Коллекция времен и судеб

Выпуск № 8-138/2011, Выставка

Коллекция времен и судеб
Театрально-декорационное искусство 30-х годов оказалось обделено вниманием исследователей этого жанра. Одиночные репродукции эскизов декораций изредка можно было встретить в монографиях, посвященных советской сценографии, издававшихся в 70-80-е годы прошлого века. Основной объем репродукций работ художников того времени сохранился только в журнальных публикациях, доступных лишь в читальных залах серьезных библиотек.
Один из таких журналов «Театр и драматургия» издавался в Советском Союзе с 1933 по 1936 год. В каждом номере печатались, кроме статей о театре и фотографий сцен из спектаклей, несколько цветных односторонних репродукций эскизов декораций к спектаклям.
Подборка этих журналов долгое время хранилась у режиссера и художника Анисима Рогачевского, основавшего в 1932 году Новосибирский областной драматический театр. После разных переездов журналы были переданы дочерью Рогачевского Ольгой Ковалевой художнику Владимиру Авдееву, сыну известного актера Александра Авдеева. Много лет журналы, доставшиеся в наследство, лежали в шкафу, накрытые темнотой бесконечного ожидания. В это время технический прогресс уверенно и спокойно вошел в жизнь и научил желающих хранить историю нехитрым действиям сканирования и обработки изображений, несущих драгоценные свидетельства исчезнувшей жизни.
Все репродукции, некогда опубликованные в журналах, по которым Владимир Авдеев учился в детстве и юности пониманию профессии театрального художника, прошли цифровую обработку, были им очищены от следов многочисленных переездов, потопов и пожаров, постоянно сопровождавших передвижной театр, и сохранены в размере и цвете, приближенным к оригиналам.
Выставка «Коллекция времен и судеб», устроенная совместными силами Новосибирского художественного музея и художника Владимира Авдеева, - своеобразная дань уважения художникам, чьими силами формировалось мощное направление в изобразительном искусстве. Имена многих из них можно встретить только на подписях к репродукциям сохранившихся журналов. Все репродукции, за некоторым исключением, в последующие годы в других изданиях не печатались.
В экспозиции было представлено 100 репродукций эскизов и макетов декораций к спектаклям, авторы которых В.Рындин, И.Шлепянов, Ир. Гамрекели, А.Петрицкий, М.Григорьев и другие работали в различных театрах Советского Союза в 30-е годы прошлого столетия.
Уникальность данной выставки в том, что в подобном объеме работы этого периода не выставлялись. Благодаря современным цифровым технологиям появилась возможность в формате одной выставки представить большое количество работ художников, работавших в театрах разных городов. Кроме эскизов декораций, показать фотографии макетов и сами декорации, воплощенные в условиях сценического пространства и данного времени. Подобный объем выставки позволяет зрителю самостоятельно сравнить произведения разных по темпераменту художников. Увидеть, при общем универсальном подходе, основанном на правдивом изображении места действия, разнообразие цветовых и конструктивных решений. Сопоставить уровень мастерства и понимания природы театра каждого художника на примере исполнения эскиза. Познакомить зрителя с художниками, чьи имена давно исчезли с театральных афиш и не упоминаются в исследовательских статьях, но благодаря творчеству которых сформировалась мощная область изобразительного искусства.
Стилистика театрально-декорационного искусства этих лет совместила в себе традиции театральной живописи конца XIX и начала XX веков и новаторские поиски революционного искусства 20-х годов. Более тридцати лет, до начала 60-х, стиль, сформировавшийся в 30-е годы, был официальным для всех театров. В это сложное время заложена основа для развития современной сценографии, построенной на обобщении предшествующего опыта. На произведениях 30-40 годов учились самые известные сегодня художники.
Глядя на эскиз к спектаклю «Девушки нашей страны» художника А.Петрицкого, главного художника Киевского театра им. Леси Украинки, можно вспомнить, что работа под его руководством стала хорошей школой для известного в будущем всему миру театрального художника Давида Боровского, благодаря которому русская сценография стала синонимом образности и лаконичности.
Зрители и исследователи театральной жизни Новосибирска смогли увидеть эскиз художника И.Шлепянова, который в 1932 году в качестве приглашенного художника оформил два спектакля в театре «Красный факел», только что начавшем работать в Новосибирске как стационарный: это «Гоп-ля, мы живем» Э.Толлера и «Виндзорские граждане» Шекспира. Работу художника А.Талдыкина, приехавшего в Новосибирск для работы над спектаклем «Любовь Яровая» по пьесе К.Тренева в театре «Красный факел» в 1933 году.
Эскиз декораций к эстрадной программе трудкомунн НКВД «Перековка» художника Е.Мандельберга для Московского Театра народного творчества, написанный в 1936 году, стал не просто живописным произведением, а свидетелем, подтвердившим всю противоречивость и парадоксальность эпохи, в которую он был создан.
Эскизы декораций художников М.Лобакова и Б.Матрунина к спектаклю «Бойцы» по пьесе Б.Ромашова, поставленному в Малом театре в 1934 году, были удостоены «Гран-При» на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1937 году. Новосибирские зрители смогли увидеть репродукцию одного из этих эскизов, ставших значительным достижением мирового театрально-декорационного искусства своего времени.
Новосибирский художественный музей в течение нескольких лет поддерживает добрую традицию отмечать выставкой Международный день театра. Выставка «Коллекция времен и судеб» была посвящена этому замечательному празднику всех, кто служит театру по обе стороны рампы. Хочется надеяться, что зритель, посетивший эту выставку, смог почувствовать атмосферу театра тех лет, когда при открытии занавеса звучали аплодисменты декорациям и художнику.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.