Правда и поэзия/Борис Гранатов (Вологда)

Выпуск № 8-138/2011, Лица

Правда и поэзия/Борис Гранатов (Вологда)
На сцене Вологодского театра для детей и молодежи 16 апреля состоялся праздничный вечер «Нам 100 лет!..», посвященный 35-летию театра и 65-летию его художественного руководителя, народного артиста России Бориса ГРАНАТОВА.
Его «роман» с Вологодским театром для детей и молодежи начался в 1985 году. Через три года своей работы главным режиссером Борис Гранатов уезжает из Вологды на двухгодичную стажировку в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина к Юрию Еремину. По окончании стажировки снова возвращается в северный областной центр, где с тех пор работает в качестве художественного руководителя Театра для детей и молодежи, который неофициально так и называют - «театр Гранатова».
Родился и вырос Б.А.Гранатов в Киеве, в театральной семье, в доме, примыкавшем к Русскому театру им. Леси Украинки. Списанные декорации, стоящие на задворках театра, прекрасно подходили для мальчишечьих игр. Иногда маленький Борис выходил на сцену, играл маленькие роли в эпизодах или массовках. В шестнадцать лет он уже работал в этом театре помощником гримера. Мечту об актерской профессии реализовал не сразу. Сначала закончил педагогический - факультет сурдопедагогики. После института - армия. В Днепропетровское театральное училище был принят в 25 лет. Потом - работа актером и ассистентом режиссера ТЮЗа в Ростове-на-Дону у Юрия Еремина. По совету Еремина поступил на Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Затем Еремин пригласил Гранатова уже к себе в Ростовскую драму. Здесь он и познакомился со Степаном Зограбяном, художником-сценографом. Это знакомство переросло в дружбу и творческий дуэт. Со временем к дуэту присоединилась Ольга Резниченко, художник по костюму. Втроем они сделали более шестидесяти спектаклей.
Режиссура Гранатова тяготеет к условно-эстетическому театру, к стилизации, к образному прочтению драматургии, в которой главным становится поэтическая театральность. Его спектакли рождаются из визуального образа, где важны знак, символ, при этом не отменяется психологизм, подчиненный живописно-декоративному началу. Спектакли Гранатова - фантазия, карнавал, атмосфера таинственности, но в то же время им присуща четкость, концептуальная ясность. Режиссер выражает собственное отношение к миру, к человеку, в этом мире живущему, к искусству, которое он создает, поражая глубиной прочтения драматургии.
Для сложившегося мастера, каким является Гранатов, главное удовольствие и принцип - это работа с классикой, с вечными сюжетами, непреходящими вопросами. Своими спектаклями он доказывает, что нет сегодня живого ощущения классики без сдвига в ее восприятии, как и не может быть полноценного ее прочтения без родства с нею. Обращение режиссера к драматургии А.П.Чехова на разных этапах творческого пути доказывает, что этот автор для него глубоко принципиальный. Гранатов расширяет чеховские смыслы новыми содержательными мотивами, вырывается за рамки текста, вводит их в новую плоскость, гармонично вписываясь в общетеатральный контекст. Б.Гранатов строит свой «Вишневый сад» (2008) на слиянии психологического реализма и условной театральности, которая не лишает спектакль поэтической силы. Он словно следует предложенной Чеховым новой драматической форме - «Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно». Одно из новаторских решений спектакля - старый слуга Фирс - воплощение Сада, его символ, душа, отображение. Он - дух умирающей усадьбы, ее странный призрак, тень. Такой образ требует особой пластики и тонкой душевной организации, поэтому Б.Гранатов вверяет эту роль женщине - А.Кленчиной, заостряя тему уходящей Красоты и Гармонии.
Обращение режиссера еще к одному из русских классиков - Н.В.Гоголю - посвящено 200-летию со дня рождения великого писателя. Спектакль Б.Гранатова «Панночка» (2008, пьеса Н.Садур по повести Н.Гоголя «Вий») наполнен философскими смыслами - противостоянием живого и мертвого, зла и добра, судьбы и выбора. Режиссера интересуют категории, выводящие сюжет в другую реальность и которыми насыщены произведения Н.Гоголя - мистика, фантасмагория. Несмотря на это, атмосфера в спектакле «Панночка» полна жизни. Жанровые сцены козацкого хутора, их особый колорит, оригинальная декорация деревянного сарая с опилками, украинский говорок персонажей, эмоциональная окраска образов соседствуют с идеей любви, свободы и выбора.
Мистические мотивы видения, сна подхватываются режиссером в его следующем спектакле «Дорога» (2009, пьеса В.Балясного по мотивам поэмы Н.Гоголя «Мертвые души»). Гранатов вдохновляется темой художника-творца, создающего свое великое произведение вдали от родины, под южным солнцем Италии. Отказываясь от конкретного образа великого писателя, режиссер трактует главного персонажа пьесы - Гоголя как Автора (В.Теплов), вступающего в сложные отношения с героями своей знаменитой поэмы, которые являются к нему в кабинет и ведут себя по-хозяйски.
Самая волнующая тема любви всегда присутствует в спектаклях Б.Гранатова. В спектакле «Последняя любовь (В тени виноградника)» (2009) она соединяется с темой одиночества пожилых людей. Режиссер, отказываясь от бытового театра, предлагает форму «театр в театре», где артисты изображают персонажей пьесы и их исполнителей. Он дает возможность артистам импровизировать, и у зрителей возникает ощущение репетиции спектакля, его рождения. Актеры не случайно располагают свои листы с текстами роли на пюпитрах. Б.Гранатов поднимает театральную, драматургическую тему в музыкальную сферу и соединяет ее с высшей духовностью - Библейской притчей о царе Соломоне и Суламифи, положенной в основу любви героев спектакля - Гарри (А.Межов) и Этель (В.Бурбо). История уже не молодых главных персонажей проходит на протяжении суток: случайное знакомство и внезапно вспыхнувшая взаимная любовь круто меняют их жизни. Лейтмотивом в спектакле звучит известная песня «Summertime» композитора Джорджа Гершвина, комментируя и акцентируя каждую сцену. С первым появлением актеров она звучит в академическом вокале. Постепенно темп действия нарастает, ритм становится напряженным, и песня реагирует на происходящее, вплетая в себя то аккорды еврейской народной музыки, то испанские мотивы хабанеры и фламенко, то звучит в стиле джаза. Пространство вслед за чувствами героев преображается в яркое, праздничное. Драматическая история постепенно перерастает в поэзию, притчу...
В спектаклях, поставленных Б.Гранатовым за последние пять лет, отчетливо просматривается репертуарная политика Театра для детей и молодежи, направленная на воспитание подрастающего поколения. Это личный ответ режиссера в сегодняшних поисках «национального достояния». Как художественный руководитель театра, он выбирает для своих постановок тот драматургический материал, в котором, в первую очередь, поднимаются нравственно-этические вопросы. Будь то пьесы классиков или современных драматургов.
Желание разобраться, что происходит с сегодняшними молодыми людьми, - критерий, которым руководствовался Гранатов при выборе материала для постановки «Отцов и детей» А.Шапиро (2006) по одноименному роману И.С.Тургенева. Героев спектакля Евгения Базарова (С.Вихрев) и Аркадия Кирсанова (А.Камендов) режиссер смело интерпретирует как наших современников. Но это нисколько не меняет концепцию литературного произведения. В спектакле отчетливо прослеживается конфликт поколений, проблемы, поднятые великим писателем. И что немаловажно, режиссерскую трактовку принимают «на ура» не только школьники, но и педагоги, обычно ратующие за достоверное прочтение классики. В 2007 г. спектакль «Отцы и дети» был отобран среди лучших провинциальных спектаклей России для участия в фестивале «Реальный театр» в Нижнем Новгороде.
65-летию Великой Победы Б.Гранатов посвящает постановку пьесы В.Розова «Вечно живые» (2010). Он выстраивает свой спектакль на органичном синтезе психологизма и театральности, реальности и поэзии. В спектакле словно сменяются страницы семейного альбома с фотографиями людей, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, где перед каждым стоит острая проблема нравственного выбора.
К X Международному театральному фестивалю «Голоса истории» Б.Гранатов ставит «...Забыть Герострата!» Гр.Горина (2010). В 1986 году на сцене театра им уже была осуществлена постановка этой пьесы. Тот спектакль был создан как политический памфлет середины 80-х. Сегодня Гранатов поставил иной спектакль, сместив жанровые акценты. Вновь обращаясь к этому материалу, Гранатов еще теснее соединил трагическое событие античности с нашими днями, с их терактами, политическими провокациями, как повторение событий истории, превратив их в фарс. На первый план выходит извечная тема - закон, власть и человек. Режиссер обличает степень разложения режима, деградацию государственной идеи. В этом ярком театральном спектакле оживает атмосфера нешуточной борьбы между стремлением к власти с бескомпромиссностью, где честность и справедливость не в силах отстоять свои права.
Тема непонимания между юным поколением и взрослыми, растрачивающими свои физические и душевные силы на собственный успех и благополучие, раскрыта Гранатовым в недавней премьере «Сыроежки. Кораблекрушение». Сцена Вологодского театра для детей и молодежи стала дебютной площадкой для литературного сценария Ксении Драгунской, Работая с авторским текстом, Гранатов не выкинул из него ни строчки - художественная поэтичность ремарок значима не меньше, чем реплики. Режиссура Гранатова - это стихия нарочитой театральности, игрового театра: игра отношений, игра интонаций. В «Кораблекрушении» режиссер верен своей излюбленной форме - «театру в театре», где артисты будто бы репетируют пьесу: то читают с листа, отыгрывая реакцию зрителя, то погружаются в сюжет и в драматические характеры.
Гранатов определил жанр своего спектакля как «трепетная история для чтения». Это история о настоящей дружбе, где ее герои размышляют о доброте и сострадании, о любви, о поиске смысла жизни и о главном, что бывает не у всех людей, - настоящем честном слове... История двух подруг из дачного поселка - Ани (А.Данченко) и Амаранты (В. Парфеньева), познакомившихся при странно-загадочных обстоятельствах с его новым жителем - Человеком (Э.Аблавацкий). Родственникам девочек общение детей со «странным немолодым дядькой» кажется подозрительным. А девчонки тянутся к Человеку, проводя все время в его обществе, и даже самое невероятное рядом с ним становится возможным. Ведь он утверждает, давая подругам «честное слово», что раньше в этих местах было море, а потом ушло. И предлагает Ане и Амаранте найти этому доказательство - старый заброшенный маяк. Целыми днями дружная компания бродит по лесам и полям в поисках маяка. И однажды находит его. Но цена «честного слова» оказывается слишком высока: родственники девочек жестоко избивают Человека, сжигают его дом, а сам он вынужден уйти из поселка...
Обыденная жизнь дачного поселка разыгрывается в пространстве репетиционного зала, в котором собираются артисты на читку пьесы. Сценография спектакля проста, но многообразно функциональна. Это и длинный стол на колесиках, трансформирующийся то в дом Человека, то в небольшой мост через деревенскую речушку, то в обеденный стол на даче у Ани. И небольшая «школьная» доска, на которой персонажи рисуют мелом план поселка, смешные портреты его жителей, окрестные леса и поля, что помогает зрителю вообразить место действия. И стремянка, преображающаяся в сосну, на которую взбирается одна из главных героинь спектакля. И венские стулья, которые служат персонажам то балконом, то автомобилем, то дверью в детскую комнату. И велосипед Сани-Лисапеда (А.Камендов) - колесо с рулем, превращающееся в деревообрабатывающий станок. А мелкие бумажки, разлетающиеся от крутящегося колеса, даже, кажется, пахнут свежей стружкой... На стене в «доме» Человека есть «невидимая» картина, на которой нарисовано то ли море, то ли лес, то ли небо... Но, если смотреть на картину умеючи, то на ней можно увидеть лицо женщины, которую Человек любил и потерял...
В организации материала у Гранатова видно стремление к знаковости, к обострению образности, к их четкой фиксации. В его спектаклях знаком может стать любое слагаемое постановки - бытовой предмет, танец, музыка, свет, вычлененное из реплики слово, или даже кто-нибудь из персонажей, наделенный режиссером особенным значением. При этом не отменяется психологизм, слияние правды и поэзии дает возможность ввести зрителя в общую эмоциональную атмосферу спектакля. Где форма «дышит», согретая внутренним содержанием, а художественная выразительность, содержательно емкая, открывает возможности эстетического освоения материала.
Художественный опыт Бориса Гранатова характерен для «оседлого» режиссера, много лет работающего в провинции, вписывающегося в общетеатральный контекст и рассчитывающего на определенного, постоянного зрителя, открытого его художественным ходам.
 
Фото предоставлены Вологодским театром для детей и молодежи

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.