Калининград. Мысль - тоже действие

Выпуск №9-139/2011, В России

Калининград. Мысль - тоже действие
На «Терроризм» Олега и Владимира Пресняковых в Калининградском драматическом была сделана большая ставка. Оправдал ли возложенные на него надежды спектакль ученика Л.А.Додина, питерского режиссера Сергея Щипицина? По первым ощущениям - да.
Цветовые, световые и звуковые решения мгновенно достигают цели и включают все органы чувств, произносимый актерами текст заставляет работать мозг, а сценография структурирует внимание и держит в напряжении. Такому театру не нужна твоя открытость, не мудрствуя лукаво, он бьет прямой наводкой, а потом сам разбирайся, что к чему и почему на афишах - Мэрилин Монро в затянутой петле.
Спектакль вовсе не о том, что терроризм - зло. Он о том, что терроризм, как любое другое зло, - внутри каждого из нас.
...Вы приезжаете в аэропорт, а он оцеплен из-за кем-то оставленного на взлетной полосе багажа, и ваш рейс откладывается на неопределенное время...
...Не дожидаясь окончания операции в аэропорту и решив, что у вас, в отличие от других пассажиров, все-таки есть выбор, вы возвращаете на палец обручальное кольцо, едете домой - и застаете свою жену привязанной колготками к кровати и с кляпом во рту, а рядом - спящего мужчину...
Изматывающе откровенно проводят свое «постельное» действие Марина Юнганс и Александр Федоренко - и, кажется, флюидами секса и насилия наполняется воздух в зрительном зале. Огромный серебристый подиум приподнимается на тросах над сценой и с тревожно-тошнотворным скрипом раскачивается - в такт происходящему. Или это скрипят во дворе качели - любимое развлечение соседского мальчишки, который чуть позже позвонит в дверь квартиры, наполненной газом? Выбора нет, механизм запущен. Может быть, слишком отвлекающе движение тел под полотнищем кроваво-красного атласного покрывала. Александр Федоренко произносит свой монолог («...я понял, что у меня каждая частица моего тела отделена от другой и живет своей, не понятной всему остальному организму жизнью, - все разное, а иногда, вообще, одна часть меня терроризирует другую, да...»). Но непонятно, почему все-таки эти слова - «как кандалы». Впрочем, все заняты созерцанием красно-атласного действа под музыку Майкла Наймана - а монолог-то жуткий: расшифруешь его, вдруг он окажется про тебя, и в какую пропасть ты тогда угодишь?
...В вашем офисе в ваше отсутствие вешается ваша подчиненная - жена того самого мужчины, что спит в вашей спальне...
Теперь серебристый подиум - сдвинутые офисные столы. Дамочки-«кораллы» (Светлана Малиновская, Любовь Орлова, Алена Колесник, Анастасия Амосова) в одинаковых кроваво-красных атласных костюмах, с одинаковыми прическами-пучками танцуют под «Мумий Тролль» - пока еще не зная, что бывшая их коллега уже висит в петле (подобно Мэрилин Монро на афишах) в комнате для релаксации. Танцуют, крутятся на тросах, вдруг начинают драться снятыми пиджаками. Их менеджер (Геннадий Филиппович) продолжает все так же придираться к своим подчиненным. Двери, что никак не могли успокоиться в начале спектакля, фотоэлементом реагируя на прикрывающего вход в аэропорт человека в маске, камуфляже и с автоматом, - открываются в этой сцене только один раз, чтобы явить офису висящее в петле тело. Что-то меняется, прекращаются истерики, взаимные обвинения и упреки. Звучит птичий щебет и самая обычная музыка для релаксации - и в этом офисном террариуме вдруг начинает проявляться человеческое.
...Вы закрываете все форточки в своей квартире, включаете газ - и уходите, не развязав ее, не разбудив его...
Выбора нет, механизм запущен. Выбежав в слезах и с чемоданом из парадного, падаете на скамейку, где сидят две бабульки. Одна из них (Людмила Козлова) только что внимала советам своей приятельницы (Надежда Гайдар), как сжить со свету ненавистного зятя кавказской национальности. И так же тревожно-тошнотворно скрипят качели - любимое развлечение ее маленького внука-полукровки («красивый ребенок»). В истерике вы срываетесь на бабок и убегаете - и пошла цепная реакция: таблетки перекочевывают из кармана бабки-мужеубийцы в карман будущей зятеубийцы, чей зашалившийся внучок, убегая по лестнице от рассвирепевших бабушек, звонит во все двери...
...Взрыв от звонка в вашу дверь разносит полдома, а один из прибывших спасателей фотографирует растерзанное взрывом тело вашей жены...
Потом в бане демонстрирует корешам снимок оторванной женской ноги, привязанной колготками к кровати, и делится своим планами насчет выставки подобных фотографий. Кореша, тем временем, измываются над другим своим сослуживцем (потому что «ты пельмень»): подобно жертве с только что продемонстрированной фотографии, его привязывают к угловым тросам, но не белыми колготками, а белыми простынями. Серебристый подиум приподнимается под небольшим углом - крутые парни фотографируются с распятым «пельменем», пытающимся сопротивляться. Общую возню прерывает появление полковника - по идее, мудрого и видавшего виды «отца солдатам», чего как раз и не прочитывается у Виталия Баженова. Пафос главного монолога гасится монотонностью исполнения, в это время гораздо интереснее наблюдать за молодыми ребятами - его подчиненными (Максим Махинов, Сергей Борисов, Артем Лернер, Василий Швечков-мл.). Как-то неуместно выглядит неловкое полковничье «Happy birthday to you!» И про Мэрилин Монро совсем ни к чему так громко, здесь чем тише - тем проникновеннее, и тогда становится понятно, почему на афише она в петле.
В «Терроризме» Сергея Щипицина высококлассный - и драматургически, и литературно - материал в сочетании с европейской режиссурой - без особых деталей, яркими мазками, с усиленной визуализацией действия, - вовсе не отодвигают работу актеров на второй план, но проявляют ее в другом, не камерном качестве. И композиционное построение пьесы братьев Пресняковых дает возможность каждому актеру раскрыться внутри своей сцены. Абсолютно четко выстраивают свою сцену, совершенствуя ее от спектакля к спектаклю, Марина Юнганс и Александр Федоренко, хороший ансамбль сложился в офисной сцене, больше всех аплодисментов срывают бабульки Надежды Гайдар с Людмилы Козловой, удачны, особенно в финале, работы у Максима Пацерина и Антона Захарова (Пассажир 1 и Пассажир 2) - навязчивых попутчиков-собеседников (соглядатаев?) главного героя.
Тяжелее всех приходится Алексею Переберину (Пассажир). Его сверхзадача - жестко держать основную линию, чтобы все эти стремящиеся к самостоятельности сцены в результате сложились в нужную картину, когда спектакль уже заживет своей жизнью. Для решения этой сверхзадачи пьесой положено не так-то много времени и слов. Но не зря Сергей Щипицин выбирает именно Алексея Переберина - актера самостоятельно мыслящего, умеющего без режиссерской помощи вскрывать в своем персонаже новые смыслы, требовательного к себе.
...Вы просыпаетесь в летящем самолете, поднятый под углом к сцене серебристый подиум превратился в корпус самолета, ваши попутчики испарились, а стюардесса как две капли воды похожа на вашу жену, и навороченный автоответчик в вашей квартире работает все так же паршиво - из-за своей навороченности...
Но даже если это только ваши фантазии, вы все равно террорист, потому что мысль - тоже действие. И даже если это только ваши сны, вы все равно террорист, потому что сны - работа вашего подсознания. И даже если не было ни подобных снов, ни подобных фантазий, вы все равно террорист, потому что это цепная реакция - и скоро вам будут сниться подобные сны и у вас появятся подобные фантазии. Кроваво-красный - метка принадлежности к касте: цвет костюмов офисных дамочек и рубашки их менеджера, у главного героя - тонкие красные полоски на манжетах белой рубашки, у бабки-мужеотравительницы - красный платок, уложенный на голове тюрбаном, красные длинные перчатки и красная сумочка для мобильника. Впрочем, мы все помечены: между сценами люди в масках и камуфляже пробивают своими фонариками подсвеченную кроваво-красным густую темноту зала. Они же в финале грубо выталкивают на авансцену всех участников спектакля - как будто к расстрельной стенке. Но все же - на поклон.
 
Фото Геннадия Филипповича

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.