Круговорот "веснушек" с "конопушками"/ XVIII Открытый традиционный фестиваль "Веснушки"

Выпуск №9-139/2011, Фестивали

Круговорот "веснушек" с "конопушками"/ XVIII Открытый традиционный фестиваль "Веснушки"
Популярный смотр детских, юношеских, семейных и молодежных театральных коллективов «Веснушки» прошел 18-й раз на трех площадках Москвы: во Всероссийском центре художественного творчества, на малой сцене ДК «Рублево» и КЦ «Москвич».
Постановки для школьников и юношества составили программу «Веснушек», а приготовленное для самых маленьких назвали «Конопушками».
Кроме москвичей, в столице выступили юные артисты из Мытищ, Зеленограда, Реутова, Капотни, Пересвета, Дубны и Видного, гости из Конакова, Пензы, Вологды, Курска, Калуги, Кохмы, Ярославля.
Зрители увидели, а жюри еще и обсудило без малого полсотни постановок по произведениям русской и мировой классики (Шекспир, Мольер, Уильямс, Киплинг, Себастиану, Линдгрен, Экхольм, Чехов, Соллогуб, Бунин, Шукшин, Вампилов).
В афише было немало пьес современных авторов (Разумовская, Бартенев, Железников, Пулинович), множество «пьес-самоделок». Разыгрывались попурри на темы русских народных сказок, «неформатные» концертные программы.
Не обошлось и без «кассовых верняков». Правда, эти пьесы играли взрослые артисты, явно «залетевшие» не на свой фестиваль.
С большой натяжкой «Восемь любящих женщин» Р.Тома - давнишний кассовый шлягер, показанный молодежным театром «Авось-КА» из города Конакова в постановке Алены Колесниковой, можно было бы считать уместным здесь, поскольку детективную интригу этой салонной трагикомедии ведет шестнадцатилетняя девушка, раздраженная лицемерием, воцарившимся в ее семье. Но как тривиальная комедия положений с потугами на социальную сатиру «Номер в гостинице» Р.Куни, поставленная музыкальной студией «Ворона» под названием «Оут оф ордер», возникла на «Веснушках», понять невозможно.
Другое дело - Теннесси Уильямс или Михай Себастиану.
«Русский театр» ГОУ ЦО № 1239 (Москва) показал 20-минутный шедевр Теннесси Уильямса «Предназначено на слом» (режиссер Ирина Кочергина), проникнувшись горечью автора, тонко прочувствовав хрупкий трагизм надломленного сознания юной девушки, живущей воспоминаниями о несбывшемся, всеми брошенной, наивной и неизбывно одинокой.
Молодая актриса Евгения Стегний точно раскрывает неоднозначный характер, смело выстраивает перспективу судьбы героини, близкой по духу Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание».
Молодежный театр «Арлекин» из Ярославля выступил с версией «Безымянной звезды» М. Себастиану. Эта эффектная лирическая поэма неожиданно возродилась в последние годы (есть мюзикл, вариант театра кукол, дипломные спектакли).
Театр «Арлекин» старательно играет сатирический фарс (режиссер Надежда Корнева). Здесь мадемуазель Ку-Ку (Татьяна Иванова) рыщет ищейкой по вокзалу, следя за неполовозрелыми ученицами, сама снедаемая плохо скрытой страстью к чудаку-учителю Мирою, что выражает в песне, похожей на страстный романс.
Мона (Наталья Зайцева) изысканна и странна, словно героиня Уильямса, а сам астроном (Иван Смирнов) так поглощен наукой, что легко смиряется с неизбежной потерей: ему так проще.
И все-таки лирические мотивы сюжета юным артистам более интересны и доступны, чем острые краски характерности.
Мировая классика представлена была на «Веснушках» Мольером и Шекспиром.
«Мнимого больного» привез Театр «Экополис» из Дубны. Режиссер Лада Селиванова поставила сугубо школьный спектакль, хорошо зная не только возможности своей труппы, но и специфику подобных зрелищ. Да и поколенческая тема пьесы - молодежь всегда добивается, чего хочет - близка юным артистам.
«Лекаря поневоле» московский Театр Кирилла Королева разыграл в ироничном жанре мальчишника под ритмы джазовых синкоп, что создало эффектный ритмический контрапункт действию. Другой мотив спектакля - общество само навязывает дилетанту главенствующую роль, на что тот легко соглашается, быстро входя во вкус - тоже прозвучала отчетливо и своевременно.
Остро была воспринята постановка московского театра «Тихий омут» по трагедии Шекспира «Отелло», названная «Муж Дездемоны, или 5 на 12». Здесь все роли играют пятеро актеров, бесстрашно и порой хаотично ролями меняясь: в качестве Отелло может предстать женщина, а Яго, замечательно сыгранный постановщиком спектакля Александром Праховым, не менее внезапно становится венецианским мавром.
Порою возникает ощущение, будто даже выйдя на сцену, артисты еще не знают, кого им предстоит сыграть.
Смесь комедии и скепсиса, агрессивность игрового стиля и острое чувство формы завораживают, открывая новые смыслы трагедии, рассказанной безжалостно, сурово и по-солдатски цинично.
Из русских классиков возобладал А.П.Чехов. Две труппы играли его водевили, одна - «Ваньку Жукова», одна - «Лебединую песню».
СОШ № 391 представила горестную попытку замученного дурными людьми мальчишки найти понимание и сочувствие как рождественскую историю.
Режиссер Татьяна Панфилова пронизывает рассказ подобием святочного колядования: люди в масках становятся свидетелями Ванькиного монолога, который тот начинает тихо, смиренно сидя под тусклой лампой, похожей на угасающую звезду.
Мучители его - фигуры эксцентричные, шаржированные, явленные остроумно и ярко. Типичность их очевидна и страшна, что и требуется в рождественской истории.
К этой трагической новелле примыкает и «Скрипка Ротшильда», сыгранная артистами театра-студии «Аура» из города Кохмы Ивановской области (режиссер Елена Быченкова).
Один из самых мучительных и обжигающих чеховских сюжетов артисты воплотили, сосредоточившись на горестных мотивах несправедливости жизни, трагизм которой странный человек по прозвищу Бронза открывает лишь перед бездной собственной смерти, которую, делая гробы для других, до поры не осознавал.
Обязательный для всякого фестиваля школьных театров триптих чеховских водевилей на «Веснушках» возник дважды.
Художественный руководитель АНО «Актерская студия «Аист» Наталья Аристова (Москва) поставила чеховские комедии внятно, традиционно и весьма театрально по существу. Здесь не было чисто режиссерских выкрутасов и своеволий. Юные артисты резвились с удовольствием, разумно сохраняя пиетет перед классиком, но не теряя темперамента.
Версия театра-студии Обнинской гимназии в режиссуре Виктора Упорова состояла из «Медведя» и «Предложения». И в каждой из пьес нашелся герой, на которого действие было четко центровано. В первом «анекдоте» это помещик Смирнов, сыгранный Вячеславом Уфимцевым по-мужски страстно. В «Предложении» не менее анекдотическая ситуация ярче всего отразилась на развитии характера горе-жениха Ломова. Антон Шевченко остроумно воплотил эксцентрическое невесомое существо - нервное, трепетное, упрямо готовое идти напролом, доказывая свою правоту. Испугавшийся однажды и навеки, колеблемый малейшим дуновением, болезненный и нелепый Ломов каждое препятствие берет с отчаянием одинокого воробья. Роль сыграна стильно, изящно и смело.
Столь же часто играют артисты школьных театров дивный водевиль В.Соллогуба «Беда от нежного сердца». Маленькая эта комедия - одна из вершин водевильного жанра. Пьеса лукавая, прозрачная, веселая, точно отражающая своеволие женской натуры в разнообразии оттенков и упрямство юного сердца, всякий раз влюбляющегося навеки.
Артисты Детского музыкального театра «Златоуст» безраздельно поддались очарованию этой забавной, но вполне нравоучительной истории, что передалось и зрителям.
Напротив, заметных усилий стоило «соучастие» зрителей в современных сугубо драматических, даже трагичных спектаклях.
Московский Театр Кирилла Королева сыграл «Наташину мечту» нового модного автора Ярославы Пулинович.
История детдомовки, из ревности убившей девушку известного журналиста, в которого сама влюбилась, - пересказ знаменитого спектакля Камы Гинкаса «Вагончик».
Юная оторва, поглощенная чувствами, сила которых ей неведома, вдохновенно сыграна Анастасией Дмитриевой. Ей удается не стать иллюстрацией тезиса «Не сотвори себе кумира». Мы видим вывихнутое сознание, когда душа, еще не развившись и не возвысившись до жертвенности, оказывается в тупике своеволия. Открытием становится, на что уходит витальная энергия, если она не пронизана душевной силой.
Часто ставится в молодежных коллективах и драма Л.Разумовской «Домой...».
Среди ее героев бомжующие дети и беременная малолетка, проститутка, мечтающая о красивой любви больше, чем о красивой жизни, странствующий монах и амбициозные уголовники, написана по всем законам «социалки с сантиментами»: ассоциации насквозь литературны, конструкция сюжета предсказуема, равно как его страсти и страхи.
Режиссер Юлия Лозован выводит вперед историю питерской проститутки Жанны, в исполнении Валерии Гафиатулиной девушки живой и тонкой, ведающей свою судьбу и готовой все в ней бесстрашно принять. Столь же значителен и Майк - Юрий Гусев, человек, способный к высокой мысли и сознательной жертве.
ДЮЦ «Солнечный круг» (Мытищи) показал спектакль «Детки из клетки». Режиссер Татьяна Раздорожная поставила свою инсценировку культового «Чучела» В.Железникова, учтя возраст актеров, их пластическую природу и остроту реакций на зло мира. Сюжет получил новое дыхание, своеобычную жанровую оптику и смысловую цельность.
Формирование нового лидерства, лицемерие и жестокость как движители социальных процессов внутри школы в том числе - эти и другие темы становятся актуальны по-новому.
Актуальным кажется и вырождение школьной пьесы как жанра.
Это показалось очевидным на спектакле «Марсианские штучки» по В.Ольшанскому Театрального отделения Детской школы искусств № 8 города Калуги.
Режиссер Юлия Еремина сделала многое, чтобы постановка была интересной. Аскетичная среда антиутопии ближайшего будущего, остроумное применение фото-видеоряда, старательное освоение артистами наукообразной лексики (действие развивается в некоей весьма зарубежной и вполне виртуальной школе будущего) - все кажется уместным, точным, но, увы, довольно скучным. Получилась новая производственная драма, от которой все давно отвыкли. Не спасают даже иронические краски, не слишком смелые.
«Зарубежные сюжеты» тоже обязательны для школьного театра.
Комическую мистерию «День рождения волшебника» Юрия Лугина в московском Театре Игры «Надежда» режиссер Надежда Кеслер поставила, ориентируясь на новые реалии молодежной субкультуры - готические страшилки, клубную этику, ироническое переосмысление старой мифологии. Надо всем этим увлечься, чтобы разбираться. По первому разу все кажется хаотичным, сумбурным, натужным и очень несамостоятельным. То «Ящерицу» Володина вспомнишь, то «Обыкновенное чудо» Шварца. Любые намеки на совпадения парируются заявлениями о принадлежности постмодернизму.
Насколько бесхитростнее аналогия «Ромео и Джульетты», просматриваемая невооруженным и непредвзятым взглядом в «Хитрой истории» Яна Экхольма про любовь между честным лисенком и очаровательной «цыпленкой», поставленная Татьяной Раздорожной в студии «Страна чудес» (Мытищи). Тут и дети остаются детьми, и высокие чувства не теряют своей высоты.
Ярославский театр «Арлекин» показал другой «зарубежный» сюжет - «Сказки дядюшки Римуса» по О.Харрису, где отношения братца Кролика и братца Лиса режиссер Надежда Корнева строит с учетом внедрившихся на нашу почву этических норм героев Дикого Запада (особенно интересен в этом Лис Вячеслава Морсова).
Спектакль студии «Театр ТРИ» (Москва) по мотивам буддистской притчи «Мудрый слоненок» (пьесу написал Валерий Виларий по книге Тенчоя) поразил изысканностью стиля и высоким аскетизмом пластики (режиссер Сергей Гришин-Пантелейчук). История про спасение попугая из золотой клетки во дворце раджи разыграна учениками буддийского монастыря, облаченными в оранжевые тоги и хитоны. Любоваться этой красотой и впитывать древнюю мудрость загадочного племени - истинное наслаждение.
Очередной «эпос» из жизни Винни Пуха, названный «Не прощаюсь, В.П.» показал московский «Театр Кенга и Ко».
Автор сценария и режиссер Ольга Мороз сочинила и поставила довольно многословную и несколько однообразную семейную сагу про блаженство семейно-студийных отношений.
Среда это закрытая, люди в ней объединены какой-то тайной общностью. Здесь главенствуют свои законы. Но если вы попали на эту волну всеобщего единения - вам должно стать хорошо. Вы должны почувствовать лирическое обаяние Пятачка - Сергея Данилова, томную флегматичность ИА.-Григория Романовского, пленительную грацию Совы - Татьяны Мельниковой...
Зрелищем совершенно чудесным неожиданно стал спектакль театра «Чудо» из Москвы «Беготня вокруг коня», поставленный режиссером Максимом Еремеевым по пьесе Ольги Ширеновой, сыгравшей в спектакле роль Мамы.
Театр виртуозен в сложнейшем жанре мелодрамы (из семьи ушел отец, а игрушечного коня две сестры упрямо считают перевоплотившимся папой).
Девочки, изумительно сыгранные Полиной Шаталовой и Асей Степаненко, изысканно органичны и артистичны.
Герои пиратского боевика «Веселый Роджер» Дамира Салимзянова театральной студии «Росток» из Пензы живут по иным законам. Режиссер Лариса Шамина последовательно стилизовала пионерскую игру про поиск сокровищ, раскрывая суть еще только формирующихся характеров и отношений. Сделано это точно, но слишком ожиданно.
Умиление должны были вызвать очаровательные дошколята, разыгравшие крохотные сказки «Как попугай Лори разноцветным стал» и «Кому выгодна ссора» студии «Звезда» из города Пересвета (режиссер Светлана Шарова). Получилось трогательно, но все же сказалось отсутствие опыта маленьких актеров.
Напротив, четкое следование принципам эстрадного шоу, вовсе не связанного с театральностью как таковой, вызвало недоумение при просмотре зрелища под названием «Путешествие вокруг земного шара» (студия «АРТ ШОК», руководитель Юлия Нарницкая).
Дети разного возраста, но одинаковой «попсовой хватки» задорно пели «песни разных народов». Назывался этот концерт почему-то мюзиклом.
Мало понятным осталось появление на фестивале вокального ансамбля «Надежда» (Москва) с пятиминутным номером «Широкая масленица». Пели они по-казацки истово, с каким-то всесокрушающим оптимизмом.
Но были и более тяжелые случаи. В частности, пьеса Валентины Селезневой «Близкие люди», поставленная ею же в студии «Колокольчик» (Москва).
Трагическая ситуация военного времени (дети сидят в подвале, не зная своей участи, но надеясь на освобождение) представлена как высокопарная и многозначительно многословная мелодрама. Апофеозом происходящего стало... «Подражание Франсуа Вийону» Булата Окуджавы в исполнении Елены Камбуровой, которой подпевали маленькие дети, изображая пафос.
Куда скромнее, но содержательнее оказался спектакль «Облако по имени Ваня» по рассказу Татьяны Тонковой, поставленный режиссерами Владимиром Шаховым и Татьяной Слинкиной в студии «ПодРосток» (Вологда).
Казуистика военного времени: от рук русской женщины-снайпера гибнут мирные русские жители - интерпретирована театром как притча библейского трагизма. Погибший ребенок становится облаком, но все еще мечтает стать и даже становится взрослым.
Воплощая невероятный сюжет, постановщики находят мудрую интонацию глубокого молитвенного покоя. Так же спокойно, но без отрешенности играет Ваню юный артист Денис Завьялов.
Наряду с трагическими сюжетами были в афише Фестиваля и сказки.
Юные актеры кукольного театра-студии «Забава» из города Видное показали замечательного «Слоненка» по Р.Киплингу.
Режиссер Сергей Фомичев придумал остроумных плоскостных кукол, довольно сложных в управлении, но образно точных и небанальных.
Притча про обретение независимого характера смотрится со вниманием и пользой для ума.
Иной случай «Горячее сердце». Зрелище, поставленное режиссером Олесей Манжей в Детско-юношеском музыкальном театре «СЮР» (Зеленоград), оказалось странного смысла сказкой, где злая Зима морозит Василису, а Ивану, хотя они только что зиме радовались, ничего не остается, как ее спасать. Делает он это странным способом: вырывает свое сердце. Однако Василиса остается неподвижна.
Тут Баба-Яга учит зрителей уму-разуму, Зима катается на роликах, зачем-то появляется Леший, которому в сюжете нечего делать, а зайцы просыпаются... после зимней спячки.
Примиряет со всем лишь простодушие, с каким это делается.
Три разных версии сказки «По щучьему велению» показали три коллектива.
Детский театр кукол Дворца культуры «Октябрь» из Дубны сыграл веселую историю так, как ее понимают увлеченные театром дети. Режиссер Яна Арзамасцева вместе с художником Алевтиной Кукобой придумали сложную конструкцию из бочек и теремов, которую артисты осваивают весело и бесстрашно, поселяя в нее придуманных ими же кукол.
В студии «Каникулы» из города Видное (режиссер Светлана Калинова) придумали свое развитие сюжета: у Царя зачем-то воруют корону, и начинается другая история, куда менее интересная. Зато Щука тут хороша - вся из черненого серебра, прямо не щука, а стерлядь!
Всего занятнее получился спектакль детского театра «Салют» из Калуги. Режиссер Елена Баландина вспомнила сказку Ивана Алексеевича Бунина «Про дурака Емелю, который вышел всех умнее», где ирония и скепсис классика особенно наглядны. Сам же спектакль, удивительно единый стилистически, напоминает сказки срединной Европы, чешские или австрийские, в которых все выглядит заметно культурнее, изящнее и забавней.
Тут сюжет раскручивают два скомороха, по ходу превращаясь в ведра, топоры или поленья. У Емели есть две родственницы - жены братьев, похожие на сварливых сестер Золушки. Возникают еще Незнай - явный предтеча русского абсурда, красивые Елки и Сотник с женой. Персонажей и происшествий много, но от этого не устаешь, а проникаешься какой-то новой мудростью.
Были на фестивале и сказки простенькие, написанные и поставленные без претензий, к примеру, «Настоящая принцесса» студии «Театральные ступеньки» (Москва), где очевидно досадное отсутствие у артистов хоть какого-нибудь опыта. Но именно на фестивалях опыт и можно приобрести.
Были скучноватые сюжеты вроде «Новых приключений Гарри Поттера» студии «МаскаРад» (Москва), где, тем не менее, возникли остроумные трюки вроде забавного Змея или явления Королевы, следящей за балансом Добра и Зла.
Наивным показался спектакль «Королевские зайцы» А.Александрова Детской студии шоу-театра «Сенсация» (режиссер Элла Родина). Но и в нем было свое обаяние: когда зрителям предложили изобразить стаю зайцев, оказалось достаточно поднять руки вверх и подрожать пальцами - получилось точно, легко и весело.
Эстрадное представление ростовых кукол «Витамины роста» шоу-театра «Корпорация кукол» тоже ни на что не претендовало, оставшись чистым развлечением (режиссер Юрий Квинт).
С другой стороны, артист Михаил Пшенко в моноспектакле «Один на один» (Театр одного актера «СлавоСвет») повествует о своей жизни артиста, литератора и каскадера, вовсе не простодушно следуя откровениям, какими нынче переполнен интернет.
Еще откровеннее вели себя артисты Театра комедии и клоунады «Грим масса». Их шоу «Цирк уехал, а клоуны остались» (автор и режиссер Павел Иванов) - беззастенчивый клон ранних хитов «Лицедеев», и не более того.
Если вернуться к сказкам, то достаточно серьезной показалась попытка театра «Роза ветров» (г. Реутов) сыграть философскую притчу В.Шукшина «До третьих петухов».
Молодой режиссер Алексей Капитонов увидел в этой истории предостережение новому поколению молодежи не поддаваться на чиновные ухищрения, не ходить к неведомым мудрецам за справкой, что ты умный, а просто жить, оставаясь самим собой, что, кстати, труднее всего.
Рядом с этой сказкой можно, пожалуй, поставить «Историю с метранпажем» А.Вампилова, разыгранную в стиле ретро Молодежным театром ТС (Москва) в постановке Георгия Васильева и Василия Бутенко. В их версии ощутима любовь к эпохе, доверие автору, искренность диалога сегодняшней молодежи с «новым классиком».
Лучшим спектаклем для детей, на мой взгляд, стал мюзикл «Тук-тук! Кто там?» композитора Марины Скороходовой по сюжету Михаила Бартенева в режиссуре Марины Филатовой.
Это чудо про Волка и козлят показал музыкальный театр «Муравейник» из Курска.
История, придуманная М.Бартеневым, развивает идею дружбы и взаимопомощи, которая может возникнуть между теми, кого общественное мнение настырно толкает к конфронтации. Лишь бы у «испытуемых» хватило характера и здравомыслия.
По новому сюжету Волк, в озорном исполнении Дмитрия Королева похожий на солиста группы «Лесоповал», давно завязал с криминальным прошлым. Козлята (в новой сказке их двое), шалуны и забияки, готовы привязаться к Волку, поскольку мужской руки в доме нет. Особенно страдает от этого козленок Беня в чудесном исполнении Дениса Власенко.
Но общественность не дремлет, нагнетая страх и отчаяние по поводу криминальной сущности Волка, обязанного (!) по всем понятиям козлят съесть.
Общественное мнение предстало в облике нудного академического хора, поющего патетический комментарий к классическому, то есть, по представлениям Хора, незыблемому сюжету, каноны которого герои обязаны чтить и исполнять. Это именно Хор с большой буквы «Х», смешная и беспощадная пародия на античный Хор, назойливо мудрствующий и беспардонно вмешивающийся в частную жизнь героев от имени Нравственности и самой Вечности.
Роль Хора разработана режиссурой виртуозно. Поют же артисты удивительно артистично, что называется, «в зерне» замысла, точно чувствуя авторскую иронию и жанровую специфику мюзикла. Особенно смело ведет себя своего рода Протагонист Хора - настырная перезрелая блондинка с кукишем на голове - уморительно смешная Софья Бадалова.
И все же хеппи-энд, как во всякой сказке, неизбежен и, разумеется, бескровен, чему все герои сказки, несомненно, рады, подобно всем участникам фестиваля «Веснушки-2011».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.