Красноярск. По законам телешоу

Выпуск №9-139/2011, В России

Красноярск. По законам телешоу
В Красноярском музыкальном театре состоялась премьера мюзикла «Голубая камея» на музыку московского композитора Кима Брейтбурга. Он же выступил продюсером этого проекта. Режиссер-постановщик и хореограф - Николай Андросов.
Правда, мюзиклом (как заявлено в афише) это представление можно назвать с большой натяжкой. Эстрадное шоу, набор концертных номеров, между которыми нет ни цельной драматургической, ни тематической линии. По такому же принципу перед новогодними праздниками делают шоу на телевидении - с неким узнаваемым сюжетом (вроде «Золушки» или «Сорочинской ярмарки»), на который сочиняется набор песенок. Ныне поветрие, к сожалению, просочилось и на сцену театра. В основу сюжета «Голубой камеи» легла история княжны Таракановой, претендовавшей некогда на российский престол. Вот только в «Голубой камее» финал, в отличие от исторической правды, сказочно-позитивный. Видимо, чтобы публика не огорчалась. Все четко по законам развлекательного жанра - установка на хеппи-энд.
На вопрос, имеет ли это право на сценическое воплощение, можно ответить скорее утвердительно - да, имеет. В конце концов, и в классической оперетте финал, как правило, положительный, и сами опереточные сюжеты у Кальмана, Легара, Оффенбаха и прочих корифеев жанра напоминают сказку. Но при всех этих параллелях, как говорится, есть нюансы.
«Голубая камея» - шоу весьма дорогостоящее. Как было объявлено накануне премьеры, на постановку потрачено 10 млн рублей. По красноярским театральным меркам сумма просто невероятная. На сегодня это самый дорогой спектакль в крае.
«Голубая камея» - не первый амбициозный проект в этом театре. В позапрошлом году здесь с превеликой помпой анонсировался музыкальный спектакль «Зойкина квартира», премьера которого позиционировалась не иначе как мировая. В этом была своя правда - музыку и либретто написали специально к красноярской постановке. Но, рекламируя новый спектакль, в театре тогда не учли, что мировая премьера - не только показанная впервые в мире, у этого слова есть еще и другое значение - первоклассная. Чему «Зойкина квартира», увы, не соответствовала. В музыке Александра Розенблата то и дело угадывались известные хиты вроде «Постой, паровоз» или «Очи черные». У современных компиляторов такой прием именуется словом «цитаты».
Полна всевозможных «цитат» и музыка Кима Брейтбурга к «Голубой камее». То в ней слышится музыка Геннадия Гладкова из захаровского фильма «Обыкновенное чудо», то «цитаты» из репертуара Аллы Пугачевой. Но даже на это можно было бы не обращать внимания, если бы не пресловутые нюансы. Дирекция театра позиционирует «Голубую камею» как нечто уникальное, «КУЛЬТУРНЫЙ прорыв Красноярска» (характеристика с официального сайта театра). Невозможно поверить, что такие заявления - не неуклюжий рекламный трюк, рассчитанный на неискушенную публику, а искренняя позиция. Потому что «Голубая камея» - откровенное коммерческое шоу.
Тем не менее, повторюсь, «Голубая камея» имела бы право на появление на театральной сцене, в этом не было бы ничего криминального. Но при одном условии - если бы репертуар театра был сбалансирован, если бы его художественный уровень и творческие возможности труппы были на высоте. Тогда можно себе позволять пускаться в любые эксперименты. Скажем, занимать в постановке непрофессиональных артистов, как в «Голубой камее».
Некоторые из них с точки зрения вокала и пластики задачу свою выполняют вполне достойно. Например, Анастасия Козлова (княжна Тараканова) ничем не уступает нынешним российским поп-звездам, а во многом даже и превосходит их. Весьма колоритен и Габриель Арма (тюремщик), танец заключенных в Петропавловской крепости - по-настоящему театральный номер в «Голубой камее». И все же актерски участники шоу, набранные по кастингу, артистам театра безоговорочно проигрывают. И наивно полагать, что этот баланс скоро выровняется. Как и утверждать, что «Голубая камея» выведет театр на более высокий уровень.
Правда, внушает сейчас надежду на изменение курса Красноярского музыкального театра приход на должность его художественного руководителя Вячеслава Цюпы. Он долгое время был главным режиссером Красноярского театра оперы и балета, его спектакль «Дочь полка» Г.Доницетти был номинирован в 2000 году на «Золотую Маску». Музыкальный театр Цюпа принял в начале сезона и, как заявил сам режиссер при вступлении в должность, действовать сгоряча он не собирается, намерен сначала присмотреться к труппе и репертуару. Готов ли новый худрук всерьез пересмотреть положение дел во вверенном ему театре и изменить очевидную на сегодня направленность репертуара с коммерческой на художественную, отчетливо покажет уже следующий сезон. У самих артистов, особенно у ветеранов труппы, желание перемен назрело давно.
 
Фото из архива Красноярского музыкального театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.