Соня, Нина, Нора... Надежда/Галина Короткевич (Санкт-Петербург)

Выпуск № 8-138/2011, Лица

Соня, Нина, Нора... Надежда/Галина Короткевич (Санкт-Петербург)
Юбилей одной из старейших актрисы Петербурга, народной артистки России Галины КОРОТКЕВИЧ отпраздновал 18 марта Театр им. В.Ф.Комиссаржевской.
Потомственная актриса пришла в драматический театр после балетной школы, которой руководил знаменитый педагог Борис Фенстер. В Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии ее театральным педагогом был мхатовец Борис Сушкевич, возглавлявший Новый театр (нынешний театр Ленсовета). Война прервала занятия в институте, и по путевке комсомола Галина Петровна была направлена в концертную бригаду при Ленинградском доме Красной Армии. Выступала на Волховском, Ленинградском и Ладожском фронтах, выезжала на самые трудные участки передовой, давала концерты в воинских частях у Пулковских высот, во время боев под Синявино, ночами - на Ладоге по «дороге жизни». В Новом театре сыграла Софью в «Горе от ума», Полиньку в «Доходном месте», Нину в «Маскараде», Лауру в «Каменном госте», Нору Ибсена. С приходом в театр Николая Акимова (1952) талант актрисы выразился особенно ярко и полно в главных ролях его знаменитых постановок: в «Тенях» М.Салтыкова-Щедрина, в «Деле» А.Сухово-Кобылина и «Весне в Москве» В.Гусева. После экранизации последнего на «Ленфильме» актрису узнала вся страна.
На ее спектакли приезжали из Москвы Рубен Симонов и Юрий Завадский, ее талантом восхищались Александр Вертинский и Леонид Утесов, Николай Охлопков и Аркадий Райкин. Но главным режиссером своей жизни актриса считает Николая Акимова: именно в его постановках она стала настоящей звездой. На сцене Театра Ленсовета актриса играла героинь и в спектаклях Натальи Бромлей. Актерское искусство у нее в крови. «Как жаль, что в такой талантливой семье актрисой стала только Галя Короткевич», - написал в книге воспоминаний знаменитый актер Александринки Скоробогатов. Вместе с бабушкой Галины Петровны он играл в любительском театре Обуховского завода. Известным музыкантом был и дед, который играл на органе и руководил хором собора Святой Екатерины на Невском. Отец закончил консерваторию по классу скрипки. «Он был очень красивым и очень легкомысленным человеком и вместо того, чтобы пойти в Мариинский театр, куда его звали, пошел в ансамбль ресторана, - говорит Галина Петровна. - Я знаю, что похожа на него в каких-то чертах и всю жизнь этому сопротивляюсь». Ее мама, Валентина Муравьева, царила на эстраде, а после окончания консерватории выступала на сцене музкомедии. Не удивительно, что ее дочка Галя все школьные годы училась классическому танцу. Преемственность тут не оборвалась, и уже дочка Галины Петровны и народного артиста России Иосифа Конопацкого - Ирина - заслуженная артистка России - в труппе Балтийского дома. Подрастает внучка Катя: окончив музыкальную школу им. Петрова по классу фортепьяно, она тоже учится танцам.
Для юбилея легендарной актрисы Театр им. В.Ф.Комиссаржевской выбрал пьесу Ганны Слуцки с эксцентричным названием «Шесть блюд из одной курицы». Сыграть роль властной мамочки, устроившей на свой вкус не только карьеру, но и личную жизнь сына, - задача не из легких. Только не для артистки, чья слава взлетела еще в 1950-е.
- Так получилось, что после шести десятка лет сценического успеха и массы сыгранных ролей, я оказалась в простое. В такой ситуации, чтобы остаться в приличной форме и не скиснуть, нужно иметь большую силу воли, выдержку, мужество, юмор, оптимизм, видимо, это мне свойственно. Я очень много выступала с творческими вечерами от Ленконцерта. И вот, в пору глубокой осени моей жизни, наконец, получила очень интересную роль. Таких, как моя героиня, я в жизни встречала - тех жен и матерей, которые лихо делают карьеру своих мужей и детей. Эти женщины в буквальном смысле готовы были на все ради благополучия близких. Моя героиня совершает чудовищные поступки во благо мужа и ребенка, не считаясь с совестью. Ее можно осудить, но мне этого делать не хочется. Такое в жизни есть, и для меня это важно. Говорят, любовь слепа. Это про мою героиню и это для меня очень важно. Она, действительно, безумно, страстно, самозабвенно любит своего сына.
На первый взгляд, это острая комедия, но по сути - психологическая драма. Мне бы очень хотелось, чтобы, несмотря ни на что, зритель полюбил мою героиню, как полюбила ее я. И, осуждая, в результате ее понял. Моя героиня мне тем более интересна, что со мной не имеет ничего общего. Я - другая. Долготерпеливая и многопрощающая. Я никогда не умела организовать ни свою жизнь, ни, тем паче, свое положение. Жизнь сурова. Нужно не только отдавать присущие тебе способности, дарования, нужно уметь распределять силы, ставить цель и достигать ее. Утешает, что за все 62 года на сцене, мне думается, я ни разу театр не подвела. В это трудно поверить, но меня до сих пор люди узнают на улице. Недавно на улице женщина мне сказала, что не может забыть моей «Миллионерши» в Театре Комиссаржевской. Это было на Невском, у перехода, и рядом стоящая женщина воскликнула: «А я еще помню Нору в Театре Ленсовета!»
- Нынешняя героиня как-то перекликается с той Миллионершей?
- Получается новая Миллионерша. Только там мне досталось наследство от отца. А здесь моя героиня - новая русская - миллионы нажила, бог весть как, сама. Ту я сыграла 786 раз, хотелось бы, чтобы и эта роль полюбилась зрителю.
- Так что если не в жизни, то на сцене вы ощутили вкус богатства.
- Наша профессия такова: дает огромную амплитуду человеческих состояний - от нищенки до королевы. Есть еще образ мышления, когда ты головой все додумываешь, сочиняешь и перевоплощаешься. И потом, не последнее значение имеет школа. Моим учителем был известный педагог и режиссер Б.М.Сушкевич. Школа тогда была очень серьезной, на этюдах пьеса разбиралась подробно. Очень важно понять мотивацию поступков героя. Иначе я играть не умею. Вот и теперь, обдумывая новую пьесу, все лето занималась тем, что задавала себе вопросы.
- У вас, наверно, было много поклонников...
- Не считала.
- А мужей?
- Два. Первый по молодости, по глупости, а второй - по любви - Ося Конопацкий.
- Да, вы просто святая!
- Я совсем не святая. После развода мы сохранили отличные отношения. Когда мы с ним расстались, я зареклась выходить замуж. Но однажды передумала. По пути на свидание внушала себе: «Я выйду замуж, я выйду замуж, я выйду замуж». Но как только увидела его с цветами, выпалила с лету: «Сашенька, я никогда в жизни не выйду за вас, пойдемте в ресторан, танцевать будем». На его вопрос, отчего я так жестока, я ответила: «Вы благословите этот момент, все другое было бы неправдой. Так отпразднуем нашу не-помолвку!» Замечательный был человек. Профессор, военный. Интересный. Только театр не любил. Меня он всю жизнь любил.
- Мне известно, что большинство актрис, чья судьба пересеклась с Николаем Акимовым, не могли остаться равнодушными к этому уникальному человеку. Вы тоже были влюблены в него? По-моему, все женщины при встрече с ним должны были влюбляться в него. Он же был магнетической личностью. Он вас сделал звездой своих знаменитых постановок в Театре Ленсовета.
- Он был для меня богом. Авторитет? Это нечто большее. Великое счастье в моей жизни. Судьба одарила меня счастьем общения с этим человеком до конца его дней. Такого отношения к себе, благороднейшего, рыцарского, я никогда не испытывала. Мне повезло в жизни. Я бываю счастлива, когда есть отдача. Я ощущаю ее по зрительской реакции. В спектакле «Утоли моя печали» моя роль, хотя и маленькая, но очень дорогая. Там моя героиня умирает от безразличия близких. Сердце не выдерживает их равнодушия. Это так жизненно и узнаваемо. Родного человека легче обидеть, больнее ранить: потому что простит. Порой после спектакля ко мне приходят мужчины и просят прощение за своих матерей. Ведь каждый человек - чей-то ребенок. Я говорю об этом, потому что это самое дорогое. Наша сценическая работа остается только в сердцах.
- Театр им. В.Ф.Комиссаржевской, на сцене которого вы уже почти полвека, известен своей необыкновенной атмосферой. Как вы думаете, в чем его уникальность?
- Думаю, что наш театр имеет столь человечную ауру, потому что рожден в блокаду. Сужу по собственному опыту. Огромный след в моей душе оставила война и работа на Ленинградском фронте. Человеколюбие, отдача зрителю - все оттуда. Теперь трудно представить, как я танцевала перед солдатами в сорокаградусные морозы в легком платьице на передовой. Такое не забывается...
 
Фото предоставлены Театром им. В.Ф.Комиссаржевской

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.