека ощущение вневременности как Рождественской истории, так и себя самого. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс. 81,б).

А чем же еще объяснить, что из года в год все больше становится и вертепщиков, людей, готовых мастерить ящики из дерева или из картона, разучивать со своими детьми рождественские калядки и канты. А еще больше становится тех, для кого это простое кукольное действо становится настоящим подарком, вызывая удивление.

И это происходит не только в Москве, но и по всей России, как уверяет инициатор и основной организатор фестиваля «Старый Новый год» Александр Греф. Фестиваль, как и раньше, проходит при поддержке Союза театральных деятелей России, а сам Александр Эммануилович еще и создатель и руководитель Московского кукольного театра «Бродячий вертеп», а теперь и Гильдии вертепщиков. Интересно, что когда-то, будучи кандидатом химических наук, в созданном им в конце 80-х годов фольклорном театре он, как в лаборатории, начал раскрывать и до сих пор раскрывает свои многочисленные художественные таланты. А главное, до сих пор не перестает удивляться феномену вертепного действа. И окружают его люди, так же очарованные загадками уходящей, но еще не исчезнувшей окончательно народной культуры и вертепом, в частности. Упомяну лишь Елену Слонимскую, являющуюся и его ближайшим соратником и актрисой, работающей с Петрушкой, замечательно поющей на многих языках, и постоянного помощника в проведении фестивалей.

Замечу, что разнообразная деятельность театра «Бродячий вертеп», включающая и просветительское, и педагогическое, и благотворительное направления, хорошо представлена на подробном сайте театра.

Кстати, на этом сайте можно найти и информацию об участниках фестиваля «Старый Новый год». А я перечислю лишь тех, кто выступал 14 января.

Вертеп Детской воскресной школы «Летучий корабль» при Михаило-Архангельском храме подмосковного города Жуковского. Интересно, что одним из кукловодов и автором текста выступил сам молодой настоятель этого храма о. Алексий Агапов.

Воскресная школа при храме Владимирской иконы Божией Матери в поселке Потапово, что в Южном Бутове Москвы.

В третий раз я с интересом смотрела необыкновенно живописный и «певучий» вертеп Православного историко-краеведческого клуба «Трилистник» Троицкого собора города Серпухова. Основу этого коллектива составляет семья настоятеля храма о. Сергия Свирепова, чья фамилия особенно диссонирует с его удивительной добротой и душевностью. Его матушка Елена, будучи профессиональным регентом, непринужденно руководит и поет вместе с хором девочек, большинство из которых их дочери. Так же в этот вечер выступили две московские семьи. Интересно, что обе семьи многодетные. В семье Жуковских пятеро детей и четверо из них уверенно исполняли народные рождественские песнопения, что объяснимо, когда знаешь, что родители Ирина и Александр занимаются в ДК «Северный» с фольклорным коллективом.

Екатерина Гусева, представляя вертеп своей семьи, сказала, что он не в полной мере традиционный - одноярусный, и текст она сочиняла сама с дочками, а их у нее тоже пять. Но главное, что вертеп она стала делать ради детей и очень ему благодарна за них.

Это и понятно. Ведь и меня тоже переполняло чувство невыразимой благодарности за возможность на протяжении двух с небольшим часов побыть среди людей, по-настоящему увлеченных, каждый из которых по-своему, очень искренне рассказал мне известную, но очень дорогую историю. А как радостно было среди большого количества детей, сосредоточенных на своем творчестве, точнее на сотворчестве со взрослыми.

Когда, возвращаясь домой, я вышла в тот вечер из Центра на Вадковской, мне еще долго казалось, что меня на улице, в метро окружают именно такие люди, и от этого радость казалась непреходящей. Может, в этом и есть главный смысл вертепа...

Фото предоставлены автором

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.