Опера-перевертыш/ "Дон Жуан" (Большой театр)

Выпуск № 8-138/2011, Премьеры Москвы

Опера-перевертыш/ "Дон Жуан" (Большой театр)
«Дон Жуан» В.-А.Моцарта, поставленный в Большом театре Дмитрием Черняковым, стал одним из самых спорных спектаклей сезона. И не только из-за ажиотажа зрителей и неоднозначных отзывов критики. Сама постановка, сталкивающая разные эпохи, противоположные смыслы и контрастные явления, основана на споре, нескончаемом, как вечное движение.
Едва поднимается занавес, по залу пробегает ропот разочарования. Картина, возникшая на сцене, не оставляет сомнений в том, что действие «Дон Жуана» в версии Чернякова происходит не в XVIII веке, а в наши дни. Респектабельные апартаменты, модные костюмы, офисная элегантность...
Перенос старинного сюжета в современную эпоху - излюбленный прием оперной режиссуры, стремящейся примирить условность с достоверностью. Но преодоление оперной неправды чревато новыми нонсенсами. Герои «Дон Жуана», переселенные в XXI век, изъясняются с интонациями векаXVIII. В столкновении эпох рождается пространство, не менее далекое от реальности, чем оперная сказка.
Черняков осовременил не только внешний вид персонажей, но и либретто. Герои спектакля - люди солидного достатка и высокого социального статуса. Все - родственники. Так, Донна Анна причудливым образом обзавелась дочкой от первого брака Церлиной и двоюродной сестрой Донной Эльвирой. Наверняка этот ход понадобился режиссеру неспроста. Персонажи оперы, замкнутые в тесный семейный круг, судя по всему, связаны еще и страшной тайной. Порочная атмосфера пропитала богатое жилище давно и надолго. В первой же сцене Донна Анна так назойливо преследует бросившего ее Дон Жуана, что ни о какой чистоте и высоких идеалах речь в этом спектакле уже не пойдет. Преступлению Дон Жуана, убивающего Командора, наверняка предшествовали не менее ужасные злодеяния, возможно, совершенные самим Командором.
Мораль оперы, в XIII веке называвшейся «Дон Жуан, или Наказанный развратник», в новой постановке вывернута наизнанку. В насмешку превратилось и само наказание. Кладбищенскую статую «замещает» переодетый в Командора актер, нанятый «дружной семейкой» (роскошный бас Анатолия Кочерги звучит за сценой). Результат интриги - сердечный приступ героя-любовника. Разобравшись с неугодным, компания равнодушно покидает сцену. Дон Жуан явно не вписывался в тесный клан, без него спокойнее.
Режиссер оправдывает Дон Жуана, превращая его чуть ли не в героя-романтика, обреченного на одиночество в мире цинизма и расчета. В игре греческого певца Димитриса Тилякоса нет уверенной победительности. Его обаяние в другом - в мягкой интеллигентности, в задушевном пении. Самый проникновенный момент спектакля - канцонетта, исполненная mezza voce. Дон Жуан поет серенаду самому себе, вспоминая что-то сокровенное. Идеальные возлюбленные, захватывающие приключения - удел воображения. Наяву - скука и разочарование. Женщины, назойливо вьющиеся вокруг, жалки в своем маниакальном упорстве женить на себе Дон Жуана (об этом мечтает даже Донна Анна, чей жених Дон Оттавио, стильно исполненный Колином Бальцером, не проявляет к ней никаких чувств). Выдающемуся любовнику есть от чего впасть в депрессию.
Перевертыш работает на имидж героя - дерзкий соблазнитель становится прекрасным, а все вокруг - ужасны. Отталкивающему впечатлению способствуют несоответствие внешнего облика и музыки. Экстравагантная Церлина (растерявшаяся на сцене Большого театра Черстин Авемо) нервничает и дергается под изысканные пассажи красивой партии. Ей явно неуютно в откровенно коротких и тесных нарядах. Не сходятся с божественной музыкой ни вульгарная Донна Анна (активная и голосистая Сьюзан Гриттон), ни отчаянная Эльвира (обладательница могучего голоса Вероника Джиоева) - гламурная дамочка, превращающаяся к финалу в странницу, одетую во что попало. Переход из XVIII века в наши дни без проблем пережил один лишь Лепорелло (Гвидо Локонсоло иронично сыграл скептика и пройдоху, приспосабливающегося к любым обстоятельствам).
Расхождение изображения и звука странно еще и потому, что дирижер и музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис стремился к аутентичной манере исполнения партитуры и добился немалых успехов. А режиссер, невзирая на музыку, взялся поставить «немое кино» по собственному сценарию. Недаром эпизоды спектакля разграничивает черный занавес с белыми титрами, отсчитывающими дни и недели грустной истории. Проблемы стилей совсем не интересуют автора спектакля. Зато волнует незавидная участь исключительной личности, словно по недоразумению живущей в пошлом мире. Какое время, таков и «Дон Жуан».

Фото с сайта Большого театра

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.