Диалог на фоне арт-гротеска

Выпуск № 8-138/2011, Содружество

Диалог на фоне арт-гротеска
С 25 по 27 марта в Таллине (Эстония) проходил V Международный фестиваль любительских театров «Балтийский берег». Так совпало, что свой первый юбилей этот театральный фестиваль отметил в год, когда Таллин избран культурной столицей Европы.
Организатором «Балтийского берега» является таллинский театр-студия «Арт-Гротеск» и его художественный руководитель Татьяна Буйнова. Режиссер по профессии, выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Татьяна Буйнова, оказавшись в Эстонии, основала в Таллине молодежный театр, который представляет эту прибалтийскую страну на многих европейских театральных форумах: «Арт-Гротеск» - лауреат и дипломант фестивалей в Швеции, Германии, Бельгии, Болгарии, Украине, Литве, Финляндии, Испании, Польше. В 2001 году по приглашению Вячеслава Полунина коллектив участвовал в III Всемирной театральной олимпиаде в Москве. Все это помогло обрести творческие связи, а также обратить на себя внимание городских и государственных структур. Разумеется, всего этого могло бы и не случиться, если бы не уникальный таллинский Центр русской культуры, подразделением которого является «Арт-Гротеск».
Русский культурный центр - это трехэтажный особняк с прекрасным зрительным залом в самом центре Таллина у подножия Старого города. В советское время здесь располагался Дом офицеров флота. Кстати, основу нынешней библиотеки русского центра составили книги бывшего офицерского клуба. Кроме театра «Арт-Гротеск» в центре есть вокально-хоровая, хореографическая и художественная студии, оркестр русских народных инструментов, театр кукол, работают курсы русского и эстонского языков, действуют ветеранские общественные организации. Немаловажно, что для детей занятия проводятся бесплатно.
По словам директора центра Юрия Полякова, который, к слову, является депутатом Таллинского городского собрания от правящей центристской партии, с 2000 года здание находится на балансе города. И еще, как не без гордости отметил Юрий Поляков, подобного Центра русской культуры нет ни в одной из соседних стран.
Интернациональный театральный форум «Балтийский берег-2011» собрал в эстонской столице семь коллективов - участников конкурсной программы. Кроме таллиннского Арт-Гротеска это молодежные театры из Санкт-Петербурга, Клайпеды (Литва), Резекне (Латвия), Флоренции (Италия) и Смоленска (Россия). Смоленск представлял театр-студия ДК профсоюзов «Диалог», который привез на фестиваль «Женитьбу» Н.Гоголя в постановке руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Зимина.
Вне конкурса в день открытия фестиваля был показан моноспектакль «Исповедь маски» берлинского театра «Русская сцена» по роману Юкио Мисимы. Почти полтора часа на сцене находился всего один актер - Андрэ Мошой, выпускник Московского высшего театрального училища им. Б.Щукина. И огромный зал внимал ему, без преувеличения, затаив дыхание. Андрэ Мошой продемонстрировал блестящий уровень актерского мастерства.
В качестве эпиграфа к спектаклю создатели «Исповеди маски» предпослали хайку Мацуо Басё: «Запад и восток - всюду одна и та же беда, ветер равно холодит».
Собственно, эти слова знаменитого японского философа и теоретика поэтического искусства и определили главную тему и настрой таллиннского международного театрального форума. Разговор был обращен прежде всего к частному человеку со всеми его чувствами и переживаниями, проблемами, стремлением к правде, мечтой о счастье, поиском своего места на земле и среди других людей.
Яркий, гротескный спектакль привезли на «Балтийский берег» петербуржцы - театр «Ювента» РГПУ им. А.И.Герцена. Их полуторачасовой мюзикл «Симфония огня», созданный по роману Рэя Брэдбери «451? по Фаренгейту», благодаря избранному режиссером углу зрения, с поразительной буквальностью совпадающему с сегодняшним днем, жюри отметило призом «За лучший актрский ансамбль». Действительно, спектакль, как говорят в театре, многонаселенный, с большим количеством виртуозно выстроенных массовых сцен. И проблемы «Ювента» затрагивает серьезные и животрепещущие.
Медиа-партнер фестиваля, популярное в Эстонии «Радио-4», которое ведет трансляцию на русском языке, специальным призом за музыкальные сцены наградил режиссера-постановщика петербургского мюзикла Виктора Николаева, который одновременно является композитором и автором песен. Что касается актерских работ, мне в этом спектакле понравились исполнитель главной роли Сергей Чумилкин (Гай Монтэг) и Антон Жерздев, который играет брандмейстера Битти. Ну а музыкально-хореографические номера и световое оформление, действительно, очень эффектны.
Спектакль «Запах», который представил театр «KOD» из небольшого городка Дебно, по интонации и актерскому существованию явил полный контраст громкой и сверкающей «Симфонии огня». Режиссер польского театра Анатоль Вершовски создал спектакль по собственной пьесе, в которой повествуется о живущих в разные времена семьях скитальцев-евреев, ищущих свой путь, свою родину. При внешней неспешности и как бы подчеркнутой будничности происходящего на сцене спектакль держал внимание зрительного зала в драматическом напряжении. Жюри удостоило исполнителей мужских ролей Бартека Мазуркевича (Отец) и Мацыса Харзыну (Сын) приза «За лучший актерский дуэт».
Интересный подход к мировой классике показали артисты Молодежной студии «Йорик» из латвийского города Резекне. Режиссер Илья Бочарниковс, новоиспеченный выпускник Школы-студии МХАТ, в качестве литературной основы для своего спектакля «Мы ждем перемен» взял шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». А в качестве музыкального фона использовал известную песню Виктора Цоя.
«В каждом обществе, - говорится в аннотации к спектаклю, - почти на каждое поколение выпадает кризис. Взрыв кризиса может быть мощнее или слабее, и происходит он по разным причинам, однако исход один: духовное разрушение, на восстановление которого уходит много времени. Нетерпимости, ненависти, алчности может противостоять только любовь...» И действительно, таких юных, таких красивых и убедительных в своем чувстве друг к другу Ромео (Валерий Мизин) и Джульетту (Виктория Федорова), как в этом спектакле, мне никогда раньше на сцене видеть не приходилось...
Вражда Монтекки и Капулетти в спектакле трактуется шире, чем противостояние «двух равноуважаемых семей». Действие как бы перенесено в наше время, и эта вражда воспринимается как противостояние двух кланов, сложившихся по национальному принципу. Для усиления эффекта на задник сцены, задрапированный в цвета государственного флага Латвийской республики, в кульминационный момент проецируется видеозапись парада ветеранов латвийского легиона СС...
Мотив понятен: создатели спектакля призывают соотечественников с разным мировоззрением не раздражать друг друга. Их беспокоит «завтра» новых поколений. Однако видеовставка, конечно же, лишняя, поскольку (как еще посмотреть!) в чьем-то восприятии может не только полностью исказить смысл спектакля, но и стать поводом для стычки на национальной почве. Но дальше все по Шекспиру: спровоцированный Тибальтом Ромео бросается в драку, герцог высылает его из Вероны. Чтобы не идти под венец с Парисом, Джульетта принимает снадобье, которое ей дал отец Лоренцо, которого, кстати, замечательно играет актер Айвар Пецка...
Очень симпатичный спектакль «Счастливый принц» показали хозяева фестиваля. Спектакль о том, как важно добрые дела делать при жизни. Признаюсь, была сражена фантазией режиссера Татьяны Буйновой, которая сумела, не потеряв ни строчки, перевести на театральный язык написанную прозой коротенькую сказку О.Уйльда, где фактически всего два героя - Ласточка и Статуя принца. А спектакль получился с изрядным числом персонажей, красивый, динамичный, с легко узнаваемыми ситуациями. Заметно, что у актеров хорошая хореографическая подготовка. Рефреном проходит веками волнующий людей вопрос: «Счастливы ли вы?».
Театр «Ребус» из Клайпеды представил спектакль необычный по форме - поэтический. В привокзальный буфет заходит мужчина, который неожиданно начинает рассказывать историю своей любви - стихами знаменитого литовского поэта Паулюса Сирвиса. Его слушатели - скучающая буфетчица и молодая парочка, у которой нет денег даже на кофе. В конце концов, кофе подан всем... (Об этом спектакле см. рубрику «Фестивали» «СБ, 10» № 7-137.)
Наверное, если бы организаторы фестиваля задумали учредить приз зрительских симпатий, то его разделили бы русско-итальянский спектакль «Выход» в постановке Ольги Мельник (Центр интернационального театра, Флоренция) и «Женитьба» смоленского театра-студии «Диалог». Сужу по реакции зала и оживленному обсуждению в театральном фойе и гардеробе.
Итальянский спектакль произвел впечатление необычностью ситуации. Действие происходит в тюрьме, однако спектакль очень веселый. Трое говорящих на разных языках персонажей, двое мужчин (итальянец и француз) и одна женщина (русская), оказываются заключенными в общей камере. И пытаются найти выход. Их общение на языке жестов, в котором забавно проявляются национальные характеры, а также неукротимое жизнелюбие, чрезвычайно порадовали зрителей.
Яркая, живописная «Женитьба» залом была воспринята с живейшим интересом. Очень понравились смоленские актеры. Многие мизансцены зрители сопровождали аплодисментами. К слову, это был единственный спектакль по русской классике. «Совершенно невероятное событие» в трактовке Виктора Зимина превращается в трагифарс. Вместе с тем это совершенно гоголевский спектакль. Комментируя итоги фестиваля, театральный критик Борис Тух обратил внимание на современность прочтения смоленским театром классической пьесы. Специального приза жюри «За лучшую женскую роль» была удостоена исполнительница роли Агафьи Тихоновны Юлия Степанова.
Остается добавить, что на международном фестивале «Балтийский берег» театр-студия «Диалог» уже во второй раз достойно представляет наш город, а также что в этом году финансовую поддержку театру оказали глава администрации Смоленска Константин Лазарев и постоянный спонсор «Диалога», бывший студиец Евгений Гитлин.

Фото предоставлены автором

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.