Портрет на фоне времени/Александр Плетнев (Калуга)

Выпуск № 8-138/2011, Лица

Портрет на фоне времени/Александр Плетнев (Калуга)
Мы познакомились лет десять назад в Ярославле на Волковском фестивале. Первая встреча была довольно экзотичной: она случилась на радио в 6 часов утра. Мы оба были приглашены, чтобы комментировать фестиваль, рассказывать о спектаклях, может быть, и поспорить о чем-то между собой... Александр ПЛЕТНЕВ был изначально «наточен» на полемику, несогласие, показался мне колючим, малоконтактным. Собственно, мне-то спорить с ним было не о чем, его спектакль должны были показывать только вечером, а в том, что довелось увидеть прежде, почему-то мы оказались удивительно единодушны. И оба были этим как-то смущены и немного изумлены.
Спора, конфликта не получилось, но получилась с этого момента крепкая дружба, которая укреплялась и проверялась годами.
Вечером я увидела спектакль Александра Плетнева - «Игроки» Н.В.Гоголя, и была покорена и его очень простой, но очень точной режиссурой, и замечательным актерским ансамблем. Фрагменты этого спектакля показывали в Москве на юбилейном вечере, посвященном 125-летию Всероссийского театрального общества (СТД РФ) на сцене Малого театра. А тогда, в Ярославле, я видела Калужский драматический театр, можно считать, впервые, потому что давние впечатления как-то уже подзабылись, а работ Плетнева видеть еще не доводилось. К тому времени он уже почти пять лет работал в театре, четыре из которых - в качестве главного режиссера. И пригласил меня в Калугу посмотреть его постановки.
Я отправилась туда с удовольствием и с надеждой - первое впечатление было не просто отрадным, но вселяло подлинный интерес к тому, что делает этот молодой режиссер, такой колючий на первый взгляд, и такой ранимый, тонко чувствующий на самом деле. И, должна сказать, таких чеховских «Трех сестер», как у него, я прежде никогда не видела.
Все решение спектакля шло через военное окружение Прозоровых, привычное с раннего детства, естественное и единственное. Вальс, который танцевали в интермедиях солдаты друг с другом, производил впечатление светлое и в то же время очень горестное, потому что сразу становилось ясно, что миновала какая-то особая эпоха в жизни этих трех сестер и их брата, и началась совершенно иная - непривычная, к которой надо как-то приспосабливаться, «прирастать», потому что жизнь идет своим чередом, и уже минул год с кончины отца... Я буквально влюбилась в артистов Калужского драматического, высоко оценила мышление и чувствование режиссера - поняла, что здесь, в этом театре, мне будет интересно все и всегда. Даже если не произойдет волшебного совпадения, и я буду спорить с чем-то в творческих взглядах Александра Плетнева.
А спустя несколько месяцев мы встретились в Вологде, на фестивале «Голоса истории», куда Калужский театр привез спектакль «Лодка» по старинной русской пьесе, считающейся началом отечественной драматургии. Эта незатейливая пьеса о разбойниках, игравшаяся на улице, к тому же под проливным дождем, который ничуть не уменьшил количество зрителей, сжавшихся под зонтами, произвела фурор - настолько необычно и настолько просто была она поставлена, настолько современно прочитана, что у Плетнева в Вологде появилось огромное количество поклонников...
Шли годы, мы встречались довольно часто, я приезжала в Калугу, словно к себе домой, с радостью и ожиданием новых встреч с замечательной труппой, с работами Александра Плетнева. Он нередко приезжал в Москву, и иногда мы вместе отправлялись в гости к его учителю, глубоко уважаемому и почитаемому мною режиссеру Борису Гавриловичу Голубовскому. Мы с Борисом Гавриловичем вспоминали далекие времена, когда он работал в Московском ТЮЗе, когда только еще возглавил Театр им. Н.В.Гоголя, а Плетнев жадно слушал, подробно расспрашивал о тех давних спектаклях, которых никогда не видел. Там, в печально прославленном Юрием Трифоновым Доме на Набережной, где жил Голубовский, Плетнев как будто снова чувствовал себя учеником, и было немного забавно наблюдать, как сходит с него, словно шелуха, «режиссерская самоуверенность», без которой главному режиссеру непросто, и возвращается что-то мальчишеское, неустоявшееся, несформированное...
И вот уже прошло 15 лет с той поры, как Александр Плетнев перешагнул порог Калужского драматического театра. 14 из них он является главным режиссером, творческим «движком» этого коллектива. Много это или мало? Если судить по количеству поставленных спектаклей, по обновлению труппы - очень и очень много. Если задуматься о том, что еще не сделано, о чем Плетнев иногда «проговаривается», - получается, что не так уж и много. Но ведь он работает и в других городах, в Саратове, Орле, Владимире, где его спектакли всегда вызывают не просто интерес, а порой горячие споры, порой - безоговорочное приятие.
Был один интересный и, как представляется, важный случай в режиссерской практике Александра Плетнева. Впрочем, почему режиссерской? - такие эпизоды, на мой взгляд, свидетельствуют и о человеческой, личностной практике.
В Центр поддержки русского театра за рубежом Союза театральных деятелей России обратился Тираспольский драматический театр. 15 лет здание находилось на реконструкции, редкие выезды на плохо оборудованные площадки со старыми спектаклями, растренированная труппа... И вот пришло время по случаю 15-летия провозглашения Приднестровской республики распахнуть двери нового театра для жителей и гостей города. Но что окажется за распахнутыми дверями? Признает ли Приднестровье свой театр после стольких лет прозябания? Директор театра Мария Кырмыз была в отчаянии - срочно был нужен режиссер, который поставил бы яркий, запоминающийся спектакль, способный свидетельствовать о втором рождении театра. Очень хотелось бы, чтобы поставлена была комедия Бомарше «Женитьба Фигаро». Незадолго до того я видела «Женитьбу Фигаро» в Калуге - спектакль был ярким и веселым, атмосфера его пьянила, словно бокал шампанского. Сроки в Тирасполе поджимали, помочь было необходимо, и, набравшись духу, я позвонила Плетневу. Рассказала ему о бедственном положении театра, о необходимости спектакля к празднику, о горькой судьбе русских театров за пределами России вообще и... режиссер выехал в Приднестровье. В кратчайшие сроки он успел настолько влюбить в себя труппу, администрацию театра, что начались разговоры о том, что хорошо было бы переманить его вообще в Тирасполь, что о другом режиссере они и не мечтали. Работа была трудной - и с труппой, и с цехами, и с монтировщиками Плетневу пришлось помучиться, но зато результат был великолепен! Я помню премьеру в Тирасполе - оживленную толпу зрителей, счастливых артистов и предельно вымотанного, но счастливого Александра Плетнева, который подарил городу не просто хороший спектакль, но ощущение того, что есть у них свой театр, в котором будут премьеры, будут спектакли, в который они будут ходить и водить своих детей и внуков...
Конечно же, Плетнев вернулся в свою Калугу и, словно голодный, набросился на работу со своими любимыми артистами. Мне трудно сейчас восстановить хронологию, да и вряд ли это нужно, но о таких его спектаклях, как «Завтра была война» Бориса Васильева, «Если любишь - найди...» (пластический спектакль по мотивам фильма «Бал»), «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Герой» Синга (относящийся к числу моих далеко не самых нелюбимых, о котором мы с Плетневым спорили чуть ли не до крика) - заговорили далеко от Калуги. А последний театральный сезон (юбилейный, пятнадцатый у Плетнева) стал отмечен сразу тремя поистине событийными работами режиссера - это «Похождения Шипова» Булата Окуджавы, «Дом Восходящего Солнца» по прозе И.Охлобыстина, Г.Сукачева, А.Вампилова и артиста театра З.Машненкова и толстовские «Плоды просвещения».
Журнал «Страстной бульвар, 10» писал обо всех этих спектаклях, и мне довелось уже не раз написать о них, решенных настолько изобретательно, современно и точно, что буквально с каждым просмотром возникает некий новый пласт, видится то, что упустилось прежде и в режиссерском замысле, и в актерской игре. Не буду здесь повторяться, но именно этот последний сезон со всей очевидностью доказал, насколько творчески вырос режиссер Александр Плетнев, насколько укрепились черты его почерка, насколько глубже стал он по-человечески.
Его интересы кажутся порой странными, далеко отстоящими друг от друга; в выборе драматургического материала видится иногда эклектичность, но все это - лишь на первый, беглый взгляд. Александра Плетнева более всего интересует мир человеческой души, космос человеческих страстей и их проявление - тот отблеск, который отбрасывают они на окружающую действительность. И в этом смысле для него не существует несовременной литературы - современно все, потому что время не властно изменить то, что пребывает внутри, в наших душах.
Может быть, именно поэтому сегодня он ставит «Сирано де Бержерака», проверяя наше отнюдь не романтическое время высокой романтикой Ростана. И, я убеждена, у него получится это. Обязательно получится!

Фото предоставлены Калужским театром драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.