Неслышная музыка красок

Выпуск № 8-138/2011, Выставка

Неслышная музыка красок
В московской Арт-галерее «ДРЕВО» состоялась выставка «В ритме танца» художника наивного экспрессионизма Бориса Серова (1951-2008), в экспозицию которой вошло 40 произведений масляной живописи с изображениями танцовщиц и музыкантов.
К сожалению, имя Бориса Серова недостаточно известно любителям искусства, между тем его творчество выделяется среди художников наивного искусства.
Он родился в селе Ключи Пензенской области. В 1968-м, когда семья Серовых переезжает жить в Тюменскую область, он поступает учиться в ГПТУ-8 по специальности помощник машиниста тепловоза, казалось бы, нет никаких предпосылок для творчества, между тем его учебе мешал огромный интерес к живописи. Ради этого Борис переходит в вечернюю школу и поступает в изостудию Дома Культуры. В армии его дарование получило новый импульс. Прослужив при штабе округа старшим писарем чертежных и графических работ в Новосибирске и упрочив свое мастерство, Борис перебрался в сибирский Ишим, где работает художником в кинотеатре «Авангард». Вскоре молодой художник поступает на факультет изобразительного искусства (ЗНУИ).
Вот лишь один характерный штрих - в то время мешки для картофеля ему служили холстами, которые он сам натягивал, проклеивал и грунтовал.
Начало 1990-х ознаменовано переездом в Москву, где художник стажируется в художественной мастерской популярного Выставочного зала «Беляево». Москва окончательно приобщает Серова к искусству, Борис живет и работает с группой единомышленников в вольном поселении художников в Крапивинском переулке, где собирались представители московского андеграунда: Герман Виноградов (Бикапо), Берт Сиземский, Александр Петлюра и Пани Броня, Григорий Файн, Владимир Чекасин и другие. Наступает время творческих свершений Бориса Серова. По версии Русского делового агентства (1994-1995) Борис Борисович Серов вошел в число лучших художников России.
Комментарием к жизни и стала данная экспозиция.
Работы на выставке можно условно разделить на два лейтмотива: музыкальный - «У пианино» (2004), «Обнаженная со скрипкой» (2005), «Виолончелистка» (2007) и танцевальный - на хореографическую тематику (отдельные балетные постановки, портреты балерин) и танец как движение тела - порыв души.
Причем портретный жанр у Серова - это безымянные вариации, имена танцовщиц не называются, сами лица принципиально не прописаны, а портреты указаны под номерами. Разница не в хореографических па, а в настроениях исполнительниц. То изображены неуклюжесть и непропорциональность тела, удлиненность туловища как в картине «Балерина № 1» (2005). Или финал долгой репетиции - «Балерина № 2» (2007), где художник берет на кончик кисти закулисье перед самым выходом на сцену. «Балерина № 3» (2003) акцентирует жест, исполнительница словно в роли «умирающего лебедя»... руки выразительно прописаны, но самого движения нет. А это - танец в лучах прожекторов и счастливо улыбающаяся «Балерина № 4» (2007), наслаждающаяся сценой. Наконец, «Балерина № 5» (2007) - задумчивая профессиональная актриса, чья фигурка видна на зелено-бирюзовом фоне в юбке-пачке из перьев павлина.
Художник, не мудрствуя, следует в своей живописи за названиями балетов.
Если в балетной серии «Щелкунчик» - опять картины даны под номерами - перед нами рождение балета из поз, движений, ракурсов, то в балетной серии «Лебединое озеро» на первый план выходит живописность и красота. Например, центральное полотно выставки - «Лебединое озеро № 1» (2008) - это щедрое буйство красок, импрессионистических пятен-мазков, где три балерины, больше похожие на учениц-подростков хореографического училища, изображены с яркостью букета цветов...
Если говорить о работах Серова не в частностях, а в единстве, то картины более напоминают эскизный поиск, зарисовку, размышления художника над хореографической загадкой: что же нас больше привлекает в балете - техника, виртуозность, отточенность поз, красота изгибов тела или иной ракурс - душа и адский труд, высекающий телесную музыку с напряжением скульптора при сопротивлении мрамора и напора резца.
К финалу балетная тема Бориса Серова, ее поэтичная геометрия вдруг неожиданно растворяются в танце как таковом. Все захвачено стихией порыва. Танец - вселенная, единение души и движений. И если «Танец № 1» (1997) смотрится как отдаленная вариация «танцующих баб» Натальи Гончаровой, в редких бликах солнца среди зелени, в ритуале танца - руки раскинуты навстречу ветру, переданы радость, упоение от движения. То «Танец № 2» (2003) дан в более примитивистском стиле, показывает нам девочек в длинных балетных юбочках, совсем юных дев, еще не овладевших сложными балетными фигурами, но уже имеющих своих поклонников, стоящих рядом с цветами.
И опять все дышит весенними красками мира.
Наконец, путешествуя по выставке, нельзя было не вспомнить первого певца балетных кулис - француза Эдгара Дега, только в отличие от именитого импрессиониста, живописец Борис Серов не наблюдатель, не «хореограф», а больше танцовщик, живущий «внутри» полотна. Это средостение живописца и модели, отсутствие расстояния между переживанием и изображением придает творчеству Бориса Серова уникальную теплоту и непосредственность чистой души.

Фотоматериалы предоставлены Алиной Серовой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.