Домовитая и неугомонная антреприза/"Русская антреприза" им.А.Миронова (г.Санкт-Петербург)

Выпуск № 8-138/2011, Гости Москвы

Домовитая и неугомонная антреприза/"Русская антреприза" им.А.Миронова (г.Санкт-Петербург)
С большим успехом прошли гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова на сцене Московского академического театра им. К.С.Станиславского. Гастроли театр посвятил двум юбилеям: 100-летию со дня рождения Марии Владимировны Мироновой и 70-летию - Андрея Александровича Миронова. Художественный руководитель театра им. К.С.Станиславского А.Галибин сказал: «Я считаю, что сейчас театры стали очень одиноки. Театры мало общаются. Мы рады, что участвуем в этом событии, которое напомнит, что театры когда-то дружили, ездили по стране с большими гастролями и существовали в едином театральном пространстве».
За 10 дней было показано 11 спектаклей: 7 произведений русской классики (Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, И.Гончаров, А.Островский, Л.Толстой, Л.Андреев), спектакль по С.Моэму, две постановки пьес В.Сигарева, моноспектакль Р.Фурманова, посвященный великим актерам питерской сцены. Провел гастроли Международный фонд поддержки культуры «Русский театр» при поддержке Правительства России, СТД России и губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко. И все-таки главная заслуга в проведении столь масштабных гастролей (много актеров, работающих в разных питерских театрах, огромное количество костюмов и декораций) принадлежит неугомонному художественному руководителю театра Р.Д.Фурманову.
«Неугомонный» - так называется одна из трех книг Фурманова, они продавались в фойе театра, а Рудольф Давыдович с удовольствием дарил и подписывал их своим многочисленным гостям и друзьям театра, которых встречал каждый день сам. А еще он любит называть себя «сумасшедшим антрепренером», вот и на пресс-конференции, посвященной гастролям, на мой вопрос, как формируется репертуар театра, ответил, что репертуар формируется только в голове одного сумасшедшего человека, который этот театр и создал. «Театр организовал душевнобольной человек, и весь репертуар был у него в голове с 1971 года. И эти гастроли были задуманы еще тогда. Мы доказываем, что театр может жить на свои деньги, нормальному человеку это в голову не придет», - сказал Рудольф Давыдович.
Фурманов, действительно, безумно с детства любит театр. Мальчику с плохой дикцией, которую не смогли исправить никакие логопеды (во время блокады рядом с четырехлетним Рудиком упала бомба), не грозила актерская карьера. Но это не помешало ему, советскому инженеру, стать уникальным советским антрепренером и все-таки играть на профессиональной сцене. Фурманов возил по всей стране многих великих актеров ХХ
века - от Николая Симонова до Андрея Миронова, устраивал творческие вечера Григория Товстоногова, дружил с Аркадием Райкиным. Все имена перечислить невозможно. По его подсчетам он провел за свою жизнь более пятидесяти тысяч концертов. При этом умудрился избежать внимания соответствующих органов, даже когда вылетел из партии.
Театр, который Фурманов создал в 1988 году, вернул скомпрометированному слову «антреприза» его нормальное театральное значение. Фурманов, влюбленный всю жизнь в актеров, набирает в свой театр на контрактной основе лучших мастеров питерской сцены, предлагая им роли в лучших произведениях классики, в основном русской. Он делает им предложения, от которых невозможно отказаться. Сергей Барковский играет у него Чарноту в «Беге» и Онуфрия в «Днях нашей жизни», Сергей Дьячков - Хлудова и Глуховцева в тех же спектаклях, а еще Погуляева в «Пучине», Сергей Русскин Иудушку Головлева, Чичикова и Плюшкина, Штольца в «Обломове», где великолепный Захар - Леонид Неведомский и Зоя Буряк - Пшеницына. Это только те роли, в которых актеры блеснули в гастрольных спектаклях. Как жаль, что невозможно назвать здесь всех замечательных петербургских актеров, играющих в спектаклях театра.
Даже несовершенство своей дикции Рудольф Фурманов обратил себе на пользу. В гастрольной афише было четыре спектакля с его участием. Замечательный, трогательный гипнотизер в спектакле «Детектор лжи» - вариант маленького человека, очень глубокий трагикомический образ, сыгранный в лучших традициях русской психологической актерской школы. Неизвестный в «Пучине» - зловещий искуситель главного героя, его «черный человек», почти фаустовский Мефистофель - гротескный характер. Медиум Гросман в «Плодах просвещения» - легкое театральное хулиганство. А в спектакле «Ах, какая это была удивительная игра!» он играет самого себя - Рудольфа Фурманова, беззаветно влюбленного в магическое искусство театра.
Театр-дом, существующий по законам контрактного театра, такое, оказывается, бывает возможным. Помыкавшись, как и полагается новому театру, по разным площадкам, «Русская антреприза» обосновалась на Петроградской стороне в помещении бывшего театра «Эксперимент». В петербургском архиве были найдены документы, удостоверяющие, что дом на Большом проспекте принадлежал деду Андрея Миронова - Семену Менакеру. 17 октября 1996-го состоялось открытие стационара театра. Ленточку перерезала Мария Владимировна Миронова.
Вместе с помещением театру была передана часть имущества, сохранившегося от театра Райкина. По иронии судьбы Фурманов нашел в нем маски Аркадия Райкина из его спектаклей 50-60-х годов. А в «Мертвых душах» райкинский принцип игры с масками уже использовался и обыгрывался новым театром в полной мере.
Фурманов - один из немногих художественных руководителей, который не боится театральных реформ и схем, потому что уже давно по ним работает.
Первым спектаклем театра «Русская антреприза» в далеком 1988 году стала «Старомодная комедия» А.Арбузова с Алисой Фрейндлих и Владиславом Стржельчиком. Затем были «Откровения Иннокентия Смоктуновского» и «Мертвые души» - спектакль, привезенный в Москву.
В афише гастролей были представлены работы разных лет. «Мертвые души» поставлены режиссером Владом Фурманом в 1993-м. А открывал гастроли спектакль «Дни нашей жизни» Л.Андреева режиссера Юрия Цуркану - премьера прошлого сезона.
При переносе сценического произведения на другую площадку неизбежны потери, тем более если сложные декорации вписаны в небольшое пространство. Художник пяти гастрольных спектаклей («Дни нашей жизни», «Пучина», «Рыцарь Серафимы», «Детектор лжи», «Плоды просвещения») Владимир Фирер - автор многоэтажных сложных сценических композиций, в которых важны и горизонталь, и вертикаль пространства. Все же театру удалось преодолеть эту проблему. Даже пространство «Детектора лжи» - маленькая тесная комната с лестничной клеткой наверху - казалось обжитым и уютным, как на родной сцене. А распахнутая, разомкнутая сценическая пропасть вокруг лубочного вертепа, из которого как черти из коробочки выскакивали герои гоголевских «Мертвых душ», еще и подыграла всему спектаклю.
В «Днях нашей жизни» наклонные плоскости, похожие на балки недостроенного здания, пересекают крест-накрест всю сцену. Первое действие происходит на Воробьевых горах, а кажется, что на крыше какого-то разрушенного дома. Герои спускаются и поднимаются по этим странным балкам, на которые даже невозможно поставить простой стул. Несколько раз, взявшись за руки, подходят к краю обрыва и замирают под звуки летящих в пропасть камней. Любовь, вера, «тихое семейство», в котором мечтает поселиться Онуфрий, и откуда его все время гонят, - все это - отсутствующая опора, и найти ее героям здесь не суждено.
Как и во всех спектаклях «Русской антрепризы», здесь великолепный актерский ансамбль. Тонкий, страдающий Глуховцев - Сергей Дьячков, трогательный и верный Онуфрий - Сергей Барковский, зловещая мамаша, торгующая дочерью, - Ирина Мазуркевич, загадочная возлюбленная Глуховцева Ольга - трепетная Полина Толстун. И еще две замечательные актерские работы - «клиенты» Ольги Николаевны: врач фон Ранкен - Сергей Кузнецов и подпоручик Григорий Иванович - Ярослав Воронцов. Не вызывающий поначалу особой симпатии фон Ранкен оказывается мягким и человечным, и даже вызывает некоторое сочувствие, а горячий и неуемный темперамент Григория Ивановича подкупает своей наивностью и простодушием.
Спектаклю, на мой взгляд, все же не хватает цельности. Пролог и эпилог со странной женщиной, что-то бормочущей на финском языке, звук выстрела за сценой в финале - для чего это, удалось понять, только заглянув в программку. Влюбленность героя в нежную тонкую барышню, оказавшуюся «дамой полусвета», его попытка самоубийства - все это было в жизни самого автора, который последние годы своей жизни провел в доме, где сейчас находится театр, а умер в Финляндии, ставшей по сути для него «землей обетованной», той самой точкой опоры, к которой стремятся его герои. Все это оказалось за скобками спектакля, что не умаляет его достоинств.
В «Пучине» режиссер Ю.Цуркану загоняет героев в безысходную «одиночную камеру», из которой, кажется, уже невозможно выбраться. Герои попадают в нее в силу жизненных обстоятельств. Комната, где происходит действие, - серая коробка с белым светящимся шаром, который опускается по мере того, как стены комнаты сужаются, создавая все более давящую атмосферу. Это история бедного студента, расстающегося со своими иллюзиями, не выдержавшего искушения и продающего свое доброе имя, да и саму душу зловещему незнакомцу. Тонко и точно проводит Евгений Баранов своего Кисельникова по всем мукам его личного ада. И все же надежда и та самая «точка опоры» в этом спектакле есть. Они в том покаянии, которое приводит героя к решению, расставшись с иллюзиями, все же терпеливо до конца жизни нести свой крест.
Такие же светлые чувства, несмотря на трагичность повествования, оставляет и спектакль «Рыцарь Серафимы», поставленный Ю.Цуркану по мотивам первой редакции пьесы М.Булгакова «Бег». Снова лестницы и деревянные перекрытия, перечеркивающие сценическое пространство острыми углами. В центре - деревянный помост, похожий на плаху, место казни, лобное место. И снова каждый актер и его персонаж подаются крупным планом. Сергей Дьячков - Хлудов, Родион Приходько - Голубков, Сергей Барковский - Чарнота, Инна Волгина - Люська, Лев Елисеев - Крапилин, Владимир Матвеев - Корзухин. И, конечно, нежная и хрупкая Серафима - Нелли Попова. Ее верные рыцари - не только Голубков, но и Хлудов (потрясающая, мощная актерская работа), и бесшабашный, неистовый Чарнота. Не случайно в голосе Корзухина, предающего Серафиму, проскальзывают визгливые бабьи ноты. Правда, и он своего рода рыцарь. Вдохновеннейший монолог, воспевающий его кумира - доллар, Корзухин произносит на одном дыхании, преодолевая деревянные конструкции. Сцена игры в карты Чарноты и Корзухина - фантастический актерский дуэт. Одерживая победу, Чарнота взлетает куда-то вверх, как в конной атаке в каком-то совершенно неистовом порыве сил, эмоции, энергии.
Любовь - это то, что остановит страшный, разрушительный «бег». Любовь к Серафиме, любовь к России, которая приведет Хлудова к возращению, к будущей искупительной мученической смерти.
«Все, что тебе нужно, - это любовь», - главная музыкальная тема спектакля «Красотка и семья» по Сомерсету Моэму, ироничного, легкого в режиссуре Влада Фурмана.
Все спектакли «Русской антрепризы» очень музыкальны. Не случайно театр носит имя актера, для которого музыка имела очень важное значение. Композитор Михаил Мокиенко для ряда спектаклей подбирал музыкальное оформление. В каждом из них есть главная музыкальная тема. Невозможно забыть тревожные вариации на тему Антонио Сальери, которыми пропитано действие «Дней нашей жизни», щемящий вальс из «Рыцаря Серафимы» или трогательную мелодию из «Детектора лжи».
В гастрольной афише было пять спектаклей Влада Фурмана, и все они - о любви, иногда болезненной, самоуничижительной, вовсе не спасительно-прекрасной, как в «Гупешке», или - о ее отсутствии, как в страшных, пронзительных «Господах Г...» с Иудушкой Головлевым, сыгранным Сергеем Русскиным в лучших традициях русской психологической школы. В «Мертвых душах» три актера - Сергей Русскин, Николай Дик и Алексей Федькин сыграли 12 персонажей бессмертной гоголевской поэмы, виртуозно меняясь ролями, перебрасывая другу сценические образы, почти мгновенно перевоплощаясь, но и иронично, отстраненно представляя своих героев. Калейдоскоп сцен сменяет друг друга в стремительной гротескной гоголевской фантасмагории. Вот Чичиков - Алексей Федькин выслушивает Плюшкина - Сергея Русскина. С каким упоительным актерским наслаждением представляет нам Русскин эту «прореху на человечестве». Но вот Плюшкин вспоминает о приезде дочери и о том, что все его знакомые давно с ним «раззнакомились», и такие живые человеческие нотки звучат в этой, казалось бы, давно мертвой душе! Вот актеры исчезают ненадолго из нашего поля зрения, и перед нами уже С.Русскин - Чичиков, а Николай Дик - Коробочка. Новый дуэт, полный неожиданных поворотов, за которыми трудно уследить.
Влад Фурман, Юрий Цуркану и Сергей Русскин - ученики Георгия Товстоногова, студенты его последнего курса. В многообразии гастрольной афиши четко прослеживался единый стержень. «Русская антреприза» им. Андрея Миронова» чтит традиции русского психологического театра, имеет крепкие театральные корни.

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.