Мировая драматургия на Волге/ V Фестиваль мировой драматургии "Тверское золотое кольцо"

Выпуск № 8-138/2011, Фестивали

Мировая драматургия на Волге/ V Фестиваль мировой драматургии "Тверское золотое кольцо"

Будучи номинально пятым, этот праздник театрального искусства вполне мог бы стать юбилейным, если бы со времени предшествовавшего фестиваля не прошли полтора десятка лет.

Всероссийский театральный фестиваль мировой драматургии «Тверское золотое кольцо» по сути возродился - торжественно и радостно.

Краса и гордость Верхней Волги, Тверь принимала не просто соседей, а «кровную родню»: коллективы из Кимр, Вышнего Волочка, Ульяновска и Ярославля. В ранге почетного гостя прибыл Малый театр с пьесой А.Галина «Сон героини» в постановке автора. Тверская Академическая драма показала «Собаку на сене» Лопе де Веги и, вне конкурса, работу школы при театре, инсценировку повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». 65-летию Победы посвятил спектакль «Синий платочек» Валентина Катаева театр из города Кимры.

Получилось так, что «сам с собою» соревновался Тверской театр кукол - других спектаклей, кроме пьесы С.Белкина «Три веселых гнома», в афише не оказалось.

За мировую драматургию на фестивале отвечали еще спектакль Тверского театра юного зрителя «Метеор» по довольно давней эксцентрической комедии Фридриха Дюрренматта, да, пожалуй, «Екатерина Ивановна» Леонида Андреева в крайне эпатажной версии Ярославского театра драмы им. Федора Волкова. Творения Александра Николаевича Островского, «престольного» драматурга любой волжской, да и каждой российской сцены, конечно, тоже входят в ряд мировых шедевров, будь то «Правда - хорошо, а счастье лучше» (Ульяновск), «Таланты и поклонники» (Кимры) или «Поздняя любовь» (Вышний Волочек).

Фестивальная «трилогия» пьес А.Н.Островского оказалась, пожалуй, самой значительной частью праздника.

Вышневолоцкий театр решил «Позднюю любовь» в тонах сосредоточенного драматизма. Режиссер Владимир Коломак и художник Юрий Муравьев создали среду, отвечающую общим представлениям о «старинной жизни», атмосферу унылой затхлости. Однако здесь кипят нешуточные страсти, идет многотрудная духовная работа во имя сохранения нравственной чистоты и непреложных моральных принципов, что очевидно роднит героев русского классика с персонажами Диккенса.

Хитроватая Фелицата Антоновна Таисии Назаровой, беззащитный в своей чистоте старик Маргаритов Виталия Солодуненко, начитавшаяся «правильных» книг Людмила Ларисы Чернобай - каждый строит свое миропонимание через отношение к правде. А выигрывает озлобленный Николай Алексея Чимичакова, человек с «отрицательным» обаянием, за которого вовсе не радуешься, и, как ни странно, легкомысленная на первый взгляд вдова Лебедкина.

Варвара деньги, разумеется, потеряла, но молодая артистка Ольга Егорова явила в этом образе характер жесткий, открыто циничный, исполненный какой-то странной магии. Проиграв на данном этапе, Варвара вовсе не теряет позиций хозяйки жизни.

В Ульяновском театре имени И.А.Гончарова режиссер Аркадий Кац и художник Татьяна Швец пьесу «Правда - хорошо, а счастье лучше» воплотили в стилистике здорового консерватизма, по-своему изысканно и многозначно.

Герои комедии живут в атмосфере оранжерейного благодушия (все деревья в кадках, буйная зелень вьется над ними шатром). Это лишь оттеняет природную страстность героев, способность молодых жить высокими чувствами, а зрелых - тайной памятью о прошлом, даже если привычка давно стала заменой счастью.

Молодым даруется сказочно счастливый Случай, а старикам тот же Случай помогает вспомнить про совесть и не вызвериться вконец.

Носителем божьего промысла выступает давно одряхлевший солдат Сила Грознов (артист Алексей Дуров играет его, сочетая лукавство и какую-то опасную строгость).

Блистательно ведут свою, на четыре десятка лет затянувшуюся «дуэль» дородная хозяйка дома Мавра Тарасовна и упрямая до бесстрашия нянька Фелицата.

Замечательные мастера Зоя Самсонова и Клара Шадько с озорным вдохновением играют чисто женский сюжет нерасторжимой взаимной взрывной ненависти, которая, сцементированная страшной тайной, держит их вместе. Получилось смешно и горько, мудро и забавно.

Театр города Кимры прочел «Таланты и поклонники» как поэму эпохи вызревания модерна. Персонажи этой во всех смыслах театральной истории живут вне быта и житейских обстоятельств. Они живут внутри театра, среди обветшавших пыльных кулис, на мосту, повисшем над туманом. Влюбленный в театр Нароков - В.Бутаков и вовсе подолгу лежит в гамаке высоко над сценой. Такой же «нездешний» Петя Мелузов - В.Сухарев, кажется, тоже там неплохо бы себя чувствовал. Трагик Эраст Громилов-В.Ващенко вроде ходит по земле, но и ему земля - подмостки, с которых особенно убедительно звучат сценические монологи, читаемые им с упоением - он давно все свои чувства «переводит» на театральный язык, мало кому понятный и для многих смешной.

Великатов - Е.Сикачев, человек не обаятельный и невнятный, свою любовь к Негиной насквозь выдумал и в этом вымученном чувстве ни минуты не артистичен.

Вдохновенна, артистична и «полнозвучна» в призрачном мире театральных страстей только Александра Николаевна Негина.

Артистка И.Орел особенно точно следует режиссерской партитуре трагического вдохновения, напоминая по интонационному рисунку героинь Алисы Коонен (даже очевидная женская зрелость этой Негиной «работает» на замысел).

Порой сам замысел режиссера О.Лаврова и сценографа Г.Зубарева не достаточно внятен, но в этих зыбких «снах о театре» есть странная чарующая сила, особенно, если удастся «настроиться на волну».

Тверской театр юного зрителя отметил юбилей одного из ведущих актеров труппы Генриха Казарьяна сугубо бенефисным спектаклем - «Метеором» Ф.Дюрренматта.

Режиссер Адгур Кове, однако, сохранил философскую энергию пьесы, всю ее трезвость, отчего постановка порой напоминает шахматную партию. Вечная тема - последние вопросы к жизни перед бездной небытия, занимавшая многие великие умы, от Сократа до Льва Толстого, разрабатывается в спектакле мощно и остроумно.

Особенно интересны здесь, наряду с мудрым, обаятельным и бесстрашным главным героем, люди, не теряющие остроты реакций и страстности (суетный капиталист Великий Мюгейм Александра Романова или скептичная госпожа Номзен Галины Сергеевой).

Наиболее остро и противоречиво на фестивале был воспринят спектакль Ярославского театра драмы им. Федора Волкова по пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна», которому предпосланы два жанровых и смысловых определения: «драма в двух частях с разрывом» и «спектакль для взрослых» - последнее, пожалуй, наиболее существенно.

Пансексуальность, пронизывающая действие и чувствования героев, выражена открыто и обжигающе остро. Глумление над женщиной, выразившееся, в частности, в том, что, пытаясь в припадке ревности, так похожей на праведный гнев, застрелить жену, ревнивый муж разбудил в ней беспринципную эротоманку.

Пьеса, ставшая одним из шедевров эпохи модерна, режиссером Евгением Марчелли, сценографом Олегом Головко и художником по костюмам Светланой Матвеевой решена не в русле привычных аналогий с шехтелевскими интерьерами МХТ или особняка Рябушинского.

Модерн предстает здесь стилем агрессивным, надрывно черствым. Это освежает восприятие.

Незабываемы черно-белая гамма первой картины, фисташковый рояль возле красной кожаной стены или красные сюртуки мужчин, «растворяющиеся» на фоне той же стены, - во втором акте.

Подстать кричащей гамме интерьеров и сдавленная, но чреватая взрывами психопатия героев, равно виртуозно разработанная режиссурой и воплощенная актерами.

Как ни банально это звучит, но в спектакле нет проходных персонажей.

Истерзанный своей никому не нужной любовью к Екатерине Ивановне, готовый всем за это мстить, словно чеховский Соленый, жалкий и страшный Аркадий Ментиков, с глубинным трагизмом сыгранный Николаем Шрайбером. Пугающе наивная Лиза Ирины Веселовой. Все эти циники - художники, видные общественные деятели, одинаково бездушные и брезгливые, но всегда готовые грешить со смаком и упоением, среди которых мается ревнивец Стибелев - Владимир Майзингер - бесхарактерный и душевно рыхлый.

А рядом - натянутой струной - Екатерина Ивановна Анастасии Светловой, чья душа выгорает на глазах, а впереди - ничего, кроме смерти, которая не так страшна, мучительна и безобразна, как жизнь...

Фестиваль «Тверское золотое кольцо» долго будет помниться прежде всего потому, что многое в его программе звучало по-новому, с обжигающей искренностью и, кажется, давно забытой страстью.

 

P.S. Анастасия СВЕТЛОВА, исполнительница роли Екатерины Ивановны (Ярославский театр им. Ф.Волкова) была удостоена специального приза жюри «Золотой Маски». Поздравляем!

Фото предоставлены Тверским театром драмы, Тверским ТЮЗом, Ярославским театром драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.