Вариации на тему/ "Шекспир. "Буря". Этюды..." (Учебный театр ГИТИС)

Выпуск №9-139/2011, Премьеры Москвы

Вариации на тему/ "Шекспир. "Буря". Этюды..." (Учебный театр ГИТИС)
На факультете музыкального театра РАТИ (ГИТИС) студенты Ш курса мастерской профессора Александра Бармака на сцене Учебного театра показали свой первый преддипломный опыт, названный «Шекспир. «Буря». Этюды...».

Небольшой, на полтора часа, спектакль вовсе не дайджест некоей оперы или мюзикла, а довольно сложная музыкально-пластическая импровизация на темы шекспировского сюжета, выстроенная как свободная игра.

Молодые артисты вовсе не симулируют «большой оперный стиль». Они остаются сами собой - студентами в репетиционной униформе, которые, увлеченно занимаясь на почти пустых подмостках сцендвижением, последовательно погружаются в лирико-философские глубины мудрой истории о любви и предательстве, верности и чести.

Их собственная молодость и простодушное бесстрашие - тоже своего рода сюжет и движитель сценических событий.

Но, оставаясь искренними и «беззащитными» перед сюжетом, юные артисты вовсе не инфантильны, поскольку музыкальная драматургия зрелища, которую они осваивают на наших глазах, весьма сложна и требует особой творческой сосредоточенности.

Режиссеры А.Бармак и М.Фейгин вместе с музыкальным руководителем Л.Морозовским создали композицию из фрагментов произведений классиков европейской музыки от К.-В.Глюка до Тома Уэйтса, которые превращаются в арии и ансамбли героев, точно характеризуя суть их отношений или состояний.

Задачи чисто педагогические здесь тоже вовсе не просты.

Персонажи, в силу переживаемых чувств, могут затанцевать или пройтись колесом, закричать как голодные хищные птицы и тут же спеть узнаваемую с трех нот каденцию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. В смятении кататься по полу, изображая жертв кораблекрушения, и внезапно сосредоточиться на никому не ведомой старинной арии, стараясь, как нынче принято, прилично спеть ее на языке оригинала, по-французски или по-немецки.

В этом нет безответственной приблизительности, но сохраняется изящество эскиза, что всегда воспринимается с особенным умилением именно в студенческих работах.

«Зеленый шум» молодости, искренность и темперамент артистов вполне отвечают сюжету, в котором люди, столь же юные и беззащитные перед жизнью, кажется, еще только учатся постигать ее законы.

Вполне молод и явно мало опытен мудрый от природы Просперо - Борис Дронзиков, что только прибавляет ему обаяния.

Юна и трепетна Миранда Валерии Сигидиной, чей красивый голос и пластическая выразительность отражают не только ее статус лирической героини, но и драматизм характера.

Фердинанд тоже герой сугубо лирический. Это Николай Тимохин доказывает интуитивно точным пением, дополняя портрет своего героя красками вдохновенного рыцарства.

Святослав Беседин играет Калибана существом простодушным, даже наивным, что вовсе не делает его менее опасным.

Каждое мгновение осмысленно существует на подмостках весельчак Стефано, сыгранный Русланом Лариным озорно и остроумно.

Небанально решен образ Ариэля. Его своевольный дух воплощен тремя актрисами - Аленой Маклецовой, Анной Маршания и Дианой Шиловой. Действуя совместно, они часто меняют характер и стиль поведения, последовательно преображаясь в хищных птиц, мрачных сирен или агрессивных амазонок.

Пластическая партитура зрелища вообще очень увлекательна. Хореограф Рамуне Ходоркайте, учитывая индивидуальные возможности студентов, сочиняет каждому персонажу внятную пластическую жизнь, отражающую внутреннее содержание его характера.

Театральная педагогика как таковая явила свою состоятельность. Ответственные за сценическое движение педагоги О.Волынцев и А.Жаркова, а за вокальную культуру - Э.Саркисян, Р.Лисициан, О.Миронова и И.Васильев сделали все возможное, чтобы вольный дух творческой импровизации студентов музыкального вуза на шекспировские темы обрел художественную завершенность.

Но искренняя увлеченность молодых исполнителей сложным материалом тут не менее существенна.

Камерную, по преимуществу, музыку артисты превратили в драматургически содержательную среду, освоившись в ней без унылого тугодумья, легко и непринужденно.

Фото Ольги Волочковой предоставлены Учебным театром ГИТИС

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.