Сплав фантазии и реальной жизни/"Принцесса и свинопас", "Балда" Детский музыкальный театр им.Н.Сац

Выпуск № 8-138/2011, Премьеры Москвы

Сплав фантазии и реальной жизни/"Принцесса и свинопас", "Балда" Детский музыкальный театр им.Н.Сац
Оперная и балетная труппы Детского музыкального театра им. Н.Сац показали одну за другой две премьеры: первая - опера В.Кобекина «Принцесса и свинопас», вторая - балет на музыку Д.Шостаковича «Балда». Созданы эти спектакли по совершенно не схожим между собой сказкам, хотя роднит их удивительный сплав фантазии и реальной жизни, в которой внешняя незатейливость сюжета оборачивается достаточно суровым уроком для персонажей. Найти точную интонацию для передачи изящной андерсеновской шутки и по-раблезиански сочной пушкинской сказки - дело непростое, и здесь театру можно отдать должное за отважный эксперимент, даже если он и не совсем удачен.
Опера «Принцесса и свинопас». У Андерсена название короче - «Свинопас», он главное действующее лицо, и это о его «воспитании чувств» говорится в сказке. В спектакле же главными персонажами оказываются... свиньи - Мавронья и Хавронья: они ведут интригу и, следовательно, определяют тон. Воздушная ткань андерсеновской сказки безжалостно разрывается, и спектакль становится похожим на тяжеловесный немецкий гроссфатер, изобилующий сомнительными шутками. В первую очередь, в этом повинны либреттисты. Слово «современный» в определении жанра спектакля отнюдь не означает «своевольный», а тут что ни фраза, то пример безвкусицы или претензии на остроумие. Так, принцесса сразу без обиняков объявляет: «Мой мир - утонченный гламур», и розовые свинки подытоживают: «Сказал бы ей народ простой - свинья свиньей»... Подобными благоглупостями обильно уснащен весь текст оперы, музыка которой лишь подчеркивает пороки либретто.
Глядя на финальную пляску персонажей под руководством двух свиней, с грустью вспоминаешь мудрую концовку сказочной притчи Андерсена: принц ушел к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь.
Вторая премьера - балет «Балда» - ожидалась с большим интересом: Дмитрий Шостакович и Владимир Васильев - два великолепных художника, да еще в озорной сказке Пушкина... Но началось все неожиданно. Театр подготовил необычную премьеру - «Сказки Пушкина в музыке и танце», состоящую из двух частей: литературно-музыкальной композиции «Сказка о царе Салтане» и одноактного балета «Балда». Что касается первой части, то она была задумана и исполнена почти безукоризненно. Большое оперное полотно Н.А.Римского-Корсакова предстало перед юной аудиторией в сжатой, по-молодому стремительной форме, не утерявшей при этом масштабности симфонического письма композитора (дирижер О.Белунцов). Этой полетности звучания во многом способствовал пушкинский текст в исполнении Т.Ханенко и А.Варенцова, но если актрисе удалось достичь гармоничного слияния с поэтическим строем сказки, то ее партнеру не хватало тонкости нюансировки, глубины постижения пушкинской образности. В целом литературно-музыкальная композиция вызвала ощущение той настоящей работы театра со своим зрителем, к которой всегда стремилась Н.И.Сац.
После аскетичной формы первой части представления зрительный зал буквально ахнул от бурлескного начала балета «Балда». Ярмарка бурлила и ходила ходуном в прямом и переносном смысле, главные же герои - Балда (С.Захаров) и Поп (Д.Круглов) без лишних проволочек заключили трудовой договор. Пестрый ярмарочный мир - музыкальный и пластический - мгновенно сменился картиной смертной скуки в поповском доме. И вот тут начались неожиданности: взаимоотношения Балды с пикантной Попадьей (Е.Лобачева) и взбаломошной Поповной (Н.Твердохлебова) вдруг (вопреки Пушкину) стали напоминать отношения Хлестакова с женой и дочерью городничего в «Ревизоре» Гоголя. Сцена обольщения заканчивается тем, что Балда вскакивает на Поповну, как на вьючное животное, и убывает за кулисы. А далее следуют эротические сны Попа с очаровательным Бесенком (А.Постникова) и Попадьи со Старым чертом (М.Подшиваленко), умело справившимся со всеми сложными поддержками. В следующей картине восхитительные чертовки во фраках и цилиндрах демонстрируют хорошую технику и, вероятно, иллюстрируют пушкинские строки: «Балда наделал такого шуму, что все море смутилось»... И, наконец, последняя картина - вновь ярмарка. Поп с Балдой быстренько рассчитались, причем ничего особенного не произошло, только свет замигал (ну, это, наверно, у Попа в глазах зарябило), и все принялись плясать. Балда лихо прокрутил большой пируэт, изящные чертовки победно ликовали ногами, и даже Поп принял участие в общем веселье. Финальный галоп. Все счастливы.
При чем же здесь Пушкин и его ироничная сказка, где в концентрированной форме выражена и наша вечная привычка надеяться на авось, и жажда купить на грош пятаков, и небоязнь самого черта, если это сулит барыш... Полно, разве вы не помните, как называл балет М.Е.Салтыков-Щедрин? «Организованная галиматья». А если серьезно, то стоит вспомнить утверждение Б.Асафьева: «Стремление через иронию во что бы то ни стало избежать идиллически простодушного отношения к русскому историческому прошлому нередко переходило лишь в насмешливое зубоскальство»...

Фото предоставлено Детским музыкальным театром им. Н.Сац

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.