Три точки на карте / «Зал взорвется возгласами «браво!»... Антология стихотворений омских деятелей театра (1960-е — XXI век)

Выпуск № 8-138/2011, Книжная полка

Три точки на карте / «Зал взорвется возгласами «браво!»... Антология стихотворений омских деятелей театра (1960-е — XXI век)
«Зал взорвется возгласами «браво!»... Антология стихотворений омских деятелей театра (1960-е - XXI век). Омск/Издательство «Омсбланкиздат». 2010. - 352 стр.: илл., фото; 1000 экз. С.П.Денисенко - составление, предисловие.
Нарядное, но не вычурное, в лучшем смысле слова подарочное издание в суперобложке, напечатанное на толстой благородной бумаге, современно, с любовью смакетированное и сверстанное, качественно проверенное корректором - при первом чтении мне не попалось ни одной грамматической ошибки или опечатки, столь отталкивающих даже от очень содержательных книг... Никакого свойственного сегодняшнему дизайну и издательскому делу неряшества. При первом чтении - потому что эту книгу хочется читать снова. А перед тем, как ее открыть, хочется чисто вымыть руки и обязательно насухо вытереть их, чтобы книга оставалась такой же свежей.
В ней собраны стихи людей разных поколений и профессий, в разной степени одаренных и мастеровитых. Книга эта ничуть не напоминает те сборники советского времени, которые иронично называли братскими могилами. Очевидно, что она не предназначена быть трамплином для входа в «большую» литературу. Ее авторы уже состоялись. Среди них - члены творческих союзов, в том числе Союза писателей, драматурги, сценаристы, юристы, рекламщики, налоговики, режиссеры, художники, народные артисты и юные актрисы, есть даже машинист сцены. Кто-то из них публиковался в различных изданиях, кто-то выпустил книги, а кто-то дебютировал (причем не только молодые). Одни - вполне умелые версификаторы, а другие неловко подражают признанным поэтам (мужчины - в основном Маяковскому, дамы - Ахматовой), в их порой корявых виршах, как в ролях Нины Заречной, лишь иногда слышен талантливый вкрик души. Но читать их интересно. Потому что есть то, что их всех объединяет и создает некую воздушную ауру жизни и искусства. Очень хотелось бы порассуждать на примере этой книги о сложных движениях и взаимопроникновениях одного в другое - потому что здесь, при всей воздушности поэтического облака книги, очень сложный и плотный замес лицедейста и искренности, стремления вырваться из одного и спрятать другое. Дело в том, что авторы этой книги - не просто поэты-любители, они - люди театра (не обязательно профессионального, но не в этом же суть). Они привыкли и любят (или говорят, что не любят) играть роли, выступать со сцены, говорить чужие слова, выражая себя опосредованно, а то и вовсе забывая. Для них поэзия - и очередные подмостки, роли, и, напротив, стремление найти, осознать и обнажить себя.
Конечно, здесь много стихов, которые поются - как бардовские песни, исполняемые для близких и друзей, или как песни, специально созданные для театральных постановок. Здесь много стихов прикладных и стихов на случай (не думала, что так талантливо, остроумно и любовно можно поздравлять с юбилеями), стихов-импровизаций, капустных шуток. Но есть - пронзительные, настоящие, захватывающие - «чистые» стихи.
Огромную работу проделал Сергей Денисенко, множество людей ему помогали, чтобы найти и добыть стихи не только живущих рядом, но и тех, кто уже ушел из жизни или уехал из Омска. Ведь второе, что объединяет авторов книги, - связь с этим поистине театральным сибирским городом. Здесь интересна и побочная информация: я знала, что в Омске некогда играли Николай Чиндяйкин, Николай Ханжаров (ныне артист Ростовского молодежного театра), Александр Сидоров (сейчас актер новосибирского «Старого дома», известный стране рекламный «Веселый молочник») или Сергей Олексяк (актер и режиссер театра «Эрмитаж»). А вот про то, что в Омском ТЮЗе актерствовал Вадим Жук, - не знала. Догадывалась, что любимый мной актер Омской драмы Олег Теплоухов должен писать стихи, а не только прозу - и получила тому подтверждение. А еще открыла абсолютно не известные мне имена и запомню их. Эти люди не побоялись сказать мне - не знакомому им человеку-читателю - нечто личное и важное, как оказалось - не только для них. Открытием для меня стали и стихи самого Сергея Денисенко, талантливого, яркого, неравнодушного журналиста, теперь знаю - Поэта.

Конечно, авторов книги, кроме театра и Омска, объединяет еще и эта высокая болезнь: непредсказуемая и непоборимая потребность, необходимость вдруг оторваться от земли, от забот, даже от театра, идти ночью по пустынной улице и что-то бормотать себе под нос, чувствуя себя счастливым в любую непогоду и неуют, - Поэзия.

Эти три точки опоры - Театр, Омск, Поэзия, соединенные прямыми на карте книги, стали любовным треугольником, но любовь здесь взаимная и отнюдь не несчастливая.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.