Чтобы, помимо наития, были и знания.../Левинский А.

Выпуск № 7-137/2011, Реплика

Чтобы, помимо наития, были и знания.../Левинский А.
Проблема звучащей на сцене речи, звучания слова в драматическом театре - очень важна, а попытка решить эту проблему благородна. По своему актерскому опыту хорошо знаю о связи смысла и звучания произносимого текста. В последнее входит и ритм, и произнесение отдельных гласных и согласных, и паузы, и тембровая окраска - короче, всё. И это плотно связано со смыслом, с тем, что говорит, а также что собой представляет тот или иной персонаж. На практике обе стороны, смысл и звучание, неразрывны, однако в процессе обучения стоит отделить одну от другой, чтобы выработать нужное ощущение звука, слова как музыки, это полезно. Учить слышать текст надо прежде всего актеров, но режиссеры тоже должны знать о том - другой вопрос, каким образом и в какой степени. Точно так же, как режиссеру вообще полезно побывать в актерской шкуре, почувствовать на себе, что значит сценическое движение, речь и все остальное. Конечно, сегодня студентов - режиссеров и актеров - этому не учат, это пущено на самотек; но на практике у хороших постановщиков в дело включается интуиция, когда режиссер говорит - нет, здесь нужно как-то по-иному. Однако хорошо бы, чтобы, помимо наития, были и знания.
В отношении авторов: для меня драматургия делится на две части - отечественная и переводная; в последней (за редчайшими исключениями, удачами, когда есть полноценное звучание) вряд ли проявляется музыка речи в той мере, в какой она есть в оригинале; некая дистанция все равно остается. В работе Демина приводится примеры авторов ХХ века - не только поэта Цветаевой, но и прозаического Вампилова - у того, конечно, есть своя музыка, своя звуковая атмосфера. К сожалению, многие авторы, определившие развитие литературы в прошлом столетии (драматургии в том числе), - иноязычны: Пруст, Джойс, Кафка, абсурдисты, вплоть до Стоппарда и Макдонаха, переводы которых подчас, мягко говоря, несовершенны. Но и среди соотечественников-современников, мне кажется, есть лица, у которых наличествует эта игра звуков. К примеру - у Михаила Дурненкова, с пьесами которого мне пришлось сталкиваться дважды. У него есть стилизация, цитаты, но и своя, узнаваемая нота, своя мелодика тоже присутствует.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.