Многоэтажный дом "Панночки"/Спектакли Пермского театра "У Моста"

Выпуск № 7-137/2011, Реплика

Многоэтажный дом "Панночки"/Спектакли Пермского театра "У Моста"
В № 3-133 «Страстного бульвара, 10» была опубликована статья, посвященная IV Всероссийскому фестивалю «Русская комедия» в Ростове. Ее автор Л.Л.Фрейндлин критически отнеслась к спектаклю Пермского театра «У Моста». Сегодня мы публикуем другое мнение о постановках С.Федотова, впрочем, любимого режиссера нашего журнала, о спектаклях которого мы пишем часто и подробно.
В конце сентября Ростов-на-Дону превратился в гостеприимную театральную столицу, куда съехались театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Рязани, Самары, Омска, городов, которые дают полный срез театральной жизни России. Ростовская публика и гости фестиваля посмотрели 16 спектаклей по пьесам классиков и современных авторов.
Вполне естественно, что среди коллективов, приехавших в Ростов, был и Пермский театр «У Моста», который создал Сергей Федотов.
Перечислять награды, премии и призы, полученные театром «У моста» на многочисленных фестивалях, дело сложное и неблагодарное, из недавних - специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска». И «Маску» театр получил не только за номинированный спектакль - «Калеку с Инешмана», сколько «по совокупности» заслуг.
Вообще, последние годы театр «У Моста» известен как первооткрыватель в России и постановщик Макдонаха. Двадцать лет назад Сергей Федотов, только создав свой театр, поразил всех своим Гоголем - «Панночкой» и «Женитьбой». Уже тогда молодой режиссер знал секрет не только прочтения Гоголя, но и воздействия с помощью автора на зрителя. Уже тогда, после «Панночки», за театром закрепилось определение «мистический», спектакль на многие годы стал визитной карточкой театра, а режиссер Федотов стал театральным новатором в прочтении Гоголя.
Не скрою, моей многолетней мечтой было посмотреть неудачную «Панночку» или «Женитьбу», чтобы понять «из какого сора» вырос спектакль - ни разу не удавалось. Владея уникальной методикой воздействия на зрителя, Сергей Федотов каждый раз обманывал меня и через несколько минут, попадая под чары спектакля, я оказывалась внутри него, где раскачивающийся на веревке гроб наводил ужас, а простейшие трюки заставляли поверить в наличие нечистой силы.
Конечно, в Ростов, где театр «У Моста» еще не был, на фестиваль «Русская комедия», привезли «Панночку» (внеконкурсную) и «Женитьбу» (спектакль, участвовавший в конкурсе). А для студентов и участников фестиваля Сергей Федотов провел мастер-класс по своей уникальной авторской методике. В ней, собственно, и ключ к успеху театра, спектаклей, многие из которых можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. «Панночка», к примеру, прошла более 2500 раз!
По мнению режиссера, которое он неоднократно озвучивал, спектакль «Панночка» построен как многоэтажный дом, и для любого зрителя есть свой этаж, своя ниша. На фестивале зрители отнеслись к спектаклю как к триллеру или фильму ужасов. Жанр выдерживался, простые театральные приемы продолжают работать, как и двадцать лет назад. К слову, у Федотова ни один спектакль не похож на другой - он постоянно, как рачительный хозяин, что-то доделывает, пробует и исправляет, ни на минуту не прекращая свои лабораторные опыты. Каждая встреча с новым зрителем предполагает особое восприятие спектакля, и от этого восприятия спектакль может пойти и как бытовая пьеса, и как триллер, и как ужастик или как малоросская комедия. В идеальном варианте все это соберется вместе, зазвучит мощным аккордом, многоголосием тем. Уникальность постановки в ее многоплановости. И жанр «фантасмагория», как у Нины Садур, чья пьеса по гоголевскому «Вию» стала литературной основой спектакля, здесь тоже может трансформироваться либо в ситуацию «страшно», либо - «страшно и смешно».
Гоголевские миры С.Федотов строит на крошечном пятачке, мизансцены - почти фронтальные, но главное в спектакле - выверенность ритма. Театрального эффекта режиссер добивается, заставая зрителя врасплох, когда, казалось бы, мерный ход втянул зрителя, но размеренность эта мгновенно прерывается. Только-только начали разговор казаки, только выпили по кружечке, и идиллию пития прервал высокий бабий визг, и все тотчас же в мире изменилось.
Контрапунктом проходит через весь спектакль судьба маленького человека, мизинчика. Этот контрапункт соединяет два мира, реальный и мистический, две темы - философскую и бытовую. А между ними - тонкая граница, дверь, через которую из одного мира можно попасть в другой. Но дверь не только разделяет, она и соединяет - смерть здесь связана с жизнью, тягучее времяпрепровождение с мгновениями, проведенными Хомой с Панночкой. И что-то в этой жизни Хома понял, когда с Панночкой испытал полет над бездной.
«Женитьба» Н.В.Гоголя, как и «Панночка», - знаковый спектакль в репертуаре Театра «У Моста». Сергей Федотов отказался от бытового течения чиновничьей и купеческой жизни и придал спектаклю, как и всем своим постановкам, стиль и характер вполне инфернальный. Идея, собственно, не нова, сформулирована она была еще Д.Мережковским и А.Белым, но на театре использовалась нечасто. Здесь же режиссер словно ухватился за гоголевскую метафизику и «усовершенствовал», развил авторские метафоры. Собственно, и Кочкарев здесь черт, и сама свадьба - его замысел. Да и женихи - тоже сродни нечистой силе. Здесь ничего не построено по бытовой логике, и действие развивается по другим законам - ирреальным, срежиссированным самой нечистой силой.
На фестивале «Русская комедия» Театр «У Моста» вызвал много разноречивых отзывов. Но то, что он пришелся ко двору, - бесспорно. Об этом свидетельствуют и награды, и стремление к продолжению сотрудничества. А художественный руководитель Ростовского академического театра драмы им. М.Горького, «хозяина фестиваля», Николай Сорокин слово свое умеет держать.

Фото с сайта Театра «У Моста»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.